Организация проектной деятельности в начальной школе
статья на тему

Александрова Елена Владимировна

Рассматривается вопрос необходимости проектной деятельности в начальной школе. Необходимым условием современного школьного обучения является приобретение учащимися личного опыта по решению актуальных проблем. Проектная деятельность школьников - это уникальный инструмент развития личности обучающихся. В статье приведён поэтаптный практический опыт организации проектной деятельности в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Макаракская основная     общеобразовательная школа

Александрова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Организация проектной деятельности в начальной школе

Знание составляется из мелких

 крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев

 Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

1. Постановка проблемы. Проблема может идти от ребенка, а может направляться учителем.

 2. Тема проекта. Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. После выбора из проблемных вопросов наиболее значимого, определяется цель проекта.

 3. Цель проекта.

 4. Задачи проекта.

 5. Гипотеза.

6. План работы.

7. Продукт проекта. Это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

 8. Выводы (итог) проекта.

 Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, исследовательские. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. В рамках конкурса проектов учащихся 3 класса было решено привлечь учащихся 5 класса, так как в начальной школе они были знакомы с проектной деятельностью. Целью нашей работы являлась применение проектной деятельности на уроках.

Совместно с учащимися были поставлены следующие задачи: Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

 Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Материалы нашего исследования.

Материалы проектной деятельности рассматривались на уроках в 3 классе. Проекты по содержанию были информационные, по форме индивидуальные, по продолжительности краткосрочные.

Структура работы:

1.Введение

 2. Основная часть

 3.Исследования

4.Заключение

5.Список использованных источников

Продукт проекта: презентация, памятки

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. ―Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

 Методика организации проекта

 1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

• высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; • обсуждение возникших идей;

• перечисление интересующих учащихся тем проектов;

 • формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

 2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

• уточнение намеченной цели и задач;

• поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

 • обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

 • интерпретация данных;

 • сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

 • систематизация полученных данных;

• построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

• осмысление полученных данных и способов достижения результата;

 • обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Применяя метод проектов на уроках  в начальных классов, надо стремиться повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создать проблемно-мотивационную среду на уроке можно разными формами: беседой, дискуссией, ―мозговым штурмом, самостоятельной работой, организацией ―круглого стола, консультацией, семинаром, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Часто возникают такие проблемы, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает учащимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Организуя проектную деятельность, можно использовать―Правила успешной проектной деятельности, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

 1 В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2 Команды не соревнуются.

 3 Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4 Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

 5 Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых ―спящих партнеров.

6 Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. Каждая группа, участвующая в проекте, получает ―План действий учащихся в проекте.

План действий учащихся в проекте

1 Выбор темы проекта (исследования).

 2 Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

3 Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

4 Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

5 Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6 Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

7 Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8 Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9 Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта. Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д. Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности. Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки ―ученик - ученик, ―ученик – учитель, ―учитель – ученик, ―ученик – класс, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения. Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся.

Через проектную деятельность у детей были сформированы следующие умения.

1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения;

5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

 Подводя итог, можно отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной работе. Участие в данной деятельности повышает у учащихся уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

 Литература

1. Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательный учреждений / Науч. ред. С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 248 с.

2. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 244 с.

3. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.–152 с..

4. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56 с.

 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...