Дети с СДВГ . Приемы работы с такими детьми.
консультация на тему
Довольно часто в школе обучаются дети с СДВГ. По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, упрямого или невоспитанного. Однако это не так. СДВГ - это серьезное заболевание, поэтому учитель должен знать приемы эффективной работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_metodobedinenii.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с СДВГ, приемы работы .
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - дисфункция центральной нервной системы головного мозга, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. СДВГ может встречаться как в изолированном виде, так и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию ребенка.
Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьной программы и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Поэтому важно распознавать ранние проявления СДВГ и знать о возможностях их лечения. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых.
Причины СДВГ
Достоверной и единственной причины синдрома до сих пор не найдено. Считается, что в основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и раннее органическое повреждение центральной нервной системы, которые могут сочетаться друг с другом. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего - внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.
Основные проявления СДВГ
Нарушения внимания
Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
Не слушает обращенную к нему речь.
Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
Часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается.
Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
Не может тихо, спокойно играть.
Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
Не может дожидаться своей очереди.
Мешает другим людям, перебивает их.
Болтлив, не сдержан в речи.
Обязательными характеристиками СДВГ являются:
- продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев;
- постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
- выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают. Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (при этом общий уровень интеллектуального развития у детей с СДВГ соответствует возрастному диапазону). Во время уроков не слышат учителя, им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца, забывают по ходу выполнения условия задания, плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения работы, даже если располагают для этого всем необходимым, не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются, когда условия задания меняются или дается новое. Не могут самостоятельно справляться с выполнением уроков дома. По сравнению со сверстниками гораздо чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета, логического мышления.
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. Поскольку для всех проявлений СДВГ типичны существенные колебания настроения в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. Нередко наблюдаются вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе.
Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Ребенок с СДВГ не только плохо учится сам, но часто «срывает» уроки, мешает работе класса и поэтому часто вызывается в кабинет директора. В целом его поведение создает впечатление «незрелости», несоответствия своему возрасту. Общаться с ним обычно готовы лишь дети младше по возрасту или сверстники со сходными проблемами поведения. Постепенно у детей с СДВГ формируется низкая самооценка.
Приемы, помогающие обучать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
- Помогайте ребенку организовывать свою работу, но не делайте это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка;
- Помогайте ребенку наводящими вопросами;
- Составляйте для ученика план действий, используя наглядность;
- Если ребенок сделал ошибку, попросите его найти эту ошибку самостоятельно;
- Оценивая работу, выставляйте оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.
- Давайте четкие инструкции. Не используйте сложные предложения;
- Не берите с таких детей обещаний;
- Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалить за хорошее поведение, чем ругать за плохое;
- Если ребенок плохо ведет себя на уроке, то постарайтесь не делать вербальных замечаний;
- Постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю;
- Напоминайте ученику о правилах поведения в школе;
- Заранее проговаривайте ребенку сценарий урока, о том, какие задания будут выполняться;
- Чередуйте разные виды деятельности;
- Просите ребенка с СДВГ помогать вам на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....
Приемы работы с одаренными детьми
Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми...
Мастер класс "Приемы работы с агрессивными детьми"
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Приемы работы педагога-психолога с агрессивными детьми». Сегодня мы вспомним и проиграем всем известные упражнения для того, чтобы использовать их д...
Приемы работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
В статье описаны различные виды упражнений, приемов работы с одаренными детьми....
Приемы работы с гиперактивными детьми
Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с...
Буклет "Методы и приемы работы логопеда с детьми с ОВЗ"
Небольшой буклет, содержащий методы и приемы развития коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики и методы речевого развития...
«Эффективные приемы работы с отстающими детьми»
Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень вы...