Преемственность реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО по системе оценки достижения планируемых результатов
учебно-методический материал на тему
Преемственность реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО по системе оценки достижения планируемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_dostizheniya_planiruemyh_rezultatov.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность
реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
по системе оценки достижения планируемых результатов
1.Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
2.Новая система оценки ставит сложные конкретные вопросы: «что оценивать?», «по какой шкале?», «где накапливать и фиксировать результаты?».
3.Оцениваем результаты − предметные, метапредметные и личностные.
Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики),
а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака)
4. Перед учителем, встаёт такая проблема: как сделать так, чтобы и ученик чувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка? Ответ на этот вопрос помогают дать новые формы оценивания результатов обучения младших школьников.
5. Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные универсальные умения, развитие самостоятельности учебных действий привёл к изменению форм и методов оценки учебных достижений.
6-14.
15. Работа по формированию оценочной системы строится в несколько этапов.
На первом этапе, необходимо ввести ребёнка в мир оценивания.
С этой целью необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания и самооценивания, вызвать потребность в оценивании своих учебных действий. Причём построить систему оценивания таким образом, чтобы гарантировать каждому ученику ситуацию успеха.
16. В первом классе учащиеся учатся оценивать своё настроение на уроке. Для этого они в конце урока в «Личном еженедельнике школьника» рисуют смайлик, передающий настроение.
17. Кроме оценки своего настроения проводится работа по формированию умения оценивать свою деятельность. Для этого используются в работе следующие приёмы:
«волшебные линеечки» наглядно показывают ребёнку его прирост на уроке
совместная выработка критериев оценки, которые проговариваются и принимаются ребятами до выполнения работы. Таким образом, критерий становится ориентиром, к которому стремится ученик. |
«лесенка успеха» помогает ребёнку представить на какой ступеньке в изучении предмета он находится.
Для создания ситуации успеха используются словесная эмоционально – окрашенная оценка: «Молодец!», «Хорошо!», «Великолепно!», «Умница!», «Мне нравится твоя работа», «Отлично!», «У тебя все получилось», «Тебя приятно было слушать», «Ты отлично справился!» и т.д.;
самооценка каждого задания в работе: поставьте напротив задания «+» если вам было всё понятно, при работе не возникало трудностей; « v» если были небольшие трудности, для выполнения требовалась подсказка; «-» было трудно, непонятно, сам не справился.
18-21.
22. На втором этапе ребята учатся оценивать не только себя, но и своих товарищей. Причём при взаимооценке дети мотивируют своё мнение, указывают товарищу на его недостатки и хвалят за успехи. Такой вид деятельности очень нравится детям: во- первых, потому что они видят интерес ребят к своей работе, во-вторых, им приятно быть в роли «учителя», высказывать своё мнение и чувствовать внимание ребят к своим суждениям; в-третьих, школьники учатся критически и адекватно оценивать свою работу, что снимает непонимание между учителем и учеником.
Дети теперь понимают, почему педагог ставит ту или иную отметку.
23.В условиях внедрения новых способов оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников. Какие «инструменты» помогут педагогу, простроить индивидуальные траектории развития учеников?
Таким инструментом, на мой взгляд, являются «Листы индивидуальных достижений обучающихся». В листах достижений фиксирую все данные по итогам самостоятельных и поверочных работ по всем предметам, начиная со стартовой диагностики. На листе указывается вид работы, предмет, дата; указываются выполняемые задания, и напротив фамилии каждого ученика ставится знак, показывающий, как ребёнок справился с заданием. Таким образом, можно наблюдать успехи и трудности каждого ученика в классе, так и оценивать работу в целом по классу. Анализируя полученные данные, строится дальнейшая работа.
24-29
30. В практике пользуюсь ещё одной формой оценивания, где ученики (сначала совместно с учителем, потом самостоятельно) отмечают свое продвижение, является лист-диаграмма «Я учусь читать». Смайликами ребенок отмечает скорость своего чтения и совместно с учителем заносит характеристики чтения в оценочный лист. Так он наглядно может пронаблюдать динамику развития такого компонента как темп чтения. Это способствует развитию самоконтроля за данным видом деятельности.
Для того чтобы у учащихся формировался собственный «инструмент» для контроля и оценки своих знаний и умений, учениками заполняются Оценочные листы.
Таким образом, ребенок учится не только оценивать свои действия, но и планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Что способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.
31-34
35.Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается по пятибалльной шкале.
Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
36. Оценивание учителя
- Осуществляется после самооценки ученика
- Объясняется различие в оценках
- Дополняется(по необходимости) оценкой по другому критерию
- Адекватность самооценивания объясняется
- Обязательна самооценка и оценка на рефлексивном этапе урока
- На других этапах урока учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности
37.Новые формы оценки метапредметных результатов
Проект, исследовательская работа, комплексная работа, портфолио.
Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности у каждого ученика есть Портфель достижений или «Портфолио».
Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку. В один из разделов «Портфолио» « Мои учебные достижения вкладываются листы учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», листы с «лесенками знаний». Они заполняются в течение года.
38. Работа с новыми формами оценивания достаточно трудоёмка, но я считаю её необходимой, так как она позволяет мне видеть уровень развития как класса в целом, так и каждого ученика в частности, корректировать свою педагогическую деятельность. Эта работа даёт толчок для профессионального роста, так как есть необходимость в изучении новых технологий ,применении их в практике.
39.Основанием преемственности разных этапов образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» писал: «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...
Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО
Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...
Новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов по ФГОС.
Новая система оценки ставит перед нами ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как опред...
Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...
Модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся в условиях ФГОС
Здесь описана модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся по различным критериям...
Презентация "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"
Презентация для выступления на педагогическом совете гимназии по теме "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...