Формирование навыков использования информационной среды при работе над проектами в начальных классах
материал на тему
Предварительный просмотр:
Формирование навыков использования информационной среды при работе над проектами в начальных классах
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
В информационном обществе человеку придется учиться всю жизнь, а информационные объекты в работе любого профессионала станут гипермедийными (то есть, будут объединять текст, наглядно-графические объекты, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных), передаваемыми устно, телекоммуникационно, размещаемыми в Интернете. Следовательно, необходимо подготовить людей к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. ИКТ-компетентность – умения и навыки использования информационно-коммуникационных технологий – выступает компонентом информационной культуры личности.
Ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания. В этой связи развитие информационной культуры становится необходимым требованием к современному учителю. В выпускной квалификационной работе описаны критерии и показатели, характеризующие уровень информационной культуры учителя.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности (метапредметные и предметные результаты). Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников (программа формирования универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения обучающимися предметных областей деятельности). Высокие темпы информатизации общества определили выделение программы формирования ИКТ-компетентности в отдельную подпрограмму формирования универсальных учебных действий, представленную в примерной ООП НОО.
Одной из задач в работе современного учителя является : изучить на практике и использовать возможности проектной деятельности в формирования информационной культуры младших школьников.
Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектная деятельность предполагает ориентацию на получение конкретного результата; предварительное описание результата; относительно жесткую фиксацию срока достижения результата; предварительное планирование действий по достижению результата; планирование отдельных действий с конкретизацией результатов, обеспечивающих достижение общего результата проекта; выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.
Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т.п., метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.
В ходе проектной деятельности учащиеся увидели реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в проектах, были заинтересованы в результате. Участие в проекте позволило им понять границы своих знаний, появилась потребность их расширить; у них проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся увидели, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.
Функциями учителя в процессе выполнения обучающимися проектов выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла проекта; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.
Реализация проектов предполагала поиск информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработку, презентацию; работу на компьютере в различных программах, что способствовало формированию информационной культуры младших школьников.
Изучение проблемы использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников в дальнейшем может быть реализовано в следующих направлениях: приемы и методы обучения проектной деятельности младших школьников; разработка проблемного поля для проектов по каждому из учебных предметов в начальной школе; изучение способов мотивации участников проекта; разработка критериев и показателей сформированности информационной культуры младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков использования информационной среды
Интегрирование информационных технологий в учебно-воспитательный процесс –это обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуаль...
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Формирование навыков использования информационной среды в начальной школе.
Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовани...
Воспитание гражданственности и патриотизма посредством мультимедийной информационной среды ПервоЛого во внеурочной деятельности в начальной школе. Создание анимационного проекта «Сноубордист».
Это конспект занятия по внеурочной деятельности в мультимедийной среде ПервоЛого. Создание анимационного проекта "Сноубордист". В занятии совмещаются такие понятия как воспитание гражданственности и п...
Формирование навыка использования информациооной среды при работе над проектами в начальных классах
О информационной среде и ее использовании младшими школьниками....
Формирование коммуникативных навыков с целью организации коллективной работы на уроке в начальной школе
Организация различных видов деятельности с целью повышения коммуникативных навыков...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы).
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в начальных классах с младшими школьниками с легкой умственной отсталостью (из опыта работы)....