Конкурсное задание: Методический семинар
материал на тему

Назарова Светлана Анатольевна

Моя методическая тема: «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития  индивидуальных познавательных способностей младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«Методический семинар»

Назарова Светлана Анатольевна,

Теньгушевский муниципальный район,

МБОУ «Барашевская СОШ»

 

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность.   Способность к проектированию, возможно, сформировать у большинства младших школьников, поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. Метод проектов позволяет осуществлять исследовательскую деятельность детей младшего школьного возраста, без навыков которой сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Моя методическая тема: «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития  индивидуальных познавательных способностей младших школьников»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является  организация проектно-исследовательской деятельности  в рамках ФГОС. Именно проектно-исследовательская  деятельность  способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.  

Новизна темы данной методической системы  прослеживается в новом ФГОС.  Главное отличие нового ФГОС – ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход, поэтому основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Актуальными  для современной начальной школы являются следующие вопросы: как научить ученика универсальным учебным действиям,  научить учиться, т.е. сформировать способность у ученика к саморазвитию и самосовершенствованию (ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности)? Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы?  Совсем несложно заметить, что если ребенка не учить целенаправленно тому, как вести исследовательский поиск, специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда.        

 Теоретической основой опыта являются труды Александра Ильича Савенкова. Основы исследовательской деятельности изложены в работах классиков педагогики Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.

Цель: создать условия для развития индивидуальных познавательных способностей младших школьников.

В основу  моей методической темы положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат и реализации двух важнейших функций: образовательной и воспитательной.  

Задачи:

-    изучить материалы научно-методической литературы;

-  подготовить обучающихся к овладению универсальными учебными действиями (УУД) на основе взаимосвязанных педагогических способов;

 - обеспечивать индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей;

- развивать у ребёнка естественную потребность познания окружающего мира;

- воспитывать у детей  в процессе проектно-исследовательской деятельности личностные качества, соответствующие национальным и общечеловеческим нравственным образцам;

- осуществлять контроль сформированности проектно-исследовательских навыков для учета реальных затруднений и потребностей обучающихся.

   Методическая система строится по следующим принципам:

  • учитывать возрастные психологические особенности развития детей;
  • создавать условия для приобретения учениками опыта проектно-исследовательской деятельности;
  • не преподносить школьникам новое знание в готовом виде, а организовывать процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной проектно-исследовательской  деятельности;
  •  создавать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия, создавать ситуацию успеха;
  •  формировать у обучающихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  •   предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

  Реализация этих принципов соотносится с моим методическим стилем. Достижение положительных результатов участников методической системы возможны лишь при создании на уроке благоприятной атмосферы сотворчества, доброжелательности, последовательности и постоянства в предъявлении требований, терпимости. Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Ожидаемые результаты: ученик, владеющий универсальными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни; наличие учебных компетенций и ценностей, собственных потребностей и возможностей, культурного самосознания и отношения к миру, другим культурам.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках методической системы «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития  индивидуальных познавательных способностей младших школьников» предполагает использование метода проектов  для достижения вышепоставленных целей обучения. Метод проектов - ведущий метод моей системы, который опирается на уже имеющийся опыт ребёнка, на его собственный путь искания и преодоления затруднений. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы и ищет научные знания в форме диалога учителя, ученика и другого источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль организатора, руководителя, не подменяющая самостоятельной работы ребенка.

Велика роль проектно-исследовательской деятельности, как, в общем, так и в индивидуальном развитии школьника.  Она  дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение, речь, способность выразить себя в слове, развивает собственное творчество.  

Для учителя самым ценным в методе проектов является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления обучающихся через применение разнообразных учебных приемов.

У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учеников основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача учителя и родителей - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе.

Проектно-исследовательская деятельность  проходит в форме небольших междисциплинарных исследований. Содержанием проектной деятельности младших школьников становятся  извечные детские «почему?». Осуществляя работу над проектом, ребенок получает возможность самостоятельно (конечно, с помощью взрослого) найти ответы на свои вопросы. Проектно-исследовательская деятельность организуется систематически на каждом уроке. Но прежде чем полноценно работать на уроках, необходимо обучить детей специальным исследовательским умениям.

Тему выбирает сам ученик, исходя из своих потребностей и интересов, и выполняет маленький конкретный проект. Что дает работа над проектом ученикам моего класса?

Эта работа позволяет обучающимся общаться с окружающим миром:

  • беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс познавательную литературу, анализируют статьи;
  • сотрудничают с библиотекой, средствами массовой информации;
  •  учатся искать информацию через сеть Интернет (самостоятельно, с помощью родителей).

Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы. Использование  методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу  учеников;

- уметь организовать и проводить дискуссии, не  навязывая свою точку зрения, не подавляя детей своим авторитетом;

- устанавливать и поддерживать в группах  работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя  обучающихся на поиск решения поставленной проблемы;

- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

В первом классе веду пропедевтическую работу: включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями ( анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

Со второго класса провожу специальные занятия по проектно-исследовательской деятельности: знакомлю детей  с теоретическими понятиями (проблема, идея, тема, цель, сбор информации, защита(презентация проекта),  осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Исследования проводятся под моим руководством, затем с помощью родителей.

В третьем классе ученики  продолжают знакомиться с теорией проектного исследования, структурой, методами исследования. Ребята предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, наблюдения, опросы, анкетирование. Ход проектных исследования обсуждаем на занятиях, я оказываю консультативную  помощь.

В четвертом классе на уроках и внеурочной деятельности обобщаются полученные знания. Ученики  способны самостоятельно осуществлять проектно-исследовательскую работу по выбранной теме. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых  четвероклассники учатся оформлять результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point. Ищут информацию в сети Интернет.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. В 2013-2014 учебном году в первом классе я провела родительское собрание на тему « Проектная деятельность». При подготовке к собранию было проведено анкетирование родителей.

Анкета для родителей

  1. Знаете ли вы о проектной деятельности? Нужно ли в школе заниматься проектной работой?
  2. С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении? Нужна ли вам информациями по данной теме?
  3. Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами? Окажете ли вы ему помощь?

Результаты анкетирования показали, что родители первоклассников слышали о проектной деятельности, желают получить информацию, окажут помощь детям. Проектно-исследовательская деятельность стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, выполняют несложные задания по наблюдению за погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Результативность проектно-исследовательской деятельности: организация проектно-исследовательской деятельности способствует актуализации компетентностей ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.  

Методический опыт по теме «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития  индивидуальных познавательных способностей младших школьников» апробирован с в МБОУ «Барашевская СОШ» и активно применяется мной на протяжении нескольких  лет.

Не менее важным показателем результата работы по моему методическому опыту является наличие последователей. Мои коллеги, учителя начальных классов и воспитатели группы продленного дня,  активно используют отдельные элементы опыта в своей педагогической деятельности.

Ведется систематическая работа по распространению педагогического опыта, в том числе и через Интернет: на персональном сайте http://www.proshkolu.ru/user/nasarova11/folder/6474/ 

http://nsportal.ru/nazarova-svetlana-anatolevna , на школьном сайте http://barashevo.ucoz.ru/index/nazarova_s_a/0-24 

Я  была назначена  руководителем секции «Знайка»  (Проектно-исследовательская деятельность) на районной  научно-практической конференции школьников «Малая академия юных дарований». Поэтому  мне пришлось принять активное участие в разработке критериев оценивания проектно-исследовательских работ школьников.

 Подтверждением продуктивности моего опыта, могут служить уроки и занятия внеурочной деятельности. Мною была разработана программа кружка «Я - исследователь» (2013-2016 гг), «Эрудит» (2016 – 2017 уч.г.).

Проведенные открытые уроки:

1 класс (2013- 2014 уч.г.). Урок – проект  «Моя азбука».

2 класс (2014- 2015 уч.г.). Урок-проект «Моя семья».

3 класс (2015 – 2016 уч.г.). Урок - исследование по русскому языку «Фразеологизмы в нашей речи» ( в рамках профориентационной работы для учеников 11 класса)

С 2007 года я руководитель школьного методического объединения. Мои выступления по данной теме за последние годы:

-  «Реализация творческих проектов на уроках в начальной школе ( педсовет 2015 г.);

-  « Проектно- исследовательская деятельность на уроках в начальной школе»  (районные секционные МО учителей начальных классов, 2013г);

-  «Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов» (МО учителей начальных классов, 2014 г);

- «Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов» (МО учителей начальных классов , 2015).

Я рада, что мои ученики  воспитаны, любознательны, трудолюбивы. Они  принимают активное участие во многих конкурсах и олимпиадах.  Мои ученики – победители и призеры районной,  республиканских, межрегиональных научно – практических конференций, творческих конкурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская работа ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Литература

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческик проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – 2001. - №1.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Савенков А.И.Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/Ярославль: Академия развития, 2004.
  5. Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. Сборник статей/ Под общ. ред. Н.К. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Методический семинар»

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деят...

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание«Методический семинар»...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Компьютерная презентация профессиональной педагогической деятельности по теме "Проектно-исследовательская деятельность, как средства формирования личностных и метапредметных УУД через взаимодействие с...

Конкурсное задание - Методический семинар, презентация

«Методик семинар» исемле  муниципаль һөнәри конкурс эшем«Математика  дәресенә һөйөү уятыу менән бергә дәрескә актив эшмәкәрлек булдырыу, яңылыҡ керетеү  маҡсатында  ҡорама ҡорау...

Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года РТ-2016", конкурсное задание "Методический семинар"

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».Л.С.Выготский...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар"...