Конкурсное задание "Методический семинар"
методическая разработка на тему

Бахарева Екатерина Алексеевна

Конкурсное задание "Методический семинар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_seminar.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-этической ориентации младших школьников как компонента развития личностных универсальных учебных действий на уроках чтения в процессе использования проблемно – диалоговой технологии

                          От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа
                                                                                                                 Д.Локк

Социально значимой проблемой во все времена является воспитание морали, формирование духовно-нравственных ценностей молодого поколения. Хотя я проработала в школе всего 4 года, но могу уже утверждать, что на сегодняшний день проблема формирования вечных ценностей особенно актуальна.

        Сегодня мы наблюдаем, как Россия идёт по пути духовного обнищания и деградации за счёт смены ценностных ориентиров, установки акцента на приоритете денег, культе вещей, покупок, накопительства. А ведь хорошо известно, что материальность, поставленная во главу угла развития личности, разрушает структуру этой личности, активизируя в сознании человека природные инстинкты, а не разумное начало.

По моим наблюдениям не во всех семьях детям прививаются такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, желание помочь. Многие школьники не испытывают патриотических чувств к своему селу, к своей стране, не интересуются  ее сложным историческим прошлым.

    Именно поэтому, в системе современного российского образования, в условиях требований ФГОС, большое внимание уделяется становлению личностных характеристик ученика. Обратимся к «Портрету выпускника начальной школы». Выпускник должен быть:

  • любящим свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
  • любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
  • владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
  • готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

     Формирование нравственно-этических ориентаций основано на формировании ценностей: гуманного отношения друг к другу, любви к своей малой Родине, толерантности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Любить свою малую Родину, семью, окружающих людей, познавать добро и зло  помогают книги.     Именно в процессе чтения и обсуждения дети учатся делать открытия для самих себя: учатся понимать самих себя, оценивать поступки героев, отождествлять себя с ними, решать проблемы, высказывать свою точку зрения и  аргументированно отстаивать её.

Поэтому работа с книгой, уроки чтения, а именно, «уроки нравственности», являются средством развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.

На этих уроках осуществляется и формирование личностных УУД. Особый акцент я делаю на формировании нравственно – этической ориентации учеников.  Нравственно-этическая ориентация представляет собой выбор действия в условиях морального конфликта.  На уроках чтения, способствующих выбору действий в условиях морального конфликта, дети выполняют виды работ:

  • Интерпретируют поучительные для детей тексты;
  • Растолковывают несложные пословицы;
  • Анализируют и оценивают характер и поступки героев;
  • Сравнивают свои поступки с поступками героев;
  • Сочиняют сказки, побасенки;
  • Решают проблемные ситуации, сложившиеся в ходе урока;
  • Делают иллюстрации к этим ситуациям;
  • Осуществляют мини-исследования ( «История дома, который построил дед», «История возникновения с. Редькино», «Мой дед – ветеран Великой Отечественной войны» и др.)

На уроках чтения я активно использую проблемно – диалоговую технологию.

Проблемно – диалоговая технология – это технология,  применение которой обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога и создания проблемной ситуации.

  Преимуществом проблемно – диалоговой технологии является диалогическая постановка проблемы,  мотивирующая школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс; диалогический поиск решения, который,  в отличие от изложения готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником (ведь он сам додумался до истины). Кроме того, проблемно- диалоговая технология – интерактивная технология, где знания часто добываются в совместной деятельности учащихся между собой и учителем через диалог и полилог.

   Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников; активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, воображение, речь, воспитывает активную личность, потому что для диалога с учителем и с одноклассниками  школьнику нужны и смелость, и решительность.

Существует множество приемов создания проблемно – диалоговых ситуаций. Приведу примеры их создания на уроках чтения из опыта своей работы с использованием двух поучительных текстов, в которых обозначена одна и та же проблема.

 Урок чтения в 1 классе. Решение проблемы равнодушного поведения на примере поступков мальчиков – героев произведений:  рассказа Юлии Азимовой «Ничего не сделали» и рассказа Валентины Осеевой «Плохо».  

 В начале урока я читаю детям рассказ  Юлии Азимовой «Ничего не сделали».

Текст  рассказа. 

  После уроков, Андрей и Никита остались дежурить в классе. Закончив уборку, они дружно попрощались с учительницей Кристиной Витальевной, и выбежали из класса. В коридоре было непривычно тихо - все дети ушли домой. Только уборщица, Катерина Васильевна, мыла пол. Ребята, стараясь не поскользнуться, тихонько пошли к лестнице. Навстречу им, по ступенькам поднималась девочка, из параллельного класса. Она несла в руках целую стопку книг, и не увидела ведра с водой, которое стояло у кабинета математики. Споткнувшись об ведро, она не удержалась, и упала. Книги рассыпались по мокрому полу.

  - Ох, беда - то, какая! - всплеснула руками уборщица. - Деточка, ты не ушиблась?

  - Нет, - вытирая слёзы, ответила девочка, - только книжки жалко - они все намокли...

  - Главное, что ты цела! - улыбнулась Катерина Васильевна. - А книги - высушим!

   Ребята всё это время, стояли на лестничной площадке, издали следя за происходящим, и хихикали.

  Уборщица заметила их, и пристыдила: - Эх, вы!

  - А что мы?! Мы ничего не сделали! - пожав плечами, хором ответили мальчишки.

  - Вот, именно, что: НИЧЕГО!!! - грустно вздохнув, ответила им Катерина Васильевна.

  

  Строю с детьми проблемный диалог по рассказу Юлии Азимовой «Ничего не сделали»: 

Учитель

Ученики

- Почему девочка споткнулась?

- Как повела себя уборщица?

- Что расстроило девочку?

- Что сказала девочке учительница?

- Ребята, а вы бы расстроились, если бы намокли ваши учебники? Почему?

- А как повели себя Андрей и Никита?

- Как  вы оцениваете их поступок? Плохо они поступили или хорошо?

- Как вы думаете, что ребята должны были сделать в этой ситуации?

- Подумайте, как могли мальчики помочь ей?

- Какая черта характера проявилась у мальчиков? Какие они были?

- Можно ли назвать мальчиков «равнодушными», то есть такими, которым нет дела до других?

- Быть равнодушным – это плохо или хорошо?

- Почему? Приведите примеры равнодушного поведения.

- Ребята, равнодушные люди – это страшные люди. Представьте, что кому- то из вас стало плохо на улице, вы даже упали, а равнодушные люди проходят мимо, не оказывают вам никакой помощи. Что бы вы почувствовали тогда?

Записываю слово «равнодушный» на доске.

- Не заметила ведро.

- Пожалела девочку.

- Она расстроилась, потому что книги намокли.

- Учительница тоже утешила девочку.

- Да, книги нужно беречь. Из них мы узнаем много нового, их можно перечитывать. Книги – это наши друзья. Друзья должны быть здоровы, мокрая книга – это «больная» книга.

- Смеялись.

- Они поступили плохо, потому что, когда человек падает, не надо над ним смеяться, ему может быть больно. Они сами могли поскользнуться и упасть.

-  Если бы они были добрыми мальчиками, они могли бы помочь девочке.

- Пожалеть, сказать добрые слова, помочь высушить книги, проводить домой…

 - Недобрые, глупые.

- Можно.

- Плохо.

Дети приводят примеры.

- Обиду, страх, стали бы плакать…

Дети читают рассказ Валентины  Осеевой «Плохо».

Текст рассказа.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

 - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Учитель

Ученики

-  Оцените поведение мальчиков, как они ведут себя в данной ситуации. Каким словом можно назвать их поведение?

- А может быть, они просто испугались собаки?

 Собака могла быть очень опасной и злой, она могла покусать ребят. Что в этой ситуации могли сделать мальчики?

- Какой вывод можно сделать после прочтения этих двух рассказов?

- Мальчики вели себя плохо, они не спасли котенка. Они были равнодушными.

- Да, может быть испугались. Они были трусливые, можно было взять палку и отогнать собаку.

.Наверное, можно было бы позвать взрослых, чтобы спасти котенка.

- Нельзя быть равнодушным человеком.

Урок чтения во 2 классе. Чтение текстов, способствующих профилактике детской лжи и воспитанию уважения к другим людям.

Предлагаю ученикам 2 класса прослушать отрывок из рассказа Валентины Осеевой «Что легче?» и  ответить на вопросы.

Текст рассказа.

 Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу.  Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

После прочтения начала рассказа я строю диалог с детьми:

Учитель

Ученики

- Подумайте, кто из мальчиков поступил бы правильно: те, кто хотели солгать или тот, который хотел сказать правду?

- А сейчас мы разделимся на 2 группы: в 1 группу войдут те, кто считают, что нужно было солгать. Во 2 – те, кто считают, что нужно было сказать правду. Посовещайтесь между собой и докажите, кто из мальчиков рассуждал правильно. Выберите того, кто будет отвечать, выражая мнение группы.

- А как зовут людей, которые постоянно лгут?

- Недаром же в народе говорят: «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят», «Ржа ест железо, а ложь - душу.».

- А еще есть пословица: «Шила в мешке не утаишь», то есть шило в мешке спрятать нельзя, можно уколоться, и ложь утаить не получится, рано или поздно она станет явной.

Мнения учеников разделились.

- Мальчики, которые хотели соврать / мальчик, который хотел сказать правду.

Представитель 1 группы говорит, что, если мальчики солгут, то их не накажут.

Представитель 2 группы говорит, что лгать – нехорошо, обманывать  плохо. Люди могут всегда перестать вам  верить, и человек может остаться без друзей.

- Вруны.

Предлагаю детям прочитать отрывок из рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным».

Текст.

Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:

- Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

- Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

- А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать!

*         *        *

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

- Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

- Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

- Да.

Комментарий учителя: «Ребята, вы поняли, что лгать другим – нехорошо, нужно уважать и беречь друг друга? Когда неправда обнаруживается, человеку бывает очень стыдно, его мучает совесть. Растолкуйте, пожалуйста, пословицу «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

Урок чтения в 3 классе по басне Сергея Михалкова «Ворона и рак». После краткого ознакомления учеников с творчеством Сергея Михалкова, дети самостоятельно читают произведение «Ворона и рак», не зная его жанра. Решается проблема установления жанра произведения. Дети учатся отстаивать собственную точку зрения.

Текст.

Летела ворона по-над морем, смотрит: рак ползет — хап его! И понесла в лес, чтобы, усевшись где-нибудь на ветке, хорошенько закусить. Видит рак, что приходится пропадать, и говорит вороне:

— Эй, ворона, ворона! Знал я твоего отца и твою мать — славные были люди!

— Угу! — ответила ворона, не раскрывая рта.

— И братьев и сестер твоих знаю: что за добрые были люди!

— Угу!

— Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете.

Понравились эти речи вороне; каркнула она во весь рот и упустила рака в море.

Учитель

Ученики

- К какому жанру относится это произведение?

- У нас два мнения. Пусть каждый из вас докажет, что его точка зрения верна.

- Ребята, это произведение похоже на сказку, потому что животные общаются как люди. Но все же это не сказка, потому что автор олицетворяет  недостатки человека и высмеивает их. Особенностью этой басни является то, что она написана в прозе, то есть не в стихах.

Слово «Проза» пишется на доске.

- Проза – это обычная письменная речь, которую мы встречаем в рассказах и сказках.

Мнения учеников разделились.

- Сказка о животных.

 - Басня.

Дети отстаивают свою точку зрения, высказывая аргументы в пользу сказки, либо басни. Большинство детей убеждено, что это сказка о животных, они приводят аргументы, что действующие лица произведения – животные, которые разговаривают человеческим голосом.

 А меньшинство говорит, что это басня, потому что автор высмеивает глупую ворону и рассказывает о том, как рак перехитрил ее.

   Урок чтения в 1 классе. Сочинение детьми продолжения сказки после прочтения рассказа Валентины Осеевой «До первого дождя». На уроке решается проблема  сохранения дружбы, поиска новых друзей, взаимовыручки, взаимопомощи. Предлагаю ученикам 1 класса прочитать рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».

Текст.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:        

– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.

– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

– Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

 После прочтения рассказа строю с детьми проблемный диалог.

Учитель

Ученики

- Таня и Маша были сестрами?

- Какие слова в рассказе подтверждают, что девочки были дружны?

- Какая неприятность случилась с девочками однажды?

- О чем попросила Таня Машу?

- А почему Маша не захотела делиться плащом с подругой?

- Что удивило воспитательницу?

- А как бы вы поступили на месте Маши? Почему?

- Ребята, как вы думаете, можно ли после этого считать Машу настоящей подругой?

 

- А что такое «дружба»? Как вы понимаете это слово?

- Ребята, настоящая дружба — это сильное, крепкое, нерушимое чувство. Настоящая дружба — это ценный подарок в жизни, который надо беречь, как сокровище, если она есть. Потому что потерять друга легче легкого, а вот обрести сложно. Воспитательница сказала девочкам: « Видно, ваша дружба до первого дождя!».

 Как вы  понимаете её слова?

- А почему Маша покраснела?

- А почему Таня покраснела за Машу?

 Есть такая пословица: «Друг познается в беде» Как вы понимаете ее? 

- Сейчас я прочитаю вам начало сказки, а вы попробуйте сочинить продолжение.

- В некотором царстве, в некотором государстве жил был крот. Жил он – не тужил, друзей у него было очень много.

  Все было бы хорошо, но однажды случилась беда…

- Ребята, вы придумали интересные сказки. Дома запишите ваши сказки в тетрадь и сделайте к ним иллюстрации.

- Нет, они были подружками.

- Всегда ходили в детский сад вместе, заходили друг за другом.

- Они попали под дождь.

- Таня попросила Машу накрыться Машиным плащом, чтобы не промокнуть.

- Маша не хотела промокнуть.

- Маша была сухой, а Таня промокла насквозь.

- Накрылись плащом вдвоем, чтобы не промокнуть.

- Наверное, нельзя, потому что друзья должны помогать друг другу.

- Дружба – это когда два человека вместе играют, общаются, не обманывают друг друга, помогают в трудную минуту.

-  Пока у девочек не было неприятностей, дружба была крепкой, но первый дождь показал, что дружба ненастоящая: Маша подумала только о себе, поэтому Таня промокла, и могла даже заболеть.

- Маше стало стыдно за свой поступок, значит, она поняла, что поступила  неправильно. И больше так делать не будет.

- Тане стало стыдно за Машу, потому что она считала, что настоящая подруга не пожалеет своего плаща для неё. Таня не хотела, чтобы Маша вела себя неправильно, нужно помогать людям даже если они тебя об этом не просят.

- Легко вместе, играть, гулять, смеяться, но если случается  беда, настоящий друг всегда приходит на помощь.

- Крот упал в яму и никак не мог из нее выбраться, ведь он был слепым. Он стал звать на помощь, кричать. Прибежали его друзья: ежик, гусеница и белка. Они бросили ему веревку, крот зацепился за нее и друзья вытащили его из ямы. Крот сказал друзьям «спасибо»! Они обнялись и стали вместе играть.

Опыт использования на уроках проблемно – диалоговой технологии даёт положительные результаты.

Использование проблемно – диалоговой технологии на уроках чтения способствует более высокому уровню развития личностных УУД учащихся. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга личностных УУД, а именно, нравственно – этической ориентации, проведенного в 2014 – 2015 учебном году в 4 «А» классе, где применялась эта современная технология,  и в 4 «Б» классе, где технология не применялась.

Выделение морального содержания ситуации

Ориентация на мотивы поступка участников

Ориентация на выделение мотивов и чувств

В заключении приведу слова 26 президента США Теодора Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Методический семинар»

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деят...

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской.

Конкурсное задание "Методический семинар".Компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы участника, описание его инновационной методики и технологии, направленных на р...

Конкурсное задание «Методический семинар»

Конкурсное задание«Методический семинар»...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Компьютерная презентация профессиональной педагогической деятельности по теме "Проектно-исследовательская деятельность, как средства формирования личностных и метапредметных УУД через взаимодействие с...

Конкурсное задание - Методический семинар, презентация

«Методик семинар» исемле  муниципаль һөнәри конкурс эшем«Математика  дәресенә һөйөү уятыу менән бергә дәрескә актив эшмәкәрлек булдырыу, яңылыҡ керетеү  маҡсатында  ҡорама ҡорау...

Региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года РТ-2016", конкурсное задание "Методический семинар"

«Хорошее обучение — это обучение, которое забегает вперед развития и ведет его за собой».Л.С.Выготский...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар"...