Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования исследовательских навыков обучающихся.
статья (3 класс) на тему

Линник Татьяна Ивановна

В рамках реализации требований ФГОС НОО  наша школа получила современное учебно-лабораторное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ технологий  на уроках  и во внеурочной деятельности как средство  
формирования исследовательских навыков обучающихся.

Ольга Николаевна Василец

Татьяна Ивановна Линник

     МАОУ « Школа №26 города Благовещенска»

«Человек образованный – тот,

 кто знает, где найти то, чего он не знает»

Г. Зиммель

В рамках реализации требований ФГОС НОО  наша школа получила современное учебно-лабораторное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе.

Федеральный государственный  образовательный стандарт общего образования включает требования: к результатам, к структуре, к условиям реализации основной образовательной программы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы требования к материально – техническому и информационному оснащению образовательного  процесса, которое должно обеспечивать:

поиск, создания и использования информации;

проведение экспериментов, в том числе с использованием учебно – лабораторного оборудования;

создания материальных объектов: обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования;

планирования учебного процесса, фиксирования его результатов; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения.

Появление цифрового и интерактивного оборудования в школах существенно влияет на уровень проведения учебных занятий. Цифровой микроскоп при достаточной простоте работы с ним  имеет большие функциональные возможности, что решает многие проблемы преподавания предмета.   Занятия проходят значительно легче и эффективнее.

Сегодня появилась возможность использовать микроскоп и в начальной школе. Если он один на класс, то имеет уникальную возможность вывода информации с предметного столика на монитор компьютера или  проектирование изображения на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. Поэтому исследуемый природный объект становится доступным для обозрения и анализа одновременно для всего класса, что позволяет оптимизировать учебный процесс, поддерживать интерес к предмету, проникать в глубины окружающего мира.

        Наличие  нескольких приборов, подключённых к нетбукам, даёт возможность принять участие в исследовательской работе всего класса,  организовать работу парами или в мини-группах. Такие уроки не только позволяют  получить новые знания по предмету, но и развивают внимание, наблюдательность, умение делать выводы на основе практических исследований и жизненного опыта.  

Так, при изучении темы «Уроки здоровья», рассматривая под микроскоп ногти. Учащиеся обращали внимание на наличии грязи под ними, акцентировали  своё внимание   на важность соблюдения личной гигиены, особенно гигиены своих рук.

Младшие школьники получают возможность наблюдать самого себя. Объектами для наблюдения на уроках по теме «Органы чувств» служат собственные органы (глаза, кожа, язык, после воздействия на него различной пищи, например, после соли, сока лимона и т.д.)

Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту,  работает как веб – камера, давая 10 – кратное увеличение.

Этим же способом можно исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик микроскопа. Поэтому применять цифровой микроскоп можно на любом уроке, чтобы рассмотреть мелкие детали.

Работая по теме «Разнообразие животных», останавливаемся не только на видимых глазу особенностях строения их тел, но и более детально рассматриваем строение лапок и усиков, хоботков и жала насекомых. Сравниваем строение шерсти домашних животных и человеческого волоса.

Можно изучать объект в динамике.  Например, процесс прорастания семян, отображая промежуточные стадии длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени. Так как одним из преимуществ микроскопа является возможность фотографировать, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы или прямо на части микроскопа (тубуса) есть необходимая кнопка: нажали раз - получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

 На уроке по теме «Строение вещества» проводим практическую работу по смешиванию веществ, создавая фильм с помощью микроскопа. Смешиваем два жидких вещества: воду и краску и наблюдаем за окрашиванием воды, делаем выводы.

Программа микроскопа позволяет производить  простейшие изменения в полученных фотографиях: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее. Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы».

Цифровой микроскоп при достаточной простоте работы с ним  имеет большие функциональные возможности, что решает многие проблемы преподавания предмета.  Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее.

Благодаря цифровому микроскопу, дети лучше понимают, что все живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А все удивительное привлекает детское внимание, воздействует на развитие учащихся, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

В проектной и исследовательской деятельности младших школьников применяем модульную систему экспериментов, которая   позволяет проводить лабораторные работы со следующими модулями: температура, звук, освещённость, атмосферное давление, относительная влажность. Следуя предложенной инструкции, учащиеся смогут самостоятельно провести эксперимент, сделать выводы, оценить свою работу, поставить перед собой новые вопросы для более углубленного изучения темы.

Результаты измерений могут быть обработаны и проанализированы непосредственно во время проведения работы без подключения к ПК или сохранены в памяти для проведения дальнейшей обработки и исследований на ПК. Система способствует формированию навыков цифрового измерения результатов экспериментов предметной области «Окружающий мир» в начальной школе. Данный комплект учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?».

Проведём  пример эксперимента, помогающего сделать вывод о влиянии шума на здоровье человека. В проведении эксперимента использовался датчик Звука. Подключим датчик звука к Блоку сбора информации. На экране нетбука будем наблюдать график измерения уровня шума. Включаем последовательно записи звуков: а) пение птиц; б) шум моря;  в) шум на перемене.  Дети самостоятельно читают  информацию о шуме. Где узнают, что длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии взрослых и детей, в каких единицах измеряется шум, допустимые границы и приводимые необратимой к потере слуха. На графике строят три столбца, отображающих средний показатель пения птиц, звука моря и шума на перемене. После  проведённого исследования учащиеся пришли к выводу, что шум является  важным фактором, влияющим на здоровье школьника.  Шум снижает работоспособность, затрудняет восприятие и усвоение учебного материала. Чтобы комфортно было находиться и работать в школе, как ученикам, так и учителям нужно: соблюдать простые правила- стараться снизить громкость звука, понизить шумовой фон .

Применяя  учебно-лабораторное оборудование  в системе, решаются вопросы повышения учебной мотивации.  А знания, добытые путем проб и ошибок, самостоятельно – самые прочные.

         Современное  учебно-лабораторное оборудование позволяет: расширять методические возможности, делать учебный процесс более наглядным,  разноплановым, оптимизировать учебный процесс, экономить время на уроке и при подготовке к нему, быстро анализировать результаты работ, мотивировать учащихся на новые открытия, проводить самостоятельное исследование, выполнять работу над проектами и многое другое.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что наличие учебно-лабораторного оборудования и его эффективное использование в процессе обучения способствует повышению познавательной активности, наглядности преподавания, формированию навыков самоконтроля, обеспечивает  прочность и осознанность усвоения материала, способствует повышению качества знаний и является одним из факторов, приводящих к усвоению ФГОС учащимися.

Список использованной литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьнков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 80с.
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для 3класса: В 2 ч. – М: «Вентана-Граф», 2012
  3. Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4класса: В 2 ч. – Самара: Изд.дом»Фёдоров», 2010
  4. Методическое пособие  «Использование программы Ulead VideoStudio 7 для работы с микроскопом QX7».- Институт новых технологий.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.minuspk.ru/publications/katalog/project/DswMedia/mikroskop.pdf
  2. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/144632
  3. http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-nachalnoj-i-osnovnoj-shkole.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков обучающихся».

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хруп...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....