Методический семинар на конкурс "Учитель года-2017"
материал на тему
Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_raboty_na_urokah_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!
2 слайд
Разрешите представиться.
С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала- что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победа и поражениями. И каждый день я для ребят:
руководитель
участник
советник
товарищ
наблюдатель
Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.
3 слайд
Сегодня хочу познакомить вас с обобщением опыта по теме: «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».
Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.
Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем. Моё педагогическое кредо:
«Научить детей самостоятельно мыслить, искать информацию, развивать творческие способности, любить себя и окружающих».
4 слайд
Актуальность темы: в последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
В связи с этим я поставила перед собой цель:
Эффективный подбор форм, методов обучения для активизации познавательной деятельности младших школьников.
5 слайд
С 2011 года мы работаем по новому стандарту, где в основе лежит системно - деятельностный подход под девизом: «Дай мне сделать самому, и я научусь».
6 слайд
Из этого вытекают следующие задачи:
- формирование умения учиться;
- личностное развитие;
- общекультурное развитие;
- развитие познавательных интересов;
- формирование коммуникативной компетентности;
- повышение мотивации учащихся.
Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Планируя занятие, важно правильно продумать его ход, не забыв о том, что надо повторить те знания, которые получили ребята в прошлом.
В этом плане интересными могут быть нестандартные уроки, которые позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников. Сегодня нестандартные формы уроков могут практиковать учителя различных предметов. Очень важно, чтобы каждое занятие, проведенное учителем, было не только интересным, но и познавательным. Нестандартные уроки хорошо практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.
Поэтому я начинаю искать способы «оживления» урока, стараюсь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы. Это повышает интерес учащихся к усвоению учебного материала.
В основном, нетрадиционные формы уроков использую на уроках систематизации знаний и при обобщении. Считаю, что слишком часто их проводить не стоит, «праздника» не должно быть много, т. к. дети привыкают к урокам- праздникам и у них теряется интерес к обычным рабочим урокам. Какие же есть «плюсы» при проведении нетрадиционных уроков?
Слайд 7
«+»
- активная учебно-познавательная деятельность;
-Способ «оживлённости», комфортности урока;
-коммуникация и сотрудничество;
-Соблюдается здоровьесберегающий режим;
-Атмосфера творческого поиска, позитивного мироощущения.
8 слайд
Нетрадиционные уроки занимают в начальной школе значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, т. к. по- прежнему одним из видов деятельности у детей являются игры.
Хотелось бы показать классификацию наиболее используемых мной форм нестандартных уроков.
Остановимся на некоторых формах работы на уроке.
9 слайд
В моих классах стало традицией на уроках литературного чтения проводить
обобщения по разделам, т. к. эти уроки скучны, если все время задавать вопросы и отвечать, но обобщать материал надо. Провожу викторины или КВН. В конце урока подводятся итоги.
10 слайд
В последнее время часто в своей работе использую метод проектов. Идея проекта, как правило, рождается у учителя, но ученика это проблема должна заинтересовать ничуть не меньше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Теперь уже в своей работе использую проектную работу систематически как на уроках, так и во внеурочное время.
Это проекты 1) «Моя семья», 2)«Праздничный стол» (изготовление блюд), 3) «Моя родословная», 4) «Мое село» и т.д.
11 слайд
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения не в условиях классного помещения, а, например, на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений. Уроки – экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы ,с которой они постоянно соприкасаются, влияют на развитие эстетических чувств.
12 слайд
Урок-сказка. Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
13 слайд
Идя в ногу с современностью, учителю уже мало иметь только педагогическую компетенцию, но и быть компетентным и в информационно - коммуникативных технологиях. Сегодня высокая информационная культура учителя рассматривается как необходимое условие профессиональной педагогической деятельности. Применение ИКТ демонстрирует ряд преимуществ: повышение активности и инициативности учащихся, положительной динамики мотивации у учащихся. Уже начиная с первого класса, провожу уроки, вводя элементы работы на компьютере или использую презентации для проведения различных работ. В более старших классах ребята сами пробуют создавать и защищать проекты с помощью презентаций. Такие уроки удобны для учителя и в целях экономии времени, и в целях активизации учащихся.
14 слайд
Развивая коммуникативные умения обучающихся использую парную работу.
Ребята с 1 класса учатся спрашивать, выражать свою точку зрения, договариваться, сотрудничать.
15 слайд
Считаю, что необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, возможно «вкрапление» в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть и групповые формы работы.
При использовании этой формы у ребёнка вырабатывается навык общения и сотрудничества со сверстниками, ученик не боится высказывать свои мысли, развивается навык самостоятельной работы. Ребятам очень нравится эта форма работы, но при работе группами нужно много времени, а нам её часто не хватает. Но нужно набраться терпения, т. к. дети привыкают к этой работе и они уже начинают работать быстрее.
Применение обучающих структур дает большие возможности для моих учеников в организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит также групповая форма работы. Но здесь организация работы идёт эффективнее и слаженнее.
В традиционной форме обучения многие учащиеся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, мои ученики формируют позитивное отношение к предмету,развиваются навыки командной работы, где выполняются принципы позитивной взаимосвязи ,одновременного взаимодействия, индивидуальной ответственности и равного участия. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
16 слайд
Все эти формы работы использую и во внеурочное время. Обучение продолжается через действие, игру.
17 слайд
Девиз внеурочных занятий: «Где детвора-там игра!».
18 слайд
Так же стараюсь привлечь на внеурочные мероприятия родителей, близких. Такое мероприятие, как «Молодость и здоровье – нам с бабулей подспорье».
19 слайд
После праздников устраиваем чаепитие.
20 слайд
Подводя итоги, мне хотелось бы вновь вернуться к истокам отечественной педагогики.
И вспомнить высказывание великого педагога-классика К.Д. Ушинского : «Сделать серьёзные занятия ребёнка увлекательными - вот задача первоначального обучения».
На любом уроке, традиционном или нетрадиционном важно ,чтобы процесс обучения учащихся был интересным и максимально гуманным для каждого ученика, помочь ученику обрести чувство собственного достоинства, достигнуть успеха в усвоении знаний.
Я думаю, акростих выведенный мною, соответствует качествам учителя 21 века.
21 слайд
Пожелания
22 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурс Учитель года 2017
Пояснительная записка...
Описание опыта работы по теме : " Технология критического мышления" в начальной школе. Выступление на методическом семинаре на Всероссийском конкурсе " Учитель года 2017" муниципальный этап
Презентация к методическому семинару, описание к презентации...
Конкурсное задание "Методический семинар" на конкурс "Учитель года -2017"
Презентация знакомит с работой по теме "Формирование у учащихся УУД через системно - деятельностный подход"...
Методический семинар на профессиональный конкурс "Учитель года - 2017"
Описан опыт работы учителя по технологии "Развитие критического мышления учащихся начальной школы через чтение и письмо"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА на конкурс Учитель Года 2017.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности....
Учитель года– 2017» КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Учитель года– 2017»КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»Сотова Марина Михайловна,...
Итоги года 2017-2018 учебного года
Итоги года 2017-2018 учебного года...