Мастер - класс " Критическое мышление"
методическая разработка на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

Использование технологии критического мышления в начальной школе.

Мастер-класс

 

 

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Л. Выготский

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

·         личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);

·         метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);

·         предметных (новые знания по конкретному предмету).

Обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

   Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Что же такое критическое мышление? Приведу цитату авторов данной технологии (Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл): «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами». В России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова)

Критическое мышление имеет 5  характеристик   (Дэвид Клустер)

Во-перых – это мышление самостоятельное                                                                                                                           

  Во-вторых – это мышление обобщенное                                                                                                                    

  В-третьих – это мышление проблемное и оценочное                                                                                                                     

   В четвертых – это мышление аргументированное                                                                                                             

   В пятых – мышление социальное

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока      

I фаза 
Вызов
 
(Актуализация имеющихся знаний;  мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса.)

 

 

II фаза
Осмысление содержания
(Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями.)

 

III фаза
  Рефлексия

(Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу.)

I фаза  Вызов

 Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Обучающиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
 

Учитель: 
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. 


II. Фаза осмысления содержания . 
     Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
Обучающиеся:: 
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. 
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. 


III. Фаза рефлексии. 
      Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Обучающиеся:
-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса. 

I Первая стадия данной технологии – это стадия вызова. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать учащихся на изучение материала.

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? (Запись слов на доске)

( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)

У нас получился «Кластер». Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать старые и  новые знания. Суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово( идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи ( слова, рисунки), как- то с ним связанные.

 

- Далее, интересно утвердится в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление, и мы плавно переходим к стадии осмысления.

II На данной стадии я используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.

Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое

- Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки

V – если это уже знали;

+ – если информация новая;

- – если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

- Вы будете работать в парах (на уроках можно работать в группах и индивидуально).

(Выполняется работа – чтение текста с пометками)

 

После чтения текста

- Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.

- Что стало новым, что узнали? Где  вы поставили знак «+»?

- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?

- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось ещё узнать?

- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.

Дополнением этапа может стать заполнение таблица «Инсерт», когда ученики вписывают утверждения в определённые графы.

 

V

+

?

я это

знал(а)

новое для меня

думал(а)

 иначе

непонятно,

нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его “сворачиванию” в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми.

III - И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии.

- А теперь, предлагаю вернуться к «Кластеру».

- Что-то добавим?

- А может быть, что- то и уберём?

Следующий прием, который тоже можно использовать на данной стадии – это синквейн.

Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,

- научить излагать сложные понятия в краткой форме.

- Что такое синквейн? В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами.

Приведу пример детского синквейна .

1 строка – Учитель

2 строка- добрый, хороший.

3 строка – учит, играет, показывает

4 строка – учитель мастер на все руки

5 строка –Друг..

- А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Мастер-класс»

Проверка снквейнов, составленных учителями

- А вот, то что получилось у меня

1 строка – Мастер-класс

2строка – Востребованный, познавательный

3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы

4 строка  –  Мастер-класс не показывают, а проводят

5 строка – Мастерство

- Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления.

 Надеюсь, что я вас заинтересовала этой технологией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx198.9 КБ

Предварительный просмотр:

           

  Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,  ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах   стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

                                               Джон Дьюи

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0b547c9a8e0897f0234239a86c28e6ad-l&n=13

Технология развития критического мышления.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию

универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

                      «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».  Авторы данной технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых –  это мышление социальное

                                                                          Методические пособия:

  •  Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Мушта-винская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.
  • Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология раз​вития критического мышления на уроках истории и крае​ведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  • Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  • Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использова​ния образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критичес​кого мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  • Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обуче​нии взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Лев Выготский

 

Что нового несёт  технология критического мышления?               В чём же «инновационность» представленной технологии?

   Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

        Исследователи утверждают, что такая новая  структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

C:\Users\DNS\Desktop\Новый рисунок.png

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

I фаза  Вызов

 Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Обучающиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель: 
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. 


II. Фаза осмысления содержания . 
   
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
Обучающиеся:: 
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. 
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. 


III. Фаза рефлексии. 
     
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Обучающиеся:
-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса. 

http://didaktor.ru/wp-content/uploads/2011/08/titulm.jpg

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,                                                     вовлеки меня – я пойму».                                                                                                                                           Конфуций

Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений).                                Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения
• Кластеры.
• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее – уникальное».
• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: 
• Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
                                         Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал».
• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
• Синквейн.
• «Концептуальное колесо».
                                                  Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
                                        Умение, творчески перерабатывать новую информацию
• Синквейн.
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее – уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка.
• Двухрядный круглый стол.
                                                                 Умения в области само и взаимооценки:
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Градация.
• Совокупная оценка.
                                                                      Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верные – неверные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио.

                                                                          Методические пособия:

  •  Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Мушта-винская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.
  • Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология раз​вития критического мышления на уроках истории и крае​ведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  • Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  • Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использова​ния образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критичес​кого мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  • Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обуче​нии взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.

               

  Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,  ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах   стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

                                               Джон Дьюи

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0b547c9a8e0897f0234239a86c28e6ad-l&n=13

Технология развития критического мышления

                     

      «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».                                                                                   Авторы технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых –  это мышление социальное

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Лев Выготский

C:\Users\DNS\Desktop\Новый рисунок.png

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Применение приемов технологии критического мышления

способствует формированию   универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);

  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);

  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

http://didaktor.ru/wp-content/uploads/2011/08/titulm.jpg

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,  вовлеки меня – я пойму».                                                                                                                                           Конфуций

Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений).                                Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения
• Кластеры.
• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее – уникальное».
• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: 
• Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума»

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
                                                                                        Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал».
• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
• «Концептуальное колесо».
                                                                                                                      Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
                                                                                    Умение, творчески перерабатывать новую информацию
• Синквейн.
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее – уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка.
• Двухрядный круглый стол.
                                                                                                 Умения в области само и взаимооценки:
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Совокупная оценка.
                                                                                                              Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верные – неверные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология развития критического мышления: компетентностный подход"

         Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть       системы фо...

Мастер класс "Технология критического мышления"

В этой работе рассказывает о технологии критического мышления у мл.школьников. Привожу конкретные примеры. Выступала с этим материалом на областном семинаре и в Академии повышения квалификации....

Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».

Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"

Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Презентация "Мастер-класс. Креативное мышление"

В презентации раскрыты теоретические и практические аспекты креативного мышления....