Мастер - класс " Критическое мышление"
методическая разработка на тему
Использование технологии критического мышления в начальной школе.
Мастер-класс
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выготский
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
· личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
· метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
· предметных (новые знания по конкретному предмету).
Обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Что же такое критическое мышление? Приведу цитату авторов данной технологии (Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл): «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов… Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами». В России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова)
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Дэвид Клустер)
Во-перых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – мышление социальное
В основе данной технологии – трехфазовая структура урока
I фаза
| II фаза
| III фаза |
I фаза Вызов
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Обучающиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель:
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
II. Фаза осмысления содержания .
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
Обучающиеся::
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
III. Фаза рефлексии.
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Обучающиеся:
-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса.
I Первая стадия данной технологии – это стадия вызова. Она призывает вызвать интерес к изучаемой теме и замотивировать учащихся на изучение материала.
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? (Запись слов на доске)
( Творчество, нестандартное мышление, любознательность, сознательность, умение самостоятельно думать, мыслить, новая точка зрения)
У нас получился «Кластер». Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать старые и новые знания. Суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово( идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи ( слова, рисунки), как- то с ним связанные.
- Далее, интересно утвердится в своём мнении или узнать, что же такое критическое мышление, и мы плавно переходим к стадии осмысления.
II На данной стадии я используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.
Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое
- Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки
V – если это уже знали;
+ – если информация новая;
- – если думали иначе и не согласны;
? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.
- Вы будете работать в парах (на уроках можно работать в группах и индивидуально).
(Выполняется работа – чтение текста с пометками)
После чтения текста
- Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.
- Что стало новым, что узнали? Где вы поставили знак «+»?
- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?
- Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось ещё узнать?
- Поздравляю, раз у вас появились вопросы после прочитанного, значит вы уже начали мыслить критически.
Дополнением этапа может стать заполнение таблица «Инсерт», когда ученики вписывают утверждения в определённые графы.
V | + | — | ? |
я это знал(а) | новое для меня | думал(а) иначе | непонятно, нужно разобраться |
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его “сворачиванию” в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми.
III - И теперь, мы плавно переходим в следующую стадию – стадию рефлексии.
- А теперь, предлагаю вернуться к «Кластеру».
- Что-то добавим?
- А может быть, что- то и уберём?
Следующий прием, который тоже можно использовать на данной стадии – это синквейн.
Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,
- научить излагать сложные понятия в краткой форме.
- Что такое синквейн? В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Познакомимся с правилами.
Приведу пример детского синквейна .
1 строка – Учитель
2 строка- добрый, хороший.
3 строка – учит, играет, показывает
4 строка – учитель мастер на все руки
5 строка –Друг..
- А я вам предлагаю составить синквейн, посвящённый форме нашего конкурсного испытания. Итак, тема «Мастер-класс»
Проверка снквейнов, составленных учителями
- А вот, то что получилось у меня
1 строка – Мастер-класс
2строка – Востребованный, познавательный
3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы
4 строка – Мастер-класс не показывают, а проводят
5 строка – Мастерство
- Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления.
Надеюсь, что я вас заинтересовала этой технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura.docx | 198.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические пособия:
| Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи Технология развития критического мышления
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов… Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами». Авторы технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл. Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – это мышление социальное | |||||
Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Лев Выготский
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
|
Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений). Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Технология развития критического мышления: компетентностный подход"
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы фо...
Мастер класс "Технология критического мышления"
В этой работе рассказывает о технологии критического мышления у мл.школьников. Привожу конкретные примеры. Выступала с этим материалом на областном семинаре и в Академии повышения квалификации....
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
Материал составлен для проведения мастер-класса для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...
Мастер-класс по теме: "Приёмы технологии критического мышления через чтение и письмо"
Думаю, что этот мастер-класс поможет сделать уроки учителей начальной школы интересными, полезными, не скучными, эффективными, а главное-результативными!...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Презентация "Мастер-класс. Креативное мышление"
В презентации раскрыты теоретические и практические аспекты креативного мышления....