Рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана для работы в Республике Татарстан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_a_klass_umk_perspektiva.zip | 653.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Буинска Республики Татарстан»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
Караваева И.А. Фахрутдинов Р.Ф.
«28»августа 2015г. Приказ № 112 от «1.» сентября 2015г.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство)
в 1а классе
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Михайлова С.В
Квалификационная категория: высшая
«Рассмотрено» «Рассмотрено» на заседании ШМО на заседании педсовета Протокол №. 1 от «27»августа 2015 г. Протокол №1 от «28»августа 2015 г. Руководитель МО ____________
Пояснительная записка
Курс «Искусство (Изобразительное искусство)» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.
Программа разработана для обучающихся 1А класса МБОУ "СОШ №5 г. Буинска РТ"
1.Целевая установка
Цель.
Сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно- творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Задачи.
1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2.Документы, на основании которых построена программа.
Данная программа составлена на основании следующих документов:
- Закона РФ от 29.12.2012 г. №273- ФЗ и Закона РТ от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373(с изменениями)
- Основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой МБОУ "СОШ №5 г. Буинска РТ"
- Учебного плана МБОУ«СОШ №5 г. Буинска РТ» на 2015-2016 учебный год.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой
3.Сведения о программе
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» составлена для учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями раздела II («Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования») Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее- ФГОС НОО; п.12.5, 12.6 (предметные результаты освоения образовательных областей «Искусство» и «Технология»), основе авторской концепции учебника авторов Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Поровской, А. Н. Щировой Н. Р. и др. Изобразительное искусство.-2014г.
Согласно Графику – календарю МБОУ «СОШ №5» на 2015-2016 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 уч. недели (1 час в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 33 ч.
4.Методы и формы организации учебного процесса.
Основные виды учебной деятельности: восприятие произведений пластических искусств, практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Типы уроков:
1.Открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы языковых понятий.
2. Урок развития умений и навыков (УРУ и Н)
3. Урок отработки умений и рефлексии (УОУ и Р) (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др.
4. Урок контроля (УК)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов
5. Виды и формы контроля
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
самоконтроль — при введении нового материала,
текущий — в процессе его отработки,
итоговый контроль — при проведении групповых проектов.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Период | № урока | Вид работы | Темы |
1 четверть | 8 | Наши достижения. Проект «Щедрый лес и его жители» | Восхитись красотой нарядной осени |
2 четверть | 15 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Проект «Украшение класса к новогоднему празднику» | Любуйся узорами красавицы-зимы |
4 четверть | 30 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Проект «День Победы». | Радуйся многоцветью весны и лета |
Общая характеристика учебного предмета
Учебный материал в программе «изобразительное искусство» представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Описание места учебного предмета
Программа составлена в соответствии с Базисным учебным планом, учебным планом школы на 2015-2016 г. Курс рассчитан на 33 ч: 1 час — в неделю (33 уч. недели).
Описание ценностных ориентиров
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемый результат
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |||||
Л1 | формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства | Р1 | Проговаривать последовательность действий на уроке | П1 | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | К1 | уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника |
Л2 | воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей | Р2 | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного | П2 | делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | К2 | уметь пользоваться языком изобразительного искусства: оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) |
Л3 | развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | Р3 | работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | П3 | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | К3 | владеть монологической и диалогической формами речи |
Л4 | формирование духовных и эстетических потребностей, толерантности, развитие патриотических чувств. | Р4 | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | П4 | преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель- но выполнять творческие задания | К4 | высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Л5 | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | Р5 | оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | П5 | сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.) | К5 | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
Л6 | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала | Р6 | осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | П6 | На основе анализа объектов делать выводы. | К6 | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Л7 | умеют сопереживать героям произведения и представлять согласно образу. | П7 | овладение первичными навыками рисования несложного по композиции национального орнамента | К7 | умение работать в паре,группе. понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы | ||
Л8 | Воспитание этетического отношения к культуре и искусству татар, народов Татарстана | П8 | выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений, каким образом художник передает в своих работах настроение | К8 | уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика) |
Предметные результаты
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать/понимать:
– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
– составлять композиции с учетом замысла;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
–рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
– различать теплые и холодные цвета;
–узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Содержание учебного предмета
Тема | Содержание | |
Восхитись красотой нарядной осени | 8 | Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. |
Любуйся узорами красавицы-зимы | 7 | Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. |
Радуйся многоцветью весны и лета | 18 | Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | примечание | |||||||||||
План | факт | ||||||||||||||||
1 ЧЕТВЕРТЬ | |||||||||||||||||
Восхитись красотой нарядной осени (8 ч) | |||||||||||||||||
1 | Волшебный мир изобразительного искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Творчество И. И. Левитана. | 1 | Урок- сказка | Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, определить границы знания и «незнания» у первоклассников, приступающих к изучению предмета; создать условия для развития интереса к миру изобразительного искусства. Овладевают понятиями «изобразительное искусство», «красота», «пейзаж», «листопад». Владеют техникой рисования красками, правилами работы и обращения с художественными материалами. | 3,09 | ||||||||||||
2 | Жанры изобразительного искусства. Земля-кормилица Натюрморт (с натуры) из овощей и фруктов | 1 | Урок – сочинение на заданную тему | Осуществить диагностику знаний об умениях ориентироваться на листе бумаги, работать красками и кистью; Познакомятся с понятиями «композиция», «аппликация»; узнают признаки жанра натюрморта; научатся различать основные и составные цвета | 10,09 | ||||||||||||
3 | Основы изобразительного языкаживописи. Рисование осеннего пейзажа по памяти или по представлению | 1 | урок- наблюдение | Помочь усвоить представления об осенних изменениях в живой природе; создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Формировать представления о понятиях: пейзаж, пространство, дальний, передний, средний план, композиция, раздельный мазок точкой, раздельный Познакомятся с правилами создания композиции; научатся различать пейзажи среди других картин, создавать композицию под впечатлением и на основе собственных наблюдений, выполнять анализ картин. | 17,09 | ||||||||||||
4 | В сентябре у рябины именины. Превращение точки и пятна в изображение рябины. Рисование с натуры, по памяти или наблюдению ветки рябины (акварель, | 1 | Эксперимент | Познакомить с народным праздником – сентябрем-рябинником, с приметами сентября, связанными с рябиной, показать красоту и поэзию русского слова, отразившихся в песнях; создать условия для развития целенаправленного аналитико-синтетического восприятия при рассматривании листьев и плодов рябины, умения замечать сходство и различия в их форме и цвете; учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности рябины. Узнают об особенностях растения – рябины, его пользе, легендах, символическом значении, суть понятий «живописец» и «произведение живописи», «народный мастер» и «произведение декоративно-прикладного творчества»; научатся работать художественными материалами, подбирать оттенки цвета. | 01,10 | ||||||||||||
5 | Жанр натюрморта. «Хлеб на стол, и стол-престол» | 1 | урок-эксперимент | Познакомить с новым жанром изобразительного искусства – натюрмортом, его особенностями; научить отвечать на вопросы полным предложением, правилам работы и обращения с художественными материалами, различать основные жанры искусства (пейзаж, натюрморт), понимать их специфику. Основные и составные теплые и холодные цвета Познакомятся с новым жанром живописи – натюрмортом, с картиной К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне»; закрепят знания об основных | 08,10 | ||||||||||||
6 | Освоение основ | 1 | урок- сочинение | Закреплять знания о хохломской росписи; сформировать знания об особенностях росписи посуды хохломского промысла; научить выделять элементы узора Хохломы и видеть их красоту, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; создать условия для развития кругозора на основе знакомства с русской культурой. Знать о хохломском промысле ; узнать об особенностях хохломской росписи; научатся выделять элементы узора Хохломы, рисовать кистью декоративные элементы травного узора хохломской росписи. | 15,10 | ||||||||||||
7 | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Украшение силуэта деревянной ложки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов татарского орнамента. | 1 | урок- эксперимент | Формировать представления о татарском орнаменте, его особенностях, умения обьяснять цвет, ритм узоров. (Т. 16-17) Узнавать основные элементы татарского национального орнамента | 22,10 | ||||||||||||
8 | Наши достижения. Проект «Щедрый лес и его жители» | 1 | проект | Создать условия для закрепления навыков работы с кистью и красками, развития эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, творческого воображения, умения работать в коллективе, презентовать свой творческий труд; формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности в процессе работы над проектом ; развития осознания необходимости создать определенный продукт Знать о жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | 29,10 | ||||||||||||
Любуйся узорами красавицы-зимы (7 ч) | |||||||||||||||||
9 | Узоры каргопольских игрушечников. Орнамент народов России. | 1 | ОНЗ | Познакомить с каргопольским промыслом, изделиями из глины, своеобразием росписи глиняных игрушек, знаками-символами, их значением; раскрыть значение элементов каргопольских узоров, научить их, дать почувствовать неразрывную связь человека с природой; способствовать развитию навыков рисования кистью и красками, проявлению детской фантазии, расширению словарного запаса, помогая находить слова для передачи красоты произведений декоративно-прикладного искусства (Т. С. 18-19) Знать о каргопольском промысле, изделиями из глины, своеобразием росписи глиняных игрушек; узнают элементы каргопольского узора, значение его знаков-символов; научатся рисовать элементы каргопольского узора. | 12,11 | ||||||||||||
10 | Русская глиняная игрушка. Самобытные образы игрушек У. Бабкиной. | 1 | ОНЗ | Учить решать художественно-творческую задачу на повтор элементов росписи, понимать, что крестьянская игрушка отражает связь человека с природой; повторить способы лепки, лепить фигурки зверей; способствовать развитию творческого воображения с опорой на фольклор. (Т. С. 20-21) Научиться приему порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого кускапластилина. Знать о творчестве народной мастерицы У. И. Бабкиной | 19,11 | ||||||||||||
11 | «Цвет зимы- белый». Живая природа. Пейзаж в графике. | 1 | ОНЗ | Познакомить с основными средствами художественной выразительности в рисунке; учить различать виды произведений изобразительного искусства: живопись, книжную графику; сравнивать их, видеть признаки зимы в природе родного края; создать условия для развития детской фантазии, используя игровые приемы (волшебные превращения черной и белой линий), технические приемы рисования дерева; воспитания интереса к предмету, природе родного края Знать о признаках зимы; узнать о виде изобразительного искусства – графике, способах художественного изображения с помощью разных технических приемов; научатся различать виды изобразительного искусства: живопись, графику. | 26,11 | ||||||||||||
12 | «Загадочный зимний пейзаж» Зимний пейзаж в графике. | 1 | ОНЗ | Расширять представления о приметах зимы, живописи, графике; научить различать графические и живописные произведения, рисовать рисунки в технике графики; создать условия для развития умения чувствовать выразительные возможности живописного, графического произведений в создании художественного образа, находить слова для передачи красоты зимнего состояния природы (Т. 24-25) Знать о приметах зимы, живописи, графике; научатся описывать зимний пейзаж словами. Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом | 3,12 | ||||||||||||
13 | «В царстве снежных узоров». Вологодские кружева. | 1 | УРУ и Н | Познакомить с народным творчеством, вологодскими кружевами; научить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой, воздушной сеткой, замечать разное построение узора в различных по форме и назначению кружевных изделиях; аккуратно, старательно кончиком кисти рисовать узор из знакомых форм (круги, полоски, волнистые линии, точки); развивать воображение, чувство ритма. (Т. с. 26-27) Знать суть понятия «симметрия», историю появления вологодского кружева, символики элементов узора; научатся узнавать вологодское кружево, рисовать узор. | 10,12 | ||||||||||||
14 | Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция | 1 | УРУ и Н | Познакомить с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, посвященными зимнему празднику, мастерским промыслом, учить рисовать декоративную композицию; создать условия для эстетического, яркого восприятия зимней природы; способствовать проявлению детской фантазии, погружению в мир народной сказки, чудес, связанных с новогодними праздниками; способствовать развитию навыков работы с кистью и красками, воспитанию интереса к творчеству. Сопоставлять приёмы передачи праздничного новогоднего настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия. | 17,12 | ||||||||||||
15 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Проект «Украшение класса к новогоднему празднику» | 1 | Проект | Создать условия для закрепления навыков работы с кистью и красками, эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, творческого воображения, развития умений работать в коллективе, презентовать свой творческий труд, способности к созданию определенного продукта, формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности в процессе работы над проектом. Научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | 24,12 | ||||||||||||
Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч) | |||||||||||||||||
16 | «По следам зимней сказки» Декоративная композиция | 1 | УОУ и Р | Учить рисовать в графической технике, ознакомить с произведениями народных мастеров и художников, способствовать проявлению детской фантазии, погружению в мир народной сказки, чудес, связанных с образами Познакомятся с произведениями художников и народных мастеров; закрепят навыки работы кистью и красками; научатся создавать декоративную композицию. | 14,01 | ||||||||||||
17 | Зимние забавы. Сюжетная композиция. | 1 | ОНЗ | Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, изображающих зимние забавы, способствовать представлению о том, что солнечный снежный пейзаж – достопримечательность родной земли; научить находить слова для передачи красоты зимнего состояния природы; дать представление о понятии «сюжет», выполнять сюжетную композицию, развивать навыки работы с кистью и красками, пастелью, воспитывать бережное отношение к природе. Научиться объяснять смысл понятия сюжет.Уметь изображать человека в движении согласно замыслу. | 21,01 | ||||||||||||
18 | Защитники земли Русской. Образ богатыря. | 1 | УРУ и Н | Познакомить с произведениями отечественных художников и народных мастеров; учить изображать богатыря, его воинское снаряжение, оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче; создать условия для формирования представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; развития навыков работы кистью и красками; воспитания патриотизма, любви к Родине, уважения к русским воинам, желания им подражать. Научиться рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и украшать его шлем и щит орнаментом. | 28,01 | ||||||||||||
19 | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка | 1 | ОНЗ | Познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора, палитрой, последовательностью росписи, научить выполнять лепку дымковской игрушки и расписывать ее; развивать навыки работы с глиной, пластилином, краской, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, их творчеств. Научиться сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «барынь»), находить в них общее и различное. Уметь лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. | 4,02 | ||||||||||||
20 | Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка | 1 | УРУ и Н | 11,02 | |||||||||||||
21 | Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. | 1 | УРУ и Н | Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма, его историей; научить рисовать Научиться сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных; определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают | 25,02 | ||||||||||||
22 | Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. | 1 | УРУ и Н | Познакомить с произведениями живописи и поэзии, посвященных весне, научить передавать движение воды Научиться показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение; подбирать жизнерадостные цвета для выражения. | 3,03 | ||||||||||||
23 | Птицы — вестники весны. Весенний пейзаж: декоративная композиция. | 1 | УРУ и Н | Познакомить с произведением художника А. Саврасова «Грачи прилетели»; учить выполнять аппликацию из бумаги или лоскутков, соблюдать правила безопасной работы; создать условия для расширения представлений Узнают, как красоту ранней весны в живописном пейзаже выразил А. Саврасов; научатся выполнять художественный прием – аппликацию из бумаги и лоскутков в декоративной композиции. | 10,03 | ||||||||||||
24 | Сказочные образы из Палеха. «У Лукоморья дуб зелёный …» Дерево — жизни украшение. Образ дерева в искусстве | 1 | УРУ и Н | Дать представление об образе дерева в искусстве; научить рисовать дерево; создать условия для формирования потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи; развития воображения, фантазии Знать, как живописец, график, народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве, как образ дерева становится символом пожелания добра и благополучия; научатся выполнять композицию сказочного дерева. | 17,03 | ||||||||||||
25 | Сказочные образы из Палеха. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя | 1 | УОУ и Р | Расширить представление об образах-символах, познакомить со значением образа коня, его использованием в произведениях изобразительного искусства, научить понимать, как реальное явление преобразуется в художественный образ, знак-символ, рисовать и лепить коня; создать условия для развития навыков работы красками и пластилином; воспитания уважения к народному творчеству, бережного отношения к животным. Знать, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе, знаке-символе или фантастическом герое; | 31,03 | ||||||||||||
26 | Весна красна цветами. Цвет и оттенки. | 1 | ОНЗ | Учить различать оттенки цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка, выполнять художественные приемы (цветные пятна, мазки разной длины, линии); создать условия для развития художественного вкуса, фантазии, творческого воображения, умения эстетически созерцать произведения живописи, красоту окружающего мира, воспитания бережного отношения к природе. Знать, как художники и народные мастера передают свое восхищение цветущей весенней природой, как можно получать нужные оттенки красок | 7,04 | ||||||||||||
27 | В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. | 1 | ОНЗ | Познакомить с основными и дополнительными цветами, теплыми и холодными, оттенками цвета, учить получать новые цвета путем смешивания красок, создать условия для закрепления навыков работы кистью и красками, воспитания эстетического вкуса. Научатся различать оттенки красок, получать их смешением двух красок, рисовать цветы, используя разнообразные художественные приемы. Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и оттенки. Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция. Объяснять смысл понятий цвет, оттенки | 14,04 | ||||||||||||
28 | Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки | 1 | УРУ и Н | 21,04 | |||||||||||||
29 | Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи | 1 | УРУ и Н | Познакомить с произведениями живописи отечественных художников; учить передавать свои впечатления в рисунке, используя средства художественной выразительности, решать композиционные задачи, создать условия для расширения представлений о пейзажах родного края; развития навыков работы с красками; воспитания любви к родному краю. Расширят свое представление о пейзаже; познакомятся с пейзажами отечественных художников-живописцев; научатся рисовать весенний или летний пейзаж. | 28,04 | ||||||||||||
30 | Наши достижения. Что я знаю и могу. Проект «День Победы». | 1 | Проект | Создать условия для закрепления навыков работы кистью и красками, развития эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, творческого воображения, умения работать в коллективе; развивать способность к созданию определенного продукта, умение презентовать свой творческий труд; формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом. Закрепят навыки работы кистью и красками, знания о художественных приемах (красочное пятно и линии, раздельный мазок, оттиск), жанрах изобразительного искусства и его видах; научатся работать в коллективе, создавать коллективные композиции, пользоваться знаниями при решении познавательных и практических задач. | 5,05 | ||||||||||||
31 | Коллективное панно «От зимы к весне» | 1 | Проект | 12,05 | |||||||||||||
32-33 | Коллективная композиция- панно «Весенний букет» Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали… Сказочная композиция «Конь-огонь» | 1 | Проект | 19,05 | |||||||||||||
Обобщить и систематизировать изученный материал, воспитывать интерес к предмету, чувства коллективизма и сотрудничества, способствовать развитию смекалки, логического мышления, фантазии, эрудиции; творческого мышления, обогащать кругозор. Знать о видах и жанрах изобразительного искусства, народных промыслах, произведениях живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, техниках рисования. |
Учебно-методическое обеспечение
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова... – М. : Просвещение, 2015
Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 1 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. –
Режим доступа:http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
Примерная программа начального общего образования. Изобразительное искусство.
Авторская программа «Изобразительное искусство»
ФГОС начального общего образования. М.: Просвещение, 2011г.
Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011г.
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1septembe.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...