доклад "Мотивация - путь к успеху"
материал по теме
доклад "Мотвация - путь к успеху"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_motivatsiya_12_dekabrya.docx | 44.72 КБ |
motivatsiya_put_k_uspehu.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2017»
Конкурсное задание
«Методический семинар»
Тема:
«Мотивация: путь к успеху»
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ-СОШ с. Калининское
Марксовского района Саратовской области
Мунгалова Наталья Владимировна
2016 г
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
К. Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Так что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия направления на выполнение учебной деятельности, включение в учебную деятельность.
Значение мотивации
Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности:
-Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых.
-Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету.
-Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Работа учителя, прямонаправленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
· Актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
· Создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
· Коррекция дефектных мотивационных установок;
·Изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов, работающими по образовательной системе “Школа 2100”.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.
Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.
6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.
9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:
- Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
- Наглядность.
- Творческие работы по разным предметам.
- Участие в предметных олимпиадах.
- Научно – исследовательская деятельность.
- Проектная деятельность учащихся.
- Внеклассные мероприятия по предметам.
- Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
- Дифференциация (разноуровневые задания).
- Использование различных педагогических технологий:
-игровые,
-личностно- ориентированные,
-развивающие,
-проблемное обучение,
-компьютерные. - Интегрированные уроки.
- Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
Хочу отметить механизмы регулирования мотивации: учащиеся, родители, педагогический коллектив.
На родительских собраниях необходимо проконсультировать, дать рекомендации:
-интересоваться делами, учёбой ребенка;
-помощь при выполнении д/з должна быть в форме совета, не подавлять инициативность;
-чаще хвалить детей за успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Типы отношения к учению: положительное, безразличное, отрицательное
Признаки положительного отношения:
-Активность учеников в учебном процессе
-Умение ставить перспективные цели
-Умение отстаивать свое мнение
-Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
-Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
-Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Признаки отрицательного отношения:
-Неумение ставить цели, преодолевать трудности
-Слабая заинтересованность в успехах
-Бедность и узость мотивов
-Слабая нацеленность на оценку
-Отрицательное отношение к школе, учителям.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Бывает так, что ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Анонс
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. Эврика
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение дифференцированных (разноуровневых) заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
Выбранная мною тема для меня актуальна, т.к. провожу анкетирование (авт. Н.Г.Лусканова) в начале и в конце учебного года начиная со 2 класса.
По результатам анкетирования, можно сделать выводы, что учащиеся 3 класса МОУ-СОШ с. Калининское мотивированы на высоком уровне - 90%. Что является показателем успешности мотивации учащихся.
Диагностика школьной мотивации учащихся (авт. Н.Г.Лусканова)
Инструкция для учащихся
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Вопросы:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы
Б) не хотел бы
В) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю
Б) хотел бы
В) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся
Б) не очень
В) не нравятся
Обработка и интерпретация результатов
В ходе обработки используется специальный ключ, представленный ниже в форме таблицы:
Уровни | № вопросов | Кол-во баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Высокий | Б | В | В | А | Б | Б | А | В | Б | А | |
Средний | А | Б | А | Б | В | А | Б | А | А | Б | |
Низкий | В | А | Б | В | А | В | В | Б | В | В |
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
15 – 20 баллов – высокий уровень;
7 – 14 баллов – средний уровень;
1 – 6 баллов – низкий уровень.
Вагнер | Вахонина | Занозин | Клычева | Кулагин | Постнов | Салазкина | Сарсаков | Хасанова | Цветкова | |
1 В | Б | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б |
2 В | В | Б | В | Б | В | В | В | В | В | В |
3 В | В | А | В | В | Б | В | В | В | В | В |
4 В | Б | Б | А | А | Б | А | А | А | Б | А |
5 В | В | А | Б | Б | В | Б | Б | Б | Б | Б |
6 В | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б |
7 В | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А |
8 В | В | В | В | В | А | В | В | В | В | В |
9 В | Б | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б |
10 В | А | А | А | А | А | А | А | А | А | А |
Итого: | 18 б | 15 б | 20 б | 20 б | 12 б | 20 б | 20 б | 20 б | 19 б | 20 б |
В заключении я хочу сказать, что мои учащиеся мотивированы на успех в различных направлениях видов деятельности. Об этом говорят их счастливые улыбки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К . Д. Ушинский
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования . Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия направления на выполнение учебной деятельности, включение в учебную деятельность.
Значение мотивации Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности : -Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых. -Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету. -Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Механизмы регулирования мотивации: Учащиеся Родители Педагогический коллектив
Типы отношения к учению : Признаки положительного отношения : -Активность учеников в учебном процессе; -Умение ставить перспективные цели; -Умение отстаивать свое мнение; -Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности; -Умение преодолевать трудности на пути достижения цели; -Поиск нестандартных способов решения учебных задач Признаки отрицательного отношения : -Неумение ставить цели, преодолевать трудности; -Слабая заинтересованность в успехах ; -Бедность и узость мотивов ; -Слабая нацеленность на оценку ; -Отрицательное отношение к школе, учителям. Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский
Защита экологического проекта на XVIII районной экологической конференции I место
Диагностика школьной мотивации учащихся (авт. Н.Г.Лусканова ) Вопросы : 1. Тебе нравится в школе или не очень? А) не очень Б) нравится В) не нравится 2 . Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? А) чаще хочется остаться дома Б) бывает по-разному В) иду с радостью 3 . Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? А) не знаю Б) остался бы дома В) пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? А) не нравится Б) бывает по-разному В) нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? А) хотел бы Б) не хотел бы В) не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? А) не знаю Б) не хотел бы В) хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? А) часто Б) редко В) не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? А) точно не знаю Б) хотел бы В) не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей? А) мало Б) много В) нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? А) нравятся Б) не очень В) не нравятся
Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
Программа «Путь к успеху».
Разработана в результате обобщения опыта работы по профилактике с детьми «группы риска», направленная на адаптацию этих детей в социуме, на формирование личностных нравственных качеств &la...
Современные средства обучения - путь к успеху.
Средств обучения много, среди них необходимо найти то, что эффективнее сейчас, сегодня, на этом уроке. С появлением в школе ноутбуков уроки стали интереснее, результативнее....
Путь к успеху. Отчет о проведении эксперимента в начальной школе
Модель разноуровневого обучения....
Программа "Путь к успеху", 2 класс
Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс...
Программа воспитательной работы "На пути к успеху"
Программа воспитательной работы в начальной школе....
Развивающая программа "Путь к успеху"
Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной пассивностью...