Использование УМК для подготовки к ВПР
методическая разработка (4 класс) на тему

Копытова Ирина Ивановна

Много сил, средств и времени уходит у учителя на то, чтобы найти достойный материал для подготовки учащихся к внешнему мониторингу (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).  А ведь всё гениальное просто - возьмите учебники своего УМК, пересмотрите формулировки заданий в логике  ВПР и шаг за шагом вы будете готовить своих  детей к внешнему мониторингу.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование УМК для подготовки учащихся к внешнему мониторингу» Копытова Ирина Ивановна МАОУ « Нижнемуллинская средняя школа» 2017

Слайд 2

В.П. Канакина «Русский язык» ч.1 стр. 83 упр. 140 Тема: Признаки падежных форм имён существительных Ул … тели на юг ласточки, скворцы, зяблики . Од.. ноко с.. дит на б.. рёзовой ветке у д.. роги б.. льшая и тихая птица. Это деряба. М.. лч .. ливая , не очень нарядная, эта птица осталась верной р.. дному лесу . Вместе с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л.. денящие м.. тели . Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных. Выполните разбор слов.

Слайд 3

При подготовке к ВПР: 1.Написать под диктовку. 2. Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение. Подчеркни в нем однородные подлежащие. 3. Выпиши из текста 2-ое предложение. Подчеркни в нем главные Члены. Над каждым словом укажи какой частью речи оно является. 4.В последнем предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. 5. Задай по тексту вопрос, который сможет определить насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. 6. Как понимаешь выражение «осталась верной родному лесу». Запиши своё объяснение. 7. Замени словосочетание «не очень нарядная» близким по з начению словом. Запиши это слово.

Слайд 4

8. Найди в тексте ответ на вопрос «Кто такая деряба?». Запиши о твет. 9. Озаглавь , определи и запиши основную мысль текста. 10.Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. Почему важно охранять птиц? Напиши свой ответ объёмом до 5 предложений. 11.Разные виды грамматических разборов . 12. Формулировка запрещающих знаков.

Слайд 5

А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс Тема: «Водные богатства нашего края» А Б В Г Д Е Запишите буквой материк на котором: 1) Располагается самое глубокое озеро мира. 2)Есть и Чёрное и Белое море. 3)Расположена страна, на территории которой более 2 млн. рек.

Слайд 6

2. Формулировка запрещающих (разрешающих) знаков. 3. Всемирный день воды, дата которого приходится на 22 марта, празднуют вся планета. Мысль о проведении такого праздника впервые прозвучала на конференции ООН, которая была посвящена развитию и охране окружающей среды. Это событие произошло в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Почему важно охранять воду. Напиши ответ объёмом до 5 предложений.

Слайд 7

На фотографиях изображены люди «водных» профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представитель какой профессии изображён на фотографии? Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие материалы\оборудование используют представители этой профессии в работе? Запиши . А) Б) В)

Слайд 8

Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером) активно тренируется со своими подругами. В свободное время между тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. 1)Используя данные таблиц 2 и 3, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. 2)При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. 3)Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём. 4) Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов. Биология 9 класс Демонстрационный вариант 2017 г .

Слайд 9

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода. 3)Ответ запишите на бланке ответов №2, сначала указав номер задания. География 9 класс. Демонстрационный вариант 2017

Слайд 10

Прочитайте текст и выполните задания 20–25. (1)Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался. (2)Он не понимал, что это значит. (3)Родина, земля отцов, страна, где он родился, – не так важно, где человек появился на свет. (4)Земля отцов! (5)Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому городку, где он родился. – (6)Эх, Берг, сухарная душа! – с тяжёлым укором говорили ему друзья. – (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак! (8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето… Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. В предложениях 8–10 представлено повествование. В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания. Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 22. Предложение 28 объясняет содержание предложения 27. В предложениях 45–47 содержится повествование. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс

Слайд 11

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс

Слайд 12

Обществознание 9 класс. Демонстрационный вариант ОГЭ 2017 г Установите соответствие между формами мыслительной деятельности и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Определения Формы мыслительной деятельности А)это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье. Б)открывает существенный признак вещи или явления. В)связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается. 1)Понятие 2)Суждение 3)умозаключение Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Демонстрационный вариант ЕГЭ 2017 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс

Слайд 13

1.Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план). 2.Какие факторы способствуют становлению мужского характера в армии? Приведите 3 примера из текста. 3.Какие недостатки свидетельствуют о том, что армия нуждается как в поддержке общества, так и в контроле с его стороны? Приведите два примера контроля армии. 4.С чем связаны отличительные особенности российского воинского духа? Выпишите предложения из текста. 5.Перечислите три специфические особенности российского воинского духа. Каждую проиллюстрируй примером. 6.Кто является носителем воинского духа? Сегодня много говорят О необходимости повысить престиж воинской службы. Предложите три меры, способствующие решению данной задачи. Задания к тексту из демоверсии



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Технологии, используемые УМК для подготовки учащихся к внешнему мониторингу»

        Начиная с 2017 года,   ВПР в начальной школе становятся обязательной процедурой внешнего мониторинга, цель которого выявить уровень качества образования на территории РФ. Подготовка к Всероссийским проверочным работам, на мой взгляд, станет менее трудоёмкой, если  в качестве подготовительных заданий брать материал того УМК, по которому работает педагог. Конечно,  придётся потрудиться, нужно привести задания учебников к той логике, в которой сформулированы задания ВПР (ОГЭ, ЕГЭ). Это куда проще, чем специально искать похожие задания и корректировать их в зависимости от целей урока, уровня класса и  других условий.  Попробуем в этом убедиться.

        Так, например, в учебнике русского языка (4 класс УМК «Школа России» автор Канакина В.П.) возьмём упражнение  140. Оно выглядит следующим образом:

Ул…тели на юг ласточки, скворцы, зяблики. Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица.  Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу. Вместе с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие  м..тели.

К нему в учебнике дано задание:

Прочитайте.   Спишите, вставляя пропущенные буквы.  Определите падеж выделенных имёнсуществительных. Выполните разбор слов.

       Зная уровень заданий  по русскому языку в ВПР, логично было бы переформулировать задания. В этом могут помочь сами обучающиеся, отвечая на вопрос: «Какие задания  вы могли бы предложить?»

       Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Поэтому формулирование заданий, определяющих зону «знаю -не знаю», формирование контрольно-оценочной самостоятельности, умение находить причины затруднений являются важными качествами  школьника, направленными на его саморазвитие. 

  Задания могут быть такие:

1.Написать под диктовку текст.

2.Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение. Подчеркни в нем однородные подлежащие.

3.Выпиши из текста 2-ое предложение. Подчеркни в нем главные члены. Над каждым словом укажи, какой частью речи оно является.

4.В последнем предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

5.Задай по тексту вопрос, который сможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

6. Как понимаешь выражение «осталась верной родному лесу». Запиши своё объяснение.

7. Замени словосочетание «не очень нарядная» близким по значению словом. Запиши это слово.

8.Найди в тексте ответ на вопрос «Кто такая деряба?». Запиши ответ.

9.Озаглавь, определи и запиши основную мысль текста.

      Можно заметить, что  задания в основном, направлены на работу с текстом. Надо сказать, что по итогам пробной ВПР работа с текстом – слабое звено моего 4 класса. Поэтому особое внимание уделяю именно развитию речи и работе с текстом. Отличными помощниками в этом  могут стать  приёмы разных педагогических технологий. Например, приёмы «Технологии критического мышления» отлично работают при чтении и маркировке текста,  при формировании умения задавать вопросы.

       Если провести небольшую интеграцию в другой предмет, то на этом же уроке русского языка, мы можем  окунуться в «Окружающий мир», при этом решая задачи двух предметов.

10.Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. Почему важно охранять птиц? Напиши свой ответ объёмом до 5 предложений.

11.Формулировка запрещающих знаков.

       Строя урок по «Технологии деятельностного метода» Л.Г.Петерсон текст того же самого упражнения 140, может быть использован как на этапе актуализации знаний учащихся, так и на этапе вызова, то есть выявления места и причины затруднения.  Например, обучающиеся не знакомы с понятием «однородные члены предложения», следовательно,  не могут выполнить задание 2.  Таким образом, и урок пойдёт совсем по-другому, и будет работать на другие цели.

          В материалах  ВПР (ОГЭ, ЕГЭ) есть  множество  заданий  на выбор соответствия или не соответствия,  на анализ информации,  представленной в виде карт, схем, графиков, диаграмм, таблиц, знаков.  То есть опять работа с текстом,  которая вызывает затруднения.

         ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и   частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

       Так,  используя «Технологию  учебных ситуаций»  на уроке «Окружающего мира»  через  ситуацию – иллюстрацию на этапе актуализации знаний  обучающиеся работают с разными видами карт,  шагая от общего к частному.

А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс

Тема: «Водные богатства края».

Материки на контурной карте обозначены буквами.

Запишите буквой материк, на котором:  1) Располагается самое глубокое озеро мира.

2)Есть и Чёрное и Белое море.3)Расположена страна, на территории которой более 2 млн. рек.

Обучающиеся, проверив знания предыдущего  урока, записывают букву  «В», которая является ответом на все вопросы.  Далее от названия материка, идём к названию страны (Физическая карта России), от страны -  к краю (Карта Пермского края), и формулируем тему и цель урока.  

       На этом же уроке опять идёт работа по формированию умения писать мини-сочинения на тему.

 Всемирный день воды, дата которого приходится на 22 марта, празднуют вся планета. Мысль о проведении такого праздника впервые прозвучала на конференции ООН, котораябыла посвящена развитию и охране окружающей среды. Это событие произошло в Рио-де-Жанейро в 1992 году.     Почему важно охранять воду. Напиши ответ объёмом до 5 предложений.

Или  работа по  расширению кругозора и опять умение  составлять текст, выражая своё мнение:

На фотографиях изображены люди «водных» профессий. Выбери одну из фотографий и запиши букву, под которой она приведена. Представитель какой професси, изображён на фотографии?   Какую работу выполняют люди этой профессии? Какие     материалы (оборудование)  используют представители этой   профессии в работе? Запиши.

          Работая в режиме проектной технологии, на этом уроке может быть организована как групповая, парная, так и индивидуальная работа по дальнейшему изучению материала..

         Просмотрев демонстрационные материалы  ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам, я пришла к выводу, что задания, связанные с работой над текстом  актуальны и в старшей школе.   Так же встречаются  задания: составь план по тексту,  найди соответствия (несоответствие),  выбери утверждения, прочитай текст и выполни задания и др.    Поэтому умение  переформулировать задания к тексту в учебнике под требования ОГЭ и ЕГЭ  могут пригодиться  и  учителям старших классов.

 Задание для групп:

Прочитайте текст, попробуйте сформулировать задания в логике  ОГЭ (ЕГЭ) по вашему предмету: география, история, обществознание, биология, русский язык, иностранный язык…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала при подготовке уроков окружающего мира

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение на...

Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников

В статье описана специфика работы с неслышащими детьми при подготовке к праздникам....

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Использование технологии Зайцева при подготовки ребенка к школе

В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не просто процесс ...

Использование ИКТ при реализации программы "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие".

Статья и презентация об использовании ИКТ при организации занятий для подготовки детей к школе по программе  "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие"....

Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение  возможностей испол...

Использование кластера при подготовке проекта о животных

К технологии развития критического мышления относится  графическая организация изучаемого материала.Популярным методом демонстрации мышления на уроках окружающего мира является использование клас...