Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
статья по теме
Из опыта работы в школе. Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepeshkina_elena_grigorevna.docx | 296.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Программа в нашей школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды.
В школе созданы специальные образовательные условия:
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
- Организационно-педагогические условия
- Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОО
- Кадровое обеспечение
Эти условия необходимы для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющего развития для успешной социальной адаптации школьников с ОВЗ. Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
В нашей школе используются следующие направления работы с детьми, имеющими ограниченные возможности:
- коррекционный класс (5 вида);
-дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде.
В нашем образовательном учреждении с 1 сентября 2011 года осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов по проекту "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов";
- домашнее обучение - вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;
- домашнее обучение + дистанционное обучение – вариант обучения, при котором преподаватель посещает ребенка по месту его жительства и еще дистанционное обучение;
- инклюзивное образование – вариант обучения позволяющий решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
С 2016 года дети 1-ого класса обучаются по адаптированной программе
(вариант 5.1, 5.2,7.1- проблемы с речью и задержка в развитии) в рамках внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ;
Организационная модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Модель основывается на принципах системного междисциплинарного подхода. Ее центральной фигурой является ребенок с неповторимостью и уникальностью его внутреннего мира, взрослые же создают условия для гармоничного всестороннего раскрытия и развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения и развития учащихся осуществляется благодаря совместной работе сотрудников психологической службы и педагогического коллектива, а также посредством активного вовлечения родителей во внутри школьную жизнь.
Главной целью в работе с родителями это повышения уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка. Для родителей проводятся консультации, которые оказывают помощь родителям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста. Вся работа строиться на принципах: добровольности, компетентности, соблюдение педагогической этики.
Смысл нашей работы не в том, чтобы подготовить школу к инклюзивному образованию, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с ограниченными возможностями как обычного ребенка.
Кроме того, инклюзивная школа разрабатывает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, помогает приобрести опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы.
Примером этому могут служить НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА, утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Результаты реализации модели
В образовательной организации создана коррекционно-развивающая среда для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
- Обеспечено усвоение вариативных адаптированных программ в соответствии с индивидуальными особенностями и учебными возможностями обучающихся.
- Реализован принцип инклюзивного обучения в соответствии с требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
- Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся показал уровень развития речи и познавательной активности обучающихся, соответствующий их психофизическому развитию.
- Выявлен значительных рост коммуникативных навыков обучающихся и адекватной самооценки достижений.
- Создана система работы с родителями, включающая их в деятельность по образованию детей.
- Материально-техническое оснащение образовательного процесса достаточно для успешной мотивации обучающихся к усвоению социальных норм и культурных ценностей.
- Все обучающиеся включены в систему дополнительного образования.
- Создана система школьной личностно-ориентированной методической работы педагогов и специалистов, обеспечивающей формирование педагогических компетентностей, необходимых для реализации принципов ФГОС.
- В школе успешно работают два музея «Музей имени Клюева» и « Музей Боевой Славы ». Работы, выполненные на базе школьных музеев, ежегодно становятся победителями городских и всероссийских конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии
Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии" В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...
Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».
Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс
Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....