Опыт применения методики В.Эдигея "Учись читать, малыш!"
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
В настоящее время появилось много разных технологий. Одни учителя работают по системе Л.В. Занкова, другие предпочитают заниматься по методике Т.Г. Рамзаевой, и т.д. Каждый творчески работающий учитель может выбрать подходящую методику и следовать ее программе. Но какую бы методику мы не выбрали, мы сталкиваемся с проблемой чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_v.edigeya.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения методики В.Эдигея «Учись читать, малыш!»
«Учись читать, малыш!» (практическое пособие)
Что такое чтение? Чтение – это грамотность. Чтение – это интеллект. Чтение – это нравственность. Чтение – это ключ ко всем наукам. Чтение – это дорога в жизнь.
В настоящее время появилось много разных технологий. Одни учителя работают по системе Л.В. Занкова, другие предпочитают заниматься по методике Т.Г. Рамзаевой, и т.д. Каждый творчески работающий учитель может выбрать подходящую методику и следовать ее программе. Но какую бы методику мы не выбрали, мы сталкиваемся с проблемой чтения.
По приблизительным данным у 30% школьников медленный темп чтения.
На своих уроках чтения в начальной национальной школе, я применяю разные методы для повышения техники чтения: пятиминутки чтения, жужжащее чтение, использую таблицы Шульта, как цифровой, так и буквенный варианты. Как работать с таблицами? За одну минуту нужно найти все буквы или цифры в определенной последовательности (а, б, в, г и т.д.). Такая же работа проводится и с цифровым вариантом. Эти таблицы развивают обзорное зрение и быстроту глаз.
7 | 12 | 4 | 9 | 22 | А | Ц | Л | Н | Г | |
16 | 25 | 13 | 2 | 11 | П | Ф | Ч | З | Т | |
6 | 10 | 1 | 20 | 5 | С | Ж | Д | Ш | К | |
15 | 24 | 17 | 14 | 19 | Е | И | У | Х | Р | |
3 | 12 | 21 | 23 | 8 | В | Щ | М | О | Б |
Все это дает определенный результат. Но мы, учителя не можем стоять на месте. Мы находимся в постоянном поиске. И сегодня я хочу предложить вам интересный метод, направленный на решение важной проблемы: повышение скорости и усовершенствование техники чтения путем развития мышления ребенка.
Что такое мышление? Мышление является формой человеческого познания. Процесс мышления представляет собой отражение действительности. Посредством мышления человек познает предметы, явления в их существенных признаках и тех многообразных связях, которые между предметами и явлениями существуют.
Например: Мальчику подарили интересную игрушку. Она похожа на какое-то животное. Он начинает думать на какое? «Уши длинные, но не заяц. Нос маленький, но не кот». Как только он задумался над тем, что это за животное, где оно живет, кто такую игрушку сделал. У человека возникает процесс мышления.
Итак: отличительная черта этого психического процесса – его направленность на познание тех внутренних и внешних связей, которые лежат на поверхности явления. Поэтому мышление выступает, как стремление человека узнать то, что неизвестно, понять, осмыслить более глубоко то, что возможно даже известно, но знания о нем носят лишь поверхностный и неполный характер.
Мышление выражается в речи. Неразрывность мышления и речи придает мышлению обобщенный осознанный характер.
Начинается мыслительный процесс с удивления, обнаруживается что-то новое, исследуется и далее чувство оформляется в речи.
Желание понять это новое является толчком, стимулом, вызывающим мышление.
Но мышление не возникает, если это ребёнка не волнует, не интересует, если есть безразличие к выходу из ситуации.
Ребёнок должен хотеть, стремиться узнать неизвестное. У него должен возникать интерес, потребность, необходимость, чтобы познать неизвестное. Мышление является формой человеческого познания.
Именно на развитие мышления детей обратил внимание Валерий Эдигей в своем методе, о котором пойдет речь. Он отличается оригинальностью, поскольку не имеет аналогов[1].
В 1997 году учителя, слушатели курсов, в городах Донецке, Черновцах, Житомире, Севастополе, Львове, Алуште экспериментально проверили этот прием, что и послужило поводом для опубликования этого метода.
Рецензентами явились: доктор педагогических наук, профессор Кировоградского педагогического института имени А.С. Пушкина Арон Яковлевич Розенберг, заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент Павел Владимирович Лушин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Татьяна Федоровна Цыгульская и др.
Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, беда наших детей. А последствия известны всем.
Нынешняя система обучения чтению основана на насилии (плохо читаешь, – читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать все больше и больше.
«Долгие годы я пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики, на стимулировании интереса к процессу чтения, помогла мне решить эту проблему.
РЕБЕНОК НЕ ЧИТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО:
- Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
- Его заставляют читать.
- Он беспомощен перед этой проблемой.
Однажды я попросил первоклассника, уже знающего буквы, умеющего сливать звуки в слоги, слоги в слово, прочитать вот такое слово ОСТЛ. Он улыбнулся, потом спросил удивленно:
- А что это такое?
- Это стол, - ответил я, в нем буквы поменялись местами. Хочешь
помочь мне расшифровать такие слова? Помоги, вон, видишь, сколько у меня, их.
Я увидел загоревшиеся интересом глаза ребенка и почувствовал, как приятно ему ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова.
Многие мои ученики с большим желанием стали просить карточки с такими анаграммами:
ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ
Однако здесь не только нужно было прочитать слово, но и исключить лишнее, т.е. не похожее на все остальные. В данном случае это слово туфли, так как все остальные слова (тигр, лев, слон) обозначают животных» - пишет Валерий Эдигей.
Создавая по аналогии такие анаграммы, В. Эдигей классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, для того, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.
Работать по этой технологии я начала с учащимися 2 класса. Как и В. Эдигей сделала карточки-анаграммы. Что такое анаграмма? Анаграмма – с греч. – игра буквами, задача образования разных слов из данных букв.
Сначала я использовала на своих уроках карточки анаграммы-предметы, всего 52 карточки. В каждой карточке по 4 слова. Итого: 208 слов. Вначале детям трудно было расшифровывать слова. Одни прочитывали слова быстрее, другие медленнее. Постепенно, из урока в урок, они научились работать по ним. Затем я ввела анаграммы-признаки предметов. Этих карточек – 50. А 50 х 4 = 200 слов – прилагательных. Расшифровывая, научились читать и их. Самыми трудными для детей были анаграммы-глаголы. Таких карточек 38. 38 х 4 = 152 глагола. Работая по этим карточкам, мы проработали в целом 560 слов, объяснили их значение, придумали с ними сотни предложений. Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывала заглавную букву, печатая ее заглавной буквой. Вот пример: еВненсее осценл оргосле юемзл. (Весеннее солнце согрело землю). Затем стали расшифровывать рассказы.
Дети с большим интересом работают по этим карточкам. Они думают, помогают друг другу, читают, не осознавая, что одновременно идет несколько видов работ: развитие мыслительных процессов головного мозга, развитие быстроты глаз, повышение словарного запаса учащихся, развитие речи, развитие кругозора, т. к. тексты на разные темы, а самое главное повышается скорость и усовершенствуется техника чтения путем развития мышления ребенка. Повышается грамотность учащихся.
Эти задания легко вписывались в структуру урока, снимая напряжение и усталость детей.
А желающими получить такой текст были все. Я подбирала для каждого ученика посильный текст. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
Когда дети научились читать анаграммы-предметы и исключать лишнее слово, я давала это задание выполнить в тетради, например:
ВОРАТЬК КРОВАТЬ КОВЁР – это лишнее слово, так как остальные пред-
НИДАВ ДИВАН меты обозначают названия мебели. С лишним словом
ШАФК ШКАФ делали звуко-буквенный разбор, морфологический
РЁВКО КОВЁР разбор, составляли предложения.
Ковёр – 2 слога – ко-вёр, 5 звуков, 5 букв.
к [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный.
о [а] – гласный, безударный.
в [в,] – согласный, звонкий, мягкий, парный.
ё [о] – гласный, ударный.
р [р] – согласный, звонкий, твердый, непарный
Мы подарили бабушке большой красивый ковёр.
ковёрٱ– что? имя сущ-е, м.р., неодуш., нарицат., ед.ч., В.п.
Дети с удовольствием выполняют задания, повторяют виды разборов, составляют предложения. Думаю, учителя начальных классов, родители, желая помочь своим детям в овладении высоким уровнем техники чтения, используют этот практический материал.
Лудуп И.М
АНАГРАММЫ - ПРЕДМЕТЫ
Задание: Попробуй прочитать слова и исключи лишнее слово.
1. ГИРТ 2. НЁКЛ 3. ПИГАСО
ЕЛВ БУД ФИЛУТ
СОНЛ ЁЗЕРАБ ШИЧКЕ
ФИЛТУ ШАНИАМ МИАЗ
4. ВОРАТЬК 5. АЛПЕН 6. НУОКЬ
НИДАВ ЧУКАР ОМС
ШАФК ГИНАК УЩАК
РЁВКО БОЛЯОК ЛОТОМОК
7. КЁТЛИЧ 8. ШУРАГ 9. КЮРБИ
РОВАП ЛАВСИ ДИПАЖК
ВАДОРЕЦП УБАРЗ ЩАПЛ
ШУГАР ИГНКА СОНСА
10. ЧИКАЙН 11. ЛИЫЖ 12. ЛИКОГА
ШАКАЧ КАНСИ КИТАН
МАСОРАВ КИНОКЬ ЖИНОЦНЫ
БОСАКА ТАВАР ХБЕЛ
13. БЕНО 14. РАСАХ 15. АТПАР
АЛБОКО БЕХЛ СОКДА
ДЖОДЬ ОКОМЛО ЛМЕ
ТАНОБ КЕЦВОТ ЕЛХБ
16. ЗАГЕАТ 17. ЧАБКО 18. КИБУКИ
НУРАЖЛ ДОРЕВ КАЛУК
МОСИПЬ КАСАТН ШАКИМ
АШАК НЫДЯ ЛОСТ
19. КИРОКДОЛ 20. КЁЛН 21. ЛАСИ
ЛВЕ СОНСА ЦАЯЗ
РОМЖ НЯБАРИ ДЕМЕДВЬ
ДОВА ШИМАНА РАГУШ
22. ГСЕН 23. АКАШ 24. ЛЫМО
ЗОРМО ТОМОПК ТЁЩАК
АЗМИ БЕХЛ ЫБУЗ
КОШАМРА РОПТО РОТОП
25. БАНАРАБ 26. АРЗО 27. КИПЯРН
ДАКУД АКМРАШО ТРОТ
ЛОРЬЯ САТАР РИЖЕНОПО
ЗОАР ИШАМАН БОКААС
28. ДРОКОТ 29. КЕСОРЛ 30. ТИМАТЕМАКА
ИЧЕТУЛЬ ТОКАВРЬ НЕЧЕТИ
РАПОВ НИДАВ МИПОСЬ
ТЕЗАГА ТЕЗАГА ШИНВЯ
31. КУАР 32. МОЯС 33. ДОШУКПА
ГАЗАЛ БОЛАКАС ЯДОЛЕО
СОЛЫОВ ЛАТОТКЕ РЫКАПОВЛО
ТОНФАКЕ ПЕРАКЬ МОРОПИД
34. МОРОПИД 35. ФАТОК 36. НАКТ
ЦУРОГЕ ПАТЕЛЬ ШУПКА
МКОРОВЬ ТАЛОПЬ ЛОМАСЁТ
НИДАВ НИДАВ ВОРОКА
37. ВИЛЕТЕРОЗ 38. ШИНВЯ 39. ЗААВ
ИНОК САВЛИ САКТЮРЛЯ
МИЛФЬ НЕРЯШЧЕ ШАЧКА
ПАГОСИ АВАЗ НЕПАЛ
40. КОТЕЦВ 41. КОРИЛК 42. ТЕСАМАН
ОЛЕТ ДОШАЛЬ РИКЕФ
ВОСЕЛОЙ КУТА ОКОМОЛ
ЫНЯД УБД ЦАЯЗ
43. РАШФ 44. РАКЫШ 45. АБОСАК
ПАКАШ ГАФЛ НОКЬ
БАШУ ТЕВЦЫ ШОККА
ДЕВЕМДЬ ЗАКСАК БАРЗУ
46. РОПТО 47.ДИМОРОП 48. ИКЛВА
КОТМОЛО РУГЕЦО АКСТАН
ЛАПИ КЛУ ЖНО
ОЛОКОМ НОРАОВ ВАЛСИ
49. РАНООВ 50. РАТКА 51. ЛАКЫТУБ 52. ШКОДОПА
АКУТ САЛАТ КНАБА ЯДОЛЕО
СУГЬ СОБУЛГ НАТАСК ТРАСАМ
ТАНОБ ЫСЧА ХСАРА ЯХНУК
АНАГРАММЫ – ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
- ДЛИЙЫНН 2. КРВИОЙ 3. ГУЛЫПЙ
ОБЛЬШОЙ КРАВЫЙСИ МУЫНЙ
МАКИЙЕЛНЬ ОХРОИШЙ СМЕНОЙШ
ОНКИ ФЛЬИМ СНОЛЕЦ
4. ТВРЁДЫЙ 5. ЛЕНТЙИ 6. КРСАНЫЙ
ЯМГКИЙ ОСЕИЙНН ЗЕЁЛЫНЙ
КРПЕИКЙ ЗМИНИЙ ЖЁТЛЫЙ
ОВЛК АЛИС БЕКЛА
7. БЕЫЙЛ 8. ЁТМНЫЙ 9. ХООЛНДЫЙ
ЧРЙНЫЁ СВЕТЛЙЫ ТЙЛЫПЁ
СНИИЙ СРДЕНИЙ ГОЯРИЧЙ
НОС МАЗИ БУМГАА
10. СУЙХО 11. ВКУНСЫЙ 12. ВЕСЛЁЫЙ
СЫОРЙ ПРИТЯЫЙН ГРУТСЫНЙ
МОРЫКЙ ЛПОХОЙ СЕРЬЗНЁЫЙ
АДОВ ЛУАН ВШИЯН
13. СТЕКЯЛЫННЙ 14. ЗВОКИЙН 15. ИКСЫЛЙ
НВДЕЕРНЯЫЙ ИТХИЙ СЛДАКИЙ
ЖЕЗЛЕЫНЙ ГРМОИЙК ГОЬКРИЙ
ГВЗОДЬ ЗЕЛЯМ ГОХОР
16. ЧИТЫСЙ 17. ТОСТЛЫЙ 18. ЛЗОЙ
ГРЯНЗЫЙ ТНОИЙК ДОРЫЙБ
СВЕИЙЖ ОХУДЙ ПОЛОЙХ
МРЕО КЕРЛСО ШИРАК
19. ЛАКСВОЫЙ 20. СМЫЙЕЛ 21. ОВЩНООЙ
ХУМЫЙР ТРУЛЫЙСВИ МСЯОЙН
СКЫЙУЧН БОВЕОЙ ЫРБЫЙН
АНАГРАММЫ-ТЕКСТЫ
родГо зылыК.
лызКы – цалисто выуТ. зылКуы – 90 тле. шаН родго сивыйрак. В мешна родего огомн лицу. сЕть уцыил шильебо и леньамкие. ноМгие уыцли сятно ями винутхиск евроге. отЭ лиуыц чилКе-лаоо, думЧльу, пачасанпоЛ, наюО рсеКуди и дгируе. зылчаКыне ятбюл йовс догор.
аН келыбар.
Ратеяб лоишп тиволь убры. мирТе ёсн.дочуки. сяА и латБо лизяв тьес. мирТе мойпал тьяп кенуой. сяА молайп щикале. латБоу лаппося калиймень касарь.
- Здоровьесберегающие технологии
«Здоровье – это самая важная ценность,
дарованная человеку природой».
Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.
Понятно, что школа является отражением общества, и она не несет полной ответственности за все беды школьников. Уровень гармоничного развития детей и молодежи определяется влиянием всего комплекса социально-экономических, экологических и культурны факторов общества. Самая значительная доля ответственности падает, на жизнь, которая идет за пределами школы.
Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.
Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что учащиеся утомлены[2].
Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.
Физкультурные минутки на уроках русского языка я провожу на всех уроках. Для учащихся 1-2 классов желательно проведение не менее двух физкультурных минуток за урок. Мы проводим следующие упражнения:
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
- ФМ для снятия утомления с правого пояса и рук.
- Упражнения для пальцев и кистей рук после письменной работы.
- Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
- Упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения, усталости.
- Упражнение для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия на организм после чтения.
- Расслабление мышц плечевого пояса.
- Упражнения на мышечное расслабление.
Дети знают много пословиц о здоровье, любят играть в разные подвижные игры.
- Игровые технологии[3]
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- Учебный материал используется в качестве ее средства;
- В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии.
В играх часто использую различные предметы: игрушки, карточки, рисунки, таблицы, плакаты, модели, карты, диалоги, пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, подготовленные сценарии. Школьников можно вовлекать в подготовку этих дидактических материалов. Это воспитывает интерес к предмету.
Игра воспитывает чувство дружбы, взаимовыручки, чувство долга, поддержки. В случае необходимости играющий должен уступить, помочь другу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Любая игра должна быть подчинена теме урока, тогда она дает большой результат. На уроках русского языка в 3-4 классах применяю игры, способствующие формированию знаний о составе предложений, формировании знаний о частях речи и их признаках. Для учащихся 1-2 классов использую игры в звуки – для выделения изучаемого звука из слова, игровые задания с буквами «Исправь букву», «Разрезные буквы», «Кто в домике живет»[4] и др.
- Развивающие технологии[5]
Что такое развитие? Развить кого - что. Довести до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности. Развитие ребенка. Развить свой ум.[6]
Начальная школа – начало всех начал. Мы учителя начальной школы должны приложить все силы для всестороннего развития личности. Для этого мы должны знакомиться с точкой зрения разных авторов на развитие детей.
Выдающийся американский врач предлагает интересную методику раннего развития детей. «Все гении делаются до шести лет», - пишет Глен Доман в своей книге «Как научить ребенка читать». Он предлагает учить детей читать прямо с рождения или с годовалого возраста. «Мы думаем, дети не понимают нас, потому что очень маленькие, но мозг все слышит и улавливает».
Технологию раннего развития детей предлагает и Зайцев. Очень интересна его методика «Кубики Зайцева», по которым дети учатся читать с годовалого возраста.
С. Лысенкова предлагает «Опережающее обучение в зоне ближайшего развития». В крупном блоке легче усваиваются логические связи, быстрее выделяется главное и второстепенное, ученики скорее начинают понимать, что им надо учить, как учить и для чего. Эффективность данной методики подтвердилась итогами экспериментального обучения.
В своей концепции «Общее развитие учащихся», Л.В. Занков представляет прежде всего, воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.
На уроках чтения и русского языка мною применяются следующие методы развивающих технологий: метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, словесный метод в виде объяснения, беседы, рассказа, сочинения.
Средства обучения: раздаточный материал, тесты, ТСО и др. Для повышения и усовершенствования техники чтения использую работу с анаграммами. Эта работа способствует развитию наглядно-образного, наглядно-действенного мышления. Дети с большим интересом работают по этим карточкам. Перфокарты помогают мне проверить знания учащихся по русскому языку. Они активизируют самостоятельную работу детей, экономят время на уроке.
Перфокарта составляется с учетом полученных знаний по тому или иному разделу программы. В зависимости от проверяемого материала перфокарты составляются по всему пройденному материалу, по всем изученным темам, количество их по теме зависит от объема изучаемого грамматического материала.
- Интегрированные технологии
Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
На моих уроках используются интегрированные методы обучения. Урок чтения с элементами истории и литературы. Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»». Русский язык. Тема: Слова на вопрос Чем? Кем? чтение рассказа «Прошка» переплетаются с элементами истории, берется материалы из жизни великого русского полководца А.В. Суворова. Риторика. «Творчество И.А. Крылова» интегрирую с литературой и театром.
Для психологической разгрузки на уроках русского языка и чтения применяю кроссворды, ребусы, загадки, скороговорки, тексты.
7. Технология развития речи в начальной школе
Развитию речи в начальной школе придается большое значение. Для развития речи тувинских детей я использую следующие приемы:
- Чтение рассказов и сказок с подробным пересказом, с усложненным пересказом (от третьего лица, от лица случайного свидетеля, прохожего);
- Составление рассказов и предложений по подстановочным таблицам;
- Написание изложений и сочинений по плану;
- Составление рассказов по сюжетным картинам;
- Разучивание ролей сказок, инсценирование;
- Сочинение стихов по заданной теме;
- Заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов;
- Словарная работа, этимология слов.
Эффективность уроков русского языка определяется тем,
насколько учащиеся поняли, осознали смысл прочитанного, прослушанного, прослушанного. Все это зависит от понимания словаря.
Словарная работа на уроках русского языка в тувинской начальной школе, имеет решающее значение при обучении учащихся практическому овладению русским языком.
Развитие речи
Большое место в моей работе занимает развитие речи учащихся. Каждый современный учитель хорошо понимает, что развитие речи – задача не только уроков русского языка, но и уроков других учебных предметов. Однако для уроков русского языка эта задача является основной.
«Речь бывает устной и письменной. Устная речь – это быстротечная речь. То, что возникает в голове, передается на язык и сразу воспроизводится. Письменная речь – замедленная, то, что скажешь в течение одной минуты, не запишешь в течение восьми минут.
«Ребенок, который научился писать,
в письменной речи, подобен ребенку
двух лет, который только что научился
говорить».
/Л.С. Выготский/
УР – есть арифметика речи, а ПР – это алгебра речи. Овладев арифметикой, ребенок овладеет алгеброй речи. УР+ПР = абстрогированная речь. Речь становится умной, четкой, выразительной»[7].
Для развития письменной речи учащихся на уроках я даю сочинения на разные темы: «Мой отдых», «Мои любимые книги», «Здравствуй, урок русского языка!», «Моя семья», «Сердце», «Поспорим о книгах: для чего они, почему мы их читаем?». В своих сочинениях дети делятся мыслями, переживают, дают советы.
Здравствуй, урок!
Мне очень нравится твой урок русского языка. Ты всё умеешь делать. Печатать на компьютере разные правила к уроку, карточки, рисунки. Придумываешь игры, стихи, скороговорки. А на уроке чтения ты учишь нас не только читать, пересказывать, но и сочинять стихи, скороговорки, чистоговорки, писать сочинения. Мы учимся высказывать своё мнение о прочитанных сказках, рассказах. Урок чтения – просто живой урок. Он нас учит, воспитывает. Спасибо урок, что ты воспитываешь и учишь нас. Мы с тобой очень хорошо проводим время и даже играем. Нам с тобой немного осталось времени быть вместе. Скоро мы перейдём в пятый класс. До свидания, урок!
Ондар Ачыты - 4 класс
Сердце.
Сердце – самый главный орган в организме человека. Сердце помогает крови двигаться по всему телу. Ещё о нём говорят, что сердце – мотор человека. Если остановится сердце, то остановится жизнь человека. Сердце не только помогает жить человеку, оно даёт и многое другое. Нап Творчество детей.
Немаловажную роль на моих уроках играет творчество детей. Творчество – это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности. Подлинное творчество – это развитие, желание научиться новому. К урокам дети готовят рефераты по биографии и творчеству детских писателей, делают миникнижки по прочитанным рассказам и сказкам этих писателей, разучивают роли, делают маски. Читая и разучивая скороговорки, мы с детьми стали сочинять свои скороговорки и стишки-четверостишья. Например, прочитав сказки А.С. Пушкина, сочинили следующие строки:
Золотая рыбка Сидя на спице,
Исполнила желание, Кричал петушок.
А старушка злая Опасность почуяв,
получила наказание. Краснел гребешок.
Белочка грызла орешки под елью,
А люди дивились такому веселью.
Прочитав рассказ Н.И. Сладкова «Под шапкой-невидимкой» (уч.«Чтение» для 4 класса), сочинили следующие скороговорки:
Сказочный герой Лесовичок – Бельчонок на ветку прыгнул с сучка
Это маленький грибной старичок. И увидел старичка Лесовичка.
После прочтения «Новогодней были» С. Михалкова, у нас появились следующие строки:
Маленькая елочка, Лесник срубал деревья,
Зеленая иголочка. Чтоб получить монет.
Пушистая иголочка Но пожалел он елочку,
Засыпана снежком. Сказал он просто: «Нет!»
Люди удивились, (Оюн Эртине)
Глядя на красавицу, Лесник удивился,
Поэтому срубить ее Увидев в лесу,
Не пожелал никто! Колючее чудо
(Биче-оол Нурма) В зеленом цвету. (Санчай Вика)
Прочитав рассказ Л.Н. Толстого «Тема и Жучка» со чинили следующее:
Жучка, Жучка!
Ты, Темина Жучка!
Ты с хозяином живешь
И ему покой даешь.
(Монгуш Артыш В.)
Тема и Жучка любили друг друга Жучка, жучка, милая Жучка.
Играли, резвились и бегали вместе. Где ты любимая, любимица моя.
Но Жучка пропала, упала в колодец, Я о тебе мечтаю,
надеясь, что Тема отыщет ее. Я о тебе скучаю.
(Санчай Вика) Скорей возвращайся ко мне.
(Даржай Гоша)
Дети чувствуют рифму стиха, сразу ее находят. Я думаю постоянное сочинение таких стишков, начиная с начальных классов, приведет к тому, что кто-нибудь из них начнет писать настоящие стихи.
Свои стихи мы используем при проведении физминуток. Например, на открытом уроке по чтению для ГМО 4-х классов по теме «Сказки А.С. Пушкина», мы провели физминутку по стишку, сопровождая соответствующими движениями.
Лебедь крыльями взмахнула,
Встрепенулась, подтянулась
И пустилась она плясать,
Нашу польку танцевать.
На мастер-классе, который проходил по теме: «Речевые ситуации в басне А.И.Крылова» для учителей и психологов Каа-Хемского кожууна, я ввела физминутку, которую сочинила в ходе подготовки к уроку.
Хитрая лисица
Быстро подтянулась
Раз нагнулась,
Два нагнулась
На носочки встала
И сыр достала.
Ко дню защитников Отечества мы с детьми готовили открытки для пап, на которых написали собственно сочиненные стихи Ондара Тензина:
Много есть на свете пап,
Но мой, роднее всех.
Хороший, добрый, славный он
Его люблю я больше всех.
Со мной играет он всегда,
Как друг, как брат он мне.
Желаю, я ему прожить
Со мною лет до ста!
К Международному дню 8 Марта нашим любимым мамам мы вышиваем салфеточки. Девочки помогают мальчикам. Все принесли ткани и цветные нитки, были даже нитки с люрексом. Для вышивки выбрали рисунок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Нарисовали рыбку, плавающую в море. Рыбка – символизирует благосостояние благополучие в семье, которое мы пожелали всем семьям. Салфеточки получились очень красивые.
8. Технология опорных сигналов
Эта технология представлена авторской работой «Методическое приложение к учебнику «Азбука» для тувинских школ под редакцией Х.Б. Ооржак, Ф.М. Бартан».
10. Этнокультурные технологии
Национально-региональный компонент
на уроках русского языка в начальной школе
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитие национальных культур.
Во все времена в истории любого народа основной опорой в воспитании подрастающего поколения была народная педагогика. Тувинский народ, как и другие народы, использует и развивает свою традиционную педагогическую культуру.
Использование элементов национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе особенно актуально в наше время.
На уроках русского языка в начальной тувинской школе, я ввожу элементы национально-регионального компонента. В кабинете русского языка есть книги о Туве, книги тувинских народных сказок, стихи тувинских поэтов, песни, иллюстрированные альбомы о Кызыле, Туве, о театре, артистах республики. Много интересной информации я получаю при чтении книги «Материалы конгресса» «Юрта – традиционное жилище кочевых народов». Рассказываю об этом детям.
В начальной национальной школе обучение русскому языку проходит по определенным лексическим темам. При изучении лексической темы «Продукты и пища» мы обращаемся и к тувинской традиционной кухне, рассказываю детям о национальных блюдах, описанных в книге Эмзимы Намзал «Хлебосольная юрта». Когда проходим тему «Одежда и обувь», говорим не только об обычной одежде, которую носят дети летом и зимой, но и знакомимся с традиционным тувинским костюмом «Тон» и шапкой «Довурзак». В кабинете есть эскизы тувинских костюмов и обуви.
Руками учителей, работающих в кабинете, и учащихся сделаны два альбома «Люди нашего города и республики», где собраны снимки, вырезки из газет, фотографии знаменитых людей: политиков, врачей, учителей, строителей, животноводов, артистов Тувы.
Собран исторический материал о тувинцах Героях Советского Союза Хомушку Намгаевиче Чургуй-ооле, Тюлюше Балдановиче Кечил-ооле, Михаиле Артемьевиче Бухтуеве, Николае Николаевиче Макаренко. Дети, читая о героях, знакомятся с историей своей республики.
В кабинете русского языка накоплен материал: символика Республики Тыва – герб, флаг, карты Республики Тыва, Тувинской АССР, карта заповедников Тувы и горных массивов. Сборники стихов поэтов, воспевающих родной г. Кызыл, Туву, Центр Азии. Есть буклеты достопримечательностей города Кызыла, народного творчества тувинцев. Мною подобраны диктанты, связанные с темой Тувы: «Герой» об О. Лопсанчапе, «Врач» о Светлане Ондаровне враче из Ак-Довурака, «В лагере» о лагере, расположенном недалеко от г. Кызыла им. Ю.А. Гагарина, а так же о яках Монгун-Тайги, о Самагалтае, о Кызыле, о Центре Азии.
Дети младшего школьного возраста любят интересное. Поэтому при работе с карточками делаю их определенной формы: зимой – карточки в виде снежинок, елочек, снеговиков, осенью – в виде грибочков, ежиков, яблок, груш, есть карточки в виде юрты, деспи, бола биле согааш. Детям интересно заниматься по таким карточкам. При обучении детей синтаксическому разбору предложений печатаю на компьютере предложения: «Оргаадай и Ай-Суу пошли гулять в парк», «Ай-Хаан и Даваа играют в шахматы», «Айдемир сочиняет интересные стихи», «Айлаш с Айланой пошли в библиотеку» и т.д. Дети, видя в предложениях свои имена, с радостью выполняют задания.
В нашей гимназии учатся дети разных национальностей. В кабинете собран и пополняется материал о празднике Шагаа, о тувинских играх, в которые играют тувинцы во время Шагаа, о Масленице, о Пасхе. Есть пословицы на русском языке с переводом на тувинский. Весь этот материал используется на уроках русского языка при прохождении той или иной темы. Здесь воспитывается уважение к культуре другого народа, идет пополнение словарного запаса учащихся, развитие речи детей.
На уроках внеклассного чтения мы с детьми читаем сказки народов мира, России, тувинские народные сказки. После прочтения сказки дети рисуют иллюстрации к сказкам. К 90-летию г. Кызыла мы сочинили стихи о Кызыле.
Мой город
Кызыл. Красный. Красивый.
Это город мой.
Много улиц и кварталов.
Все равно ты небольшой.
Расти мой город славный,
Цвети, как вешний сад.
Будь в цветах зеленый.
Я буду только рад.
Для учителей республики, мною проведен урок по теме «Наш город» в 3 классе. Урок проведен в виде путешествия по городу Кызылу. На уроке дети были гидами. Они знакомили «иностранных туристов», которыми являлись учителя из кожуунов, с достопримечательностями нашего города, историческими памятниками. На уроке были использованы большие иллюстрации, исторических памятников, дети рассказывали гостям об истории города, края, читали стихи о Туве, о Кызыле, спели песню из кинофильма «Люди голубых рек».
Введение национально-регионального компонента на уроках русского языка обогащает словарный запас учащихся, развивает речь, маленькие дети получают много интересной информации о своем родном крае. Выезжая за пределы нашей республики, они смогут свободно общаться с людьми других национальностей, рассказывать о культуре, обычаях своего края. Об этом очень красноречиво сказал в своем стихотворении «Русский язык» М. Кенин-Лопсан.
Учите русский язык
Владея русским языком,
Ты землю птицей облетишь.
Владея русским языком,
Учите русский язык
Владея русским языком,
Ты землю птицей облетишь.
Владея русским языком,
С кем хочешь ты поговоришь.
Индус, испанец, и бурят
С тобой по-русски говорят,
Большой ли, малый ли народ –
Любой теперь тебя поймет.
А сколько книжек ты прочтешь,
А сколько ты друзей найдешь,
Как интересно заживешь,
Владея русским языком!
М. Б. Кенин-Лопсан
[2] «Начальная школа». №11, 2005г. Т.В. Карасева. Современные аспекты реализации здоровьеоберегающих технологий.
[3] В.С. Кукушин. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2004г.
[4] И.А. Кравченко. «Игры и упражнения». Пособие. М., 1999г.
[5] Л.В. Занков. Общее развитие учащихся. М. Самара. Корпорация «Федоров». Изд. «Учебная литература». 2002г.
[6] С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. 2001г.
[7] Ш.А. Амонашвили. Авторский семинар. г.Абакан. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий
В данной статье я рассказала о своем опыте применения СОТ при работе в начальных классах...
Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....
Опыт применения методики В.Эдигея.
В настоящее время появилось много разных технологий. Одни учителя работают по системе Л.В. Занкова, другие предпочитают заниматься по методике Т.Г. Рамзаевой, и т.д. Каждый творчески работающий учител...
Опыт применения ИКТ на уроках английского языка
Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, я хочу поделиться с коллегами своим опытом их применения, может кому-нибудь пригодится....
Опыт применения ИКТ на уроках английского языка
Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, я хочу поделиться с коллегами своим опытом их применения, может кому-нибудь пригодится....
Модификация методики "Рисование бус" (составитель Ю.А. Коновалова): опыт применения в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Описание модифицированной психодиагностической методики "Рисование бус". Автор -И.И. Аргинская, составитель - Ю.А. Коновалова. Для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....