Внедрение и реализация ФГОС в начальной школе
статья на тему
Данная статья о формировании УУД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_i_realizatsiya_fgos.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение и реализация ФГОС в начальной школе.
Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию подрастающего поколения во всех видах жизнедеятельности. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Исходя из этого, на уроках и внеурочной деятельности я стараюсь обеспечить:
- формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира;
- приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности;
- становление построенных на принципах гуманизма отношений с разными людьми, малыми и большими группами, этносами;
- овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные результаты Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор | Регулятивные универсальные учебные действия Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность | Познаватель-ные УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире | Коммуникатив-ные УУД Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми |
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта,но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика,
эффективности их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Открытый урок
Тема: Красная книга(слайд1)
Цель: познакомить с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животных, занесённых в Красную книгу;
Задачи: 1.познакомить обучающихся с Красной книгой;
2.расширять и углублять знания о животных и растениях, занесённых в красную книгу.
3. воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
а) личностные: умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;
б) познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию;
в) регулятивные: умение сравнивать свой результат с эталоном; способность к мобилизации сил, к преодолению трудностей;
г) коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах.
Предметные умения: Группировать(классифицировать) объекты природы по признакам: живая и неживая природа.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Метапредметные умения:
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оборудование: компьютер,проектор,документ-камера, выставка растений.животных,занесённых в красную книгу,презентация к уроку, музыкальное сопровождение к уроку.
Ход урока
Звучит мелодия из передачи «В мире животных»
1.Организационный момент.
Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
В таинственный мир природы
2. Актуализация знаний, постановка проблемы
Урок пройдёт по девизом:Наблюдай и восхищайся изучай и береги.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы повторим пройденное
Что такое природа?(Природа-это то, что нас окружает,но не создано человеком.
Какая бывает природа? (живая и неживая)
Какие объекты относятся к живой природе?(Растения,грибы,животные,человек-живая природа)
Какие объекты относятся к неживой природе?(солнце,звёзды,воздух,вода,камни-неживая природа)
1 задание: Распределите объекты на группы: живая и неживая природа .( слайд2)
В группе живой природы не случайно оказались кошка и собачка. Почему? (потому что мы о них много нового и интересного узнали на прошлом уроке)
Какие породы кошек вы знаете?
Какая порода собак вам больше всего нравиться?
Какие породы собак вы знаете?
Как собаки служат людям?
Домашнее задание мы проверим по Кимам
(тест про кошек и собак)
Откроем кимы на с.30.тест 21. Про кошек и собак.
Самостоятельная работа (выполнение теста)
Взаимопроверка (работа в парах)
А теперь с помощью документ-камеры, посмотрим как вы выполнили работу.(тетрадь проектируется на доску и проверяется правильность выполнения)
Какие правила мы должны соблюдать, если у нас есть домашние животные?( Ответы детей)
Самое главное правило, которое мы не должны забывать:
Мы в ответе за тех, кого приручили! (хором прочитали)
3.Объяснение новой темы:
Ребята, жизнь-самое удивительное и замечательное явление природы. Но в наше время жизнь природы стала тревожной .Поэтому продолжение урока будет тревожным. Подберите синоним к слову тревога-беспокойство.
Как вы думаете ,что может у нас вызвать беспокойство? За что мы можем беспокоиться? (за природу)
Самоопределение к деятельности:
Посмотрите,на эту птицу. Это странствующий голубь.
К сожалению сейчас эту птицу можно увидеть, только на картинках, хотя когда-то они гнездились целыми стаями, было очень много , но из-за браконьерства не стало такой красивой птицы.
Предположите ,о чём мы будем сегодня говорить на уроке?(об исчезнувших животных, о Красной книге)
Посмотрите вокруг: какой удивительный мир нас окружает – лес, небо, солнце, птицы. Это природа! Наша жизнь не отделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Человек оказывает сильное влияние на природу. Он вырубает леса, загрязняет воду и почву. Осушает болота и распахивает луга. Из-за этого животные оказываются в трудных условиях. Некоторые из них вымирают.
Природу, которая даёт нам все для жизни, надо оберегать, спасать, защищать.
Молодцы! Я ещё раз попрошу вас посмотреть на стенд. Все эти животные и растения и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.
Кто может назвать тему урока?: Красная книга России
(слайд5)
Сообщение – «Из истории создания Красной книги».(слайд6)
Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)
Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (обсуждение в парах).(слайд7)
Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.-
Верно!Посмотрите, видео-клип Олега Газманова,который называется «Красная книга»
(просмотр видео-клипа Олега Газманова,который называется «Красная книга») (слайд8)
Ребята,поделитесь своими чувствами и мыслями О чём вы задумались?
Ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(слайд9)Познакомимся с Красной книгой
Красная книга
Информирует, какие виды животных и растений в опасности.
Призывает изучать эти виды.
Предупреждает об исчезновении этих видов.
Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.
Как устроена Красная книга?(слайд10)
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый,серый,белый.
Работа в парах:
Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).
- Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
- Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
- Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
- Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
4.Физминутка.
Руки подняли и помахали,
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали,
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели,
Дети учиться хотят.
Работа по слайдам по разноцветным страницам.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году.Она называлась «Красная книга СССР» Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в 1томе,но позже выяснилось,что в защите нуждается большее число видов. Поэтому появился ещё 1том.Очень кратко рассказывается о каждом виде, насколько бедственно его положение.Но главное –что надо сделать,чтобы уберечь от умирания.
Закрепление изученного материала:
Работа по учебнику:с.88-89
Прочитайте тексты и используя полученную информацию подготовьте рассказ о редких животных и растениях
5. Обобщение
Проверим, полученные знания
(слайд )Назовите растения, занесённые в Красную книгу ? Какой мы сделаем вывод по теме урока?
Берегите и охраняйте природу?
6. Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:
«Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…» и выскажите свое мнение.
Смайликами оцените наш урок. Если улыбается, то всё понравилось, если грустный смайлик, значит, есть трудности в уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....
Презентация .Реализация ФГОС в начальной школе.
Эта презентация расказывает об основных целях, задачах , положенных разработчиками в идею создания ФГОС, а так же об особенностях УМК "Школа России"....
Внутришкольная документация реализации ФГОС в начальной школе.
В помощь заместителю директора, курирующему начальную школу, председателю школьного методического объединения учителей начальных классов....
Мыследеятельностная педагогика в рамках реализации ФГОС в начальной школе
Использование мыследеятельностной технологии при работе с пословицей...
Доклад на тему УМК «Школа России» как инструмент реализации ФГОС в начальной школе
Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота Р...