Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.
материал на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

Выступление на МО. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Инклюзивное образование — образование, которое доступно каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, оно предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его социальной исключенности.

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Безусловно, главным принципом развития инклюзивных подходов в образовании является соблюдение интересов каждого ребенка.

Инклюзия начинается с признания наличия различий между учениками при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. Следовательно, толерантность можно рассматривать как ценностную платформу, ключевое условие реализации инклюзивной модели образования и преодоления социальной эксклюзии.

Согласно Декларации принципов толерантности толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.

Толерантность как принцип взаимодействия в системе «человек — человек», «человек — государство» закрепляется в основополагающих международных документах по правам человека. Одним из ключевых принципов защиты прав детей является принцип недискриминации, закрепленный в Конвенции о правах ребенка (1989).

В Конвенции о правах инвалидов (2006) закреплены, по существу, принципы социальной инклюзии — недискриминации, уважения особенностей инвалидов и принятия их в качестве компонента людского многообразия, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество.

Таким образом, толерантность как философия существования, принцип организации жизнедеятельности имеет не только этические, но и закрепленные в международном и федеральном законодательстве правовые основания.

Следует отметить, что в международном праве инвалид рассматривается как человек, обладающий особой индивидуальностью, который ориентирован на активную социализацию и интеграцию в общество, и задача государства заключается в устранении барьеров, препятствующих социальному развитию инвалидов наравне с другими людьми во всех сферах жизнедеятельности. Такая трактовка инвалидности обусловливает априори создание условий в обществе для принятия особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья и включения их во все сферы жизнедеятельности наравне с другими людьми.

Следовательно, в образовательной организации необходимо создать толерантное пространство, под которым понимается единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой гуманистического воспитания.

По мнению П.Ф. Комогорова, в качестве целей педагогики толерантности выступают:

 - передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими;

- формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личной системе ценностей обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору), и на этой основе — мотивов толерантного поведения и установки на толерантность.

Одной из проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в общеобразовательных школах появляется необходимость в решении следующих задач:

- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;

- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;

- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.

Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях общеобразовательной школы. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности .

В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей .

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...

Презентация. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Выступление на МО.Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников....

Статья "Театрализованная деятельность как фактор развития речи младших школьников."

Основным языком театра является игра-действие, а признаками - диалог. Игра в начальных классах играет немаловажную роль, она «ведет» за собой обучение. Именно театральное искусст...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении...