консультация современные подходы в воспитании
методическая разработка на тему
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod_k_otsenki_vospit_detey_-_kopiya.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к оценке воспитанности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитанность – интегрированный показатель сформированных отношений учащегося (его позиции) к учебе, природе, обществу, людям и себе.
В коррекционных учреждениях невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития», так как ребенок с особыми образовательными потребностями не способен в полном объеме к усвоению не только общеобразовательных программ, но и жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах.
Поэтому особенно важно научить этих детей жить, дать им образование, помочь стать нужным обществу, найти в нем свое место после выхода из детского дома.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и социальную интеграцию воспитанников в современное общество.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ.
Цель: оценка эффективности, профессиональной деятельности и результативности педагогического труда.
Оценка качества воспитанности включает в себя:
- текущий мониторинг воспитанности обучающихся;
- административный мониторинг воспитанности обучающихся;
- региональные мониторинговые исследования воспитательной деятельности образовательного учреждения.
. Оценка качества воспитанности обучающихся проводится по следующим направлениям:
- социально-нравственное: усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений, в том числе экономических и правовых;
- общеинтеллектуальное: усвоение основных элементарных общенаучных знаний;
- общекультурное: усвоение основных общеэстетических понятий (культорологических, культуро-национальных и др.), экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим совершенствованием).
Оценка уровня воспитанности может проводиться в форме:
- тестовых заданий;
- наблюдений за детьми в естественных условиях;
- анкетирования;
- моделирования специальных педагогических ситуаций;
- бесед и др.
Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять отдельные характеристики и результаты воспитания, развития обучающихся, воспитанников.
Наблюдение - специально организованное восприятие поведения воспитанника в естественных условиях.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью разработанных опросников.
Моделирование специальных педагогических ситуаций – доступные детям задания, содержание которых относится к оценке нравственных позиций или ситуаций.
Беседа – метод педагогического исследования для выявления отношения, чувства, намерения и позиции учеников. Является дополнительным для получения необходимых разъяснений и уточнений при наблюдении или использовании других методов.
Так же могут быть использованы и другие методы оценки уровня воспитанности.
При проведении оценки воспитанности осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в зависимости от психофизических особенностей воспитанников (нарушения в поведении, особенности психического развития, осложненные формы умственной отсталости – эписиндром и др.).
ТЕКУЩИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Цель: текущий мониторинг воспитанности обучающихся определяет направленность потребностей, желаний ребенка; выявляет особенности его характера; дает возможность наблюдать за развитием ребенка, вовремя оказать ему помощь, определить направленность и эффективность коррекционной работы.
Текущий мониторинг проводится классным руководителем, воспитателем, психологом, врачом.
Выводы текущего мониторинга воспитанности обучающихся фиксируются в индивидуальных диагностических картах развития ребенка 1 раз в четверть воспитателями и классными руководителями, и не менее 1 раза в год психологом, врачом.
. На основе ежедневных наблюдений воспитатель, классный руководитель определяет направленность, объем коррекционной работы с конкретным воспитанником и группой в целом.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: выявление уровня воспитанности обучающихся, его динамика, эффективность проводимой воспитательной работы в группах и в целом в учреждении.
Административные мониторинговые исследования включают:
- оценку качества воспитательной системы детского-дома;
-оценку качества воспитательного процесса в группе;
- оценку качества воспитанности обучающегося.
Оценка качества воспитательной системы детского дома и воспитательного процесса в группе определяется показателями критерия факта и показателями критерия качества.
Показатели критерия факта:
-соответствие содержания воспитательного компонента федеральным требованиям по следующим направленностям: общеинтеллектуальному, социально-нравственному, общекультурному;
- наличие действенного самоуправления в группе и в детском домев целом ;
- наличие единого воспитательного коллектива группы, детского дома, живущего по своим выработанным законам, правилам, традициям, и чувства общности как у взрослых, так у детей;
- упорядоченность жизнедеятельности коллектива: разумное размещение в пространстве и во времени всех мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, координация и интеграция планов и действий, учебной и внеучебной работы;
- педагогическая целесообразная организация внутренней среды группы, школы и ее взаимодействия с внешней средой;
- наличие в школе, группе своей субкультуры;
- наличие кружков, спортивных секций и т. д.;
- участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях коллективов и отдельных обучающихся.
Показатели критерия качества:
- опыт гуманистического взаимодействия в коллективе: доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка;
- опыт творческой активности в реализации своих способностей, приобретенный воспитанниками;
- положительная динамика развития каждого воспитанника;
- эффективность работы кружков, спортивных секций;
- отсутствие обучающихся, совершивших правонарушение и не состоящих на учете в ОДН;
- отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных воспитанниками;
- отсутствие самовольных уходов и побегов из детского-дома;
- отсутствие выпускников, выбывших из ОУ без документов;
- наличие призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей.
Административные мониторинговые исследования проводятся 3 раза в течение учебного года:
- 1 исследование – в начале года;
- 2 исследование – за первое полугодие (конец декабря);
- 3 исследование – в конце учебного года.
Мониторинговые исследования могут проводиться по диагностическим картам, наблюдениям, тестовым заданиям, анкетированиям и др. формам.
Мониторинговые исследования проводятся и оцениваются в рамках ВШК, отражаются в справке по результатам контроля и обсуждаются на заседаниях педагогического совета, МО или административных совещаниях.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: определение уровня воспитательной работы в детском-домеи полноты реализации планов и программ воспитания в учреждении.
Региональные мониторинговые исследования проводятся согласно приказам Департамента общего образования Томской области. Порядок, показатели и индикаторы определяются нормативными актами Департамента общего образования.
ОЦЕНИВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Оценка качества воспитанности – чрезвычайно важный процесс. При оценивании
необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.
Показатели оцениваются в зависимости от применяемых методик.
При использовании методик, в которых выставляется количественный балл, сначала выставляется индивидуальная оценка каждому обучающемуся, а затем определяется среднеарифметический балл по группе. При определении среднеарифметического балла группы не учитываются результаты детей, имеющих отклонения в поведении (по решению ПМПк).
Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Барнаульский специальный(коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для воспитателей:
«Современные подходы к оценке
воспитанности детей с О.В.З.»
Разработала:
Воспитатель д/д №7: Сафина Л.И
Барнаул
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»
Сообщение на методическом объединении учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...
«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»
Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Современные подходы к воспитанию интереса к обучению у младших школьников
В последние годы, как исследователями так и практиками все чаще употребляется употребляется понятие "подход". Раньше речь велась практически о трех подходах: половозрастном, индивидуальном и деятельно...
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
laquo;Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - писал Барбюс А....
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
На этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...
Современные подходы в воспитании и обучении: опыт, технологии, перспективы
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека "нового типа",способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активн...