консультация современные подходы в воспитании
методическая разработка на тему

Сафина Людмила Ивановна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_podhod_k_otsenki_vospit_detey_-_kopiya.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к оценке воспитанности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание – процесс целенаправленного систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

 Воспитанность – интегрированный показатель сформированных отношений учащегося (его позиции) к учебе, природе, обществу, людям и себе.

В коррекционных учреждениях  невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития», так как ребенок с особыми образовательными потребностями не способен в полном объеме к усвоению не только общеобразовательных программ, но и жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах.

Поэтому особенно важно научить этих детей жить, дать им образование, помочь стать нужным обществу, найти в нем свое место после выхода из детского дома.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств и социальную интеграцию воспитанников в современное общество.

 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАННОСТИ.

 Цель: оценка эффективности, профессиональной деятельности и результативности педагогического труда.

 Оценка качества воспитанности включает в себя:

- текущий мониторинг воспитанности обучающихся;

- административный мониторинг воспитанности обучающихся;

- региональные мониторинговые исследования воспитательной деятельности образовательного учреждения.

. Оценка качества воспитанности обучающихся проводится по следующим направлениям:

- социально-нравственное: усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение основных понятий культуры социальных отношений, в том числе экономических и правовых;

- общеинтеллектуальное: усвоение основных элементарных общенаучных знаний;

- общекультурное: усвоение основных общеэстетических понятий (культорологических, культуро-национальных и др.), экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим совершенствованием).

 Оценка уровня воспитанности может проводиться в форме:

- тестовых заданий;

- наблюдений за детьми в естественных условиях;

- анкетирования;

- моделирования специальных педагогических ситуаций;

- бесед и др.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять отдельные характеристики и результаты воспитания, развития обучающихся, воспитанников.

Наблюдение - специально организованное восприятие поведения воспитанника в естественных условиях.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью разработанных опросников.

Моделирование специальных педагогических ситуаций – доступные детям задания, содержание которых относится к оценке нравственных позиций или ситуаций.

Беседа – метод педагогического исследования для выявления отношения, чувства, намерения и позиции учеников. Является дополнительным для получения необходимых разъяснений и уточнений при наблюдении или использовании других методов.

Так же могут быть использованы и другие методы оценки уровня воспитанности.

При проведении оценки воспитанности осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему заданий, в зависимости от психофизических особенностей воспитанников (нарушения в поведении, особенности психического развития, осложненные формы умственной отсталости – эписиндром и др.).

 ТЕКУЩИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

 Цель: текущий мониторинг воспитанности обучающихся определяет направленность потребностей, желаний ребенка; выявляет особенности его характера; дает возможность наблюдать за развитием ребенка, вовремя оказать ему помощь, определить направленность и эффективность коррекционной работы.

Текущий мониторинг проводится классным руководителем, воспитателем, психологом, врачом.

 Выводы текущего мониторинга воспитанности обучающихся фиксируются в индивидуальных диагностических картах развития ребенка 1 раз в четверть воспитателями и классными руководителями, и не менее 1 раза в год психологом, врачом.

. На основе ежедневных наблюдений воспитатель, классный руководитель определяет направленность, объем коррекционной работы с конкретным воспитанником и группой в целом.

 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: выявление уровня воспитанности обучающихся, его динамика, эффективность проводимой воспитательной работы в группах и в целом в учреждении.

Административные мониторинговые исследования включают:

- оценку качества воспитательной системы детского-дома;

-оценку качества воспитательного процесса в группе;

- оценку качества воспитанности обучающегося.

 Оценка качества воспитательной системы детского дома  и воспитательного процесса в группе определяется показателями критерия факта и показателями критерия качества.

 Показатели критерия факта:

-соответствие содержания воспитательного компонента федеральным требованиям по следующим направленностям: общеинтеллектуальному, социально-нравственному, общекультурному;

- наличие действенного самоуправления в группе и в детском домев целом ;

- наличие единого воспитательного коллектива группы, детского  дома, живущего по своим выработанным законам, правилам, традициям, и чувства общности как у взрослых, так у детей;

- упорядоченность жизнедеятельности коллектива: разумное размещение в пространстве и во времени всех мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, координация и интеграция планов и действий, учебной и внеучебной работы;

- педагогическая целесообразная организация внутренней среды группы, школы и ее взаимодействия с внешней средой;

- наличие в школе, группе своей субкультуры;

- наличие кружков, спортивных секций и т. д.;

- участие в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях коллективов и отдельных обучающихся.

 Показатели критерия качества:

- опыт гуманистического взаимодействия в коллективе: доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка;

- опыт творческой активности в реализации своих способностей, приобретенный воспитанниками;

- положительная динамика развития каждого воспитанника;

- эффективность работы кружков, спортивных секций;

- отсутствие обучающихся, совершивших правонарушение и не состоящих на учете в ОДН;

- отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных воспитанниками;

- отсутствие самовольных уходов и побегов из детского-дома;

- отсутствие выпускников, выбывших из ОУ без документов;

- наличие призеров, лауреатов и дипломантов спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей.

 Административные мониторинговые исследования проводятся 3 раза в течение учебного года:

- 1 исследование – в начале года;

- 2 исследование – за первое полугодие (конец декабря);

- 3 исследование – в конце учебного года.

Мониторинговые исследования могут проводиться по диагностическим картам, наблюдениям, тестовым заданиям, анкетированиям и др. формам.

 Мониторинговые исследования проводятся и оцениваются в рамках ВШК, отражаются в справке по результатам контроля и обсуждаются на заседаниях педагогического совета, МО или административных совещаниях.

 РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: определение уровня воспитательной работы в детском-домеи полноты реализации планов и программ воспитания в учреждении.

Региональные мониторинговые исследования проводятся согласно приказам Департамента общего образования Томской области. Порядок, показатели и индикаторы определяются нормативными актами Департамента общего образования.

 ОЦЕНИВАНИЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Оценка качества воспитанности – чрезвычайно важный процесс. При оценивании

необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся.

 Показатели оцениваются в зависимости от применяемых методик.

 При использовании методик, в которых выставляется количественный балл, сначала выставляется индивидуальная оценка каждому обучающемуся, а затем определяется среднеарифметический балл по группе. При определении среднеарифметического балла группы не учитываются результаты детей, имеющих отклонения в поведении (по решению ПМПк).

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Барнаульский специальный(коррекционный) детский дом №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

         Консультация для воспитателей:

    «Современные подходы к оценке

        воспитанности детей с О.В.З

     Разработала:  

     Воспитатель  д/д №7: Сафина Л.И

                                     Барнаул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»

Сообщение на методическом объединении  учителей начальной школы «Современные подходы в воспитании. Роль классного руководителя в начальной школе»...

«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника....

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.

Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....

Современные подходы к воспитанию интереса к обучению у младших школьников

В последние годы, как исследователями так и практиками все чаще употребляется употребляется понятие "подход". Раньше речь велась практически о трех подходах: половозрастном, индивидуальном и деятельно...

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

laquo;Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее», - писал Барбюс А....

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»

На  этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников...

Современные подходы в воспитании и обучении: опыт, технологии, перспективы

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека "нового типа",способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активн...