«Система заданий по оценке достижений планируемых результатов»
учебно-методический материал на тему

Тумасова Анжела Дмитриевна

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей начальных классов

Система заданий по оценке достижений планируемых  результатов

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.        

Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем  разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.

Введены следующие два уровня достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач (как правило, знакомых и освоенных в процессе обучения). Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

         Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Содержание выполненных заданий базового и повышенного уровня позволяет установить возможности ученика и перспективы его развития.

В пособии «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий». В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

В следующем пособии «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой представлены планируемые   результаты освоения учебных программ по отдельным предметам, примеры заданий для итоговой оценки   достижения планируемых результатов.

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.

Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов. Примеры заданий приводятся ко всем основным разделам примерной программы по данному учебному предмету.

Рассмотрим несколько заданий из данных пособий.

   

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Выпускник на ступени начального общего образования:

  • научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  • сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
  • получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языка: познакомится с разделами изучения языка
  • фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования. 

Задание базового уровня

В каком ряду все слова начинаются с согласного звука? Обведи номер ответа:

        1) часы, филин, искра, льдины;

        2) яма, ветер, цифра, йогурт;

        3)химия, щенок, экран, бублик;

        4) мячик, эскимо, живот, яхта.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня.

Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука.

Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево – еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку оставила. Но главную еду белка еще с осени в  кладовочке  запасла - в дупле старого дерева.

Критерий достижения планируемого результата: записано не менее четырех нужных слов, ненужные слова не записаны.

Раздел « Состав языка ( морфемика) »
Планируемый результат:
различать изменяемые и неизменяемые слова

Задание базового уровня.

Найди слово, которое не изменяется. Обведи номер ответа:

1) окно 2) небо 3) пальто  4) зеркало

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Запиши в нужный столбик таблицы слова.

Слова: метро, дно, кино, пальто, пианино, чучело, добро, золото.

Критерий достижения планируемого результата: все слова записаны в нужный столбик, при этом допускается, что одно из слов никуда не вписано.

Раздел « Лексика»

Задание базового уровня.

Подчеркни слова, для понимания точного значения которых тебе нужно обратиться к словарю.

        Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу Россию – не пропустите возможность посмотреть на колокольню в Калязине.

        Рядом с лиственницей уходят лиственные в опад, почти как гибнут.

Раздел « Морфология»

Отметить v предложение, в котором есть глагол настоящего времени, ед.числа, 3-го лица.

        1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу

        2) Скоро появится на деревьях молодая листва

        3) Сердце замирает от чудесных звуков песни

        4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись: едете – едите.

Катя сказала, что это учительница записала одно и то же слово, а на уроке попросит определить, как писать правильно.         Даша сказала, что учительница записала два разных слова, а на уроке попросит придумать предложение с каждым из них.

Запиши, какая из девочек права, и выполни то задание, которое она предлагала.

Ответ: права _____. Выполнение задания: права Даша; записаны предложения: Ребята, вы едете сегодня в музей?  Что это вы едите?

« Развитие речи»

В диалоге со своей учительницей Даша допустила три ошибки в употреблении слов, Подчеркни слова, в которых Даша ошиблась.

        - Привет, Даша!

        - Привет, Нина Михайловна!

        - Как прошли каникулы?

        - Замечательно! Мы  с мамой были в Москве. Это такой удивленный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица.

 Математика

«Числа и величины»

Примеры заданий

Умение: распознавать последовательность чисел, составленную по определенному правилу.

 Задание базового уровня

Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего». Отметь правильный ответ  .

80, 72, 66, 58.

100, 92, 84, 80.

90, 82, 80, 72.

72, 64, 56, 48.

Задание повышенного уровня

Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности:

8      20      44        92

Отметь правильный ответ  .

Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4.

Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4.

Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5.

Разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10.

Умение: составлять и продолжать последовательность чисел на основе установленного или заданного правила.

Задание базового уровня

Запиши следующее число последовательности:

27,   36,   45,   54,  ____          .

Задание повышенного уровня 

Ваня выкладывает из кругов фигуру.

Если он продолжит выкладывать круги в той же последовательности, то сколько кругов он положит в пятом ряду?         

Сколько кругов он положит в десятом ряду? ____

Задание  базового уровня

Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего». Обведи номер ответа.

1) 80, 72, 66, 58;     2) 100, 92, 84, 80;

3) 90, 82, 80, 72;     4) 72, 64, 56, 48.

Выводы о достижении выпускников    планируемых результатов:

  1. Выпускник достиг опорного уровня подготовки, необходимого для продолжения образования на следующей ступени.
  2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
  3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Источники:

http://nashol.com/

http://www.myshared.ru/

http://www.zankov.ru/

http://wiki.iteach.ru/

http://detskieradosti.ru/ 

 

Готовимся к Всероссийским проверочным работам. «50 шагов к успеху»

   

    В 2016 году в выпускном классе начальной школы вводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) по основным предметам обучения: русскому языку, математике и окружающему миру. Их задача – оценить уровень достижения четвероклассниками планируемых предметных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Таким образом, подготовка к ВПР становится одним из основных направлений работы педагогов и учащихся в 4 классе.

    Тренировочные работы «50 шагов к успеху» могут выполняться как в классе под руководством учителя в течение 50 уроков в третьей-четвертой четверти (по 10 минут в завершающей части урока), так и самостоятельно учащимися дома под контролем родителей.

    Тетради разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО и могут использоваться при работе с любыми учебно-методическими комплектами.

Каясова Т.А., Самыкина С.В.
50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс
Готовимся к Всероссийским проверочным работамhttp://www.zankov.ru/images/_user/Oblozki/50_Rus-4.jpg

    В каждой тренировочной работе по русскому языку предлагаются вопросы по 5-6 темам из разных разделов программы, что позволяет детям привыкнуть к структуре ВПР. Включены также задания по развитию речи и работе с текстом – это вопросы о теме и идее текста, по подбору заголовков и составлению плана. Кроме тренировочных работ по русскому языку даны работы, которые выполняются на уроках литературного чтения.

    В конце тетради размещены два варианта итоговой проверочной работы  полного цикла.
 

Кормишина С.Н. 
50 шагов к успеху. Математика. 4 класс
Готовимся к Всероссийским проверочным работам
http://www.zankov.ru/images/_user/Oblozki/50_Mat-4.jpg

    Рабочие тетради по математике «50 шагов к успеху» в отличие от других аналогичных изданий, которые нацелены на повторение ранее изученного материала по тематическому признаку, предлагают 50 тренировочных работ, каждая из которых включает два задания из 6 основных разделов, предусмотренных примерной программой начального общего образования по предмету «Математика». Это позволяет детям в процессе работы интегрировать знания из различных разделов курса для решения поставленных задач и привыкнуть к структуре ВПР.

    В конце тетради даются две итоговые контрольные работы полного цикла (по 12 заданий), которые максимально приближены к реальному испытанию, которое ждет четвероклассников при выполнении Всероссийской проверочной работы по математике.

 

Иванова Н.А.
50 шагов к успеху. Окружающий мир. 4 класс
Готовимся к Всероссийским проверочным работамhttp://www.zankov.ru/images/_user/Oblozki/50_OM-4.jpg

    В отличие от изданий, построенных на повторении ранее изученного материала по тематическому принципу, в тетради «50 шагов к успеху. Окружающий мир. 4 класс» предлагаются тренировочные работы, включающие по два-три упражнения из нескольких разделов учебного курса. Это позволяет в течение всего процесса подготовки уделять внимание трем основным темам, изучаемым в начальной школе на уроках окружающего мира: «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни», а также дает возможность школьникам постепенно привыкнуть к структуре ВПР.

    В конце тетради помещены две итоговые проверочные работы полного цикла (19 заданий), максимально приближенные к реальному испытанию, которое ждет четвероклассников при выполнении Всероссийской проверочной работы по окружающему миру.

C:\Users\806261\Desktop\система оценивания МО\ВПР\62007c4e-3135-11e5-925a-0050569c7d18.jpg   C:\Users\806261\Desktop\система оценивания МО\ВПР\a3d88f4b-3130-11e5-925a-0050569c7d18.jpg    C:\Users\806261\Desktop\система оценивания МО\ВПР\a3d88f57-3130-11e5-925a-0050569c7d18.jpg

Готовимся к Всероссийской проверочной работе, Русский язык, Рабочая тетрадь, 4 класс, Кузнецова М.И., 2016.

  Данная рабочая тетрадь предназначена для подготовки учащихся 4 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе по русскому языку. В тетрадь включены тренировочные задания, проверочные мини-работы (на 5—20 мин) по каждому разделу программы, две обучающие проверочные работы (каждая в двух вариантах). Ко всем заданиям и проверочным работам приведены ответы. Для каждой мини-работы дана карточка самопроверки.
Работа в тетради будет способствовать обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, различными по способу представления (текст, таблица), форме ответа (выбор ответа, краткий или развёрнутый ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Презентация "Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся".

В презентации отражен опыт по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Указаны этапы и формы организации работы в данном направлении....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....