Работа с одаренными детьми в начальной школе
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Ильина Инга Алексеевна

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в начальной школе

                                                                       Ильина Инга Алексеевна

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К. Роджерс

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  

Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 

Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией!

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость. 

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Выделяются следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными)способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы – создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

– исследовательский; 
– частично-поисковый; 
– проблемный; 
– проективный;

Формы работы:

– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; 
– консультирование по возникшей проблеме; 
– дискуссия; 
– игры.

Очень важны:

– предметные олимпиады; 
– интеллектуальные марафоны; 
– различные конкурсы и викторины; 
– словесные игры и забавы; 
– проекты по различной тематике; 
– ролевые игры; 
– индивидуальные творческие задания.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

– высокая продуктивность мышления; 
– легкость ассоциирования; 
– способность к прогнозированию; 
– высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

– обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; 
– стимулировать познавательные способности учащихся; 
– работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; 
– принимать взвешенные психолого-педагогические решения; 
– анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; 
– отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Безусловно, существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми, которые требуют незамедлительного решения:

а) усиление подготовки учащихся к различным олимпиадам;
б) привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одаренности детей;
в) создание нормативной и учебно-материальной базы для организации с одаренными детьми;
г) недостаток психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

 Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...