Оказание помощи слабоуспевающему и неуспевающему ученику на уроке
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okazanie_pomoshchi_slabouspevayushchemu_i_neuspevayushchemu_ucheniku_na_uroke.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Оказание помощи слабоуспевающему и неуспевающему ученику на уроке
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. 2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь 3. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное 4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с 5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, 6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и 7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и 8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами. 9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - 10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся необходимо:
При изложении нового материала:
В ходе самостоятельной работы на уроке
При организации самостоятельной работы:
|
ОТЧЕТ
ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
Ф.И.О. учителя – предметника: __________________________________________
Класс: _________________________________________________________________
Предмет: _______________________________________________________________
Ф.И.О. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает выявленные причины) | Использованные виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
|
|
|
|
|
|
|
Регистрации работы со слабоуспевающим учащимся
Дата проведения коррекционных занятий | Цель проведенной работы | Отработанные темы | Результативность работы со с/у учащимися | Роспись учащегося |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись ________________________________________________________________
Работа со слабоуспевающим учащимся
Учитель: ____________________________________________________________
Стаж, категория _____________________________________________________
Предмет: ____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество ученика (цы) | |
Класс. | |
Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.__________ | |
Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика. | |
Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы. | |
Сколько времени уже длится эта работа. |
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ Подпись ________________________________________________________________
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи | 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий) 4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального. 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д. | 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям 4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь) |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.
- При опросе слабоуспевающих учащихся:
- больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
- выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
- чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
- опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.
- Объяснение нового материала:
- применять специальные приемы для поддержания внимания
- четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
- выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
- разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
- повышать интерес учащихся к теме
- предупреждать утомление учащихся.
3. Организация самостоятельной работы:
- задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
- поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.
- При сообщении домашнего задания:
- найти конкретный параграф учебника
- ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…
- предложить задать вопросы
- дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
- учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.
- Применение разноуровневых контрольных работ.
- Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.
- Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.
Ведение тетрадей систематического учета знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...
Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
Выступление на ШМО...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...
План индивидуальной профилактической работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками
План индивидуальной профилактической работы со слабоуспевающими и неуспевающими учениками...