Портфолио ученика как инструмент мониторинга
статья на тему

Смирнова Ольга Викторовна

 

     Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

     Портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_uchenika_kak_instrument_monitoringa.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шишловская ООШ»

Портфолио ученика как инструмент мониторинга

Учитель Смирнова О. В.

2015 – 2016 уч. год

       Портфолио – модное слово, пришедшее  не так давно и употребляющееся до недавнего времени исключительно в сфере  бизнеса. Но… время течет, все вокруг меняется. Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение. И вот уже сегодня все учителя, родители и ученики  должны знать, что такое портфолио ученика.

     Портфолио ученика – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

   Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

     Портфолио – это портфель документов, папка (может быть и в электронной форме), в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.

Портфель достижений ученика включен как обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу. Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создаётся итоговая оценка выпускника начальной школы.

    Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный рост учащегося.

      Основной смысл портфолио – показать все, на что ученик  способен. Если ваш ребенок творческая или спортивная личность, занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения.

«Портфолио» в начальной школе прежде всего должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

       Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

      Основной целью  внедрения портфолио ученика является формирование его активной жизненной позиции, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.

  Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект), а ее мотивацию (жизненные цели, побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого  потенциала  личности.
       Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Существуют три основных типа школьного портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов о достижениях ученика

«Портфолио документов» - портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов.
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений.

Данный вариант портфолио может  оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов». Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем.
На наш взгляд  широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше типы являются его основными разделами.

Одной из основных задач составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных.

    Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.

Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

    Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.

Мы предлагаем рассмотреть примерную структуру портфолио.

1. Титульный лист (обложка документа). Содержит информацию об адресе и наименовании образовательного учреждения, ФИО ученика и классе. При желании на титульном листе можно поместить фотографию ученика.

2. Я о себе.  (Мои фотографии) На данной странице портфолио вы можете опубликовать как ваши семейные фотографии, так и фотографии самого учащегося - всё на ваше усмотрение.

3. Моя семья. Здесь указывается информация о составе семьи ученика. При желании вы можете указать (в общих чертах либо подробно) данные о месте работы и специальности того или иного члена семьи.

4. Что я умею и люблю делать. Этот раздел позволяет проиллюстрировать навыки и увлечения учащегося. В поле "Я умею делать" рекомендуется указать наиболее значимые, с вашей точки зрения, достижения ученика. Это не обязательно должно относиться к учебе. Например, если ваш ребенок научился плавать этим летом, то для первого или второго класса - это также является достижением. В поле "Я люблю делать" рекомендуется указать сведения об интересах и увлечениях учащегося. В процессе обучения эта информация может помочь педагогам развить имеющиеся у ребенка способности, а также найти среди одноклассников единомышленников и друзей.

5. Мой режим дня. Этот раздел портфолио дает учащемуся навыки планирования. Будет полезно, если поля этой формы ученик заполнит самостоятельно, а вы ему потом поможете свести информацию по времени тех или иных дел. Можно этот лист портфолио и повесить дома рядом с рабочим местом учащегося.

6. Мои достижения и планы. Информация в этом разделе позволяет педагогам сориентироваться в сильных сторонах учащегося, понять его стремление и желание получить дополнительные знания и навыки, а также увидеть помощь, в чем именно (с точки зрения ученика) требуется, либо же убедиться в том, что у учащегося уже существует некий план действий, последовательное выполнение которого позволит ему в конечном итоге достигнуть поставленной цели.

7. Моя занятость в кружках, секциях и клубах. Здесь необходимо указать информацию о названии кружка, секции или клуба, названии учреждения, в котором проводятся занятия и время, в течение которого ученик принимал или принимает участие в деятельности кружка или клуба. В случае занятий с репетитором, приходящим к вам домой - это также следует отразить в разделе. Информация позволит педагогу оценить факт того, что в развитии тех или иных навыков, либо умений, учащийся предпринимает более серьезные действия, позволяющие достичь больших результатов, нежели если бы то или иное занятие оставалось на уровне обычного увлечения.

8. Моё творчество (литературные работы). Данный раздел не является обязательным. В начальных классах уровень образования в области литературы, как правило, еще не на столько высок, чтобы учащийся уже обладал необходимыми навыками сочинять какие-либо стихи или рассказы, и в то же время, бывают исключения.

9.На странице Мои рисунки, при желании, вы можете вклеить рисунок/рисунки, выполненные учеником, либо распечатать лист этого раздела (лучше в нескольких экземплярах) и попросить вашего ребенка нарисовать что-нибудь.

10. Мои успехи в учебе. Данный раздел позволяет отслеживать успехи учащегося в рамках школьной программы. На нашем ресурсе у вас есть возможность вносить и хранить данные об успехах ученика по тому или иному предмету в течение четырех лет (с первого по четвертый класс). Рекомендуется актуализировать информацию по итогам завершения каждой учебной четверти и учебного года.

11. Показатели моей техники чтения. В данном разделе отмечаются достижения учащегося в скорости чтения.

12. Сведения об участии ученика в конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях заполняются при наличии таковых.

Данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс преодолеть адаптационный период, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объём информации о каждом из них и определить их дальнейшее развитие.

Портфолио позволяет выявленные сильные стороны ученика, учитывать при выборе новых тем проектов, так же обращает внимание на слабые стороны ученика, над которыми нужно работать.

Давайте вместе поддерживать “дух творчества” в наших детях!

       Список литературы

  1. Мишакина И.Л. Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика / И.Л.Мишакина //Управление начальной школой. – 2009.- №1.- с.61- 67.
  2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»/ Т.Г.Новикова // Директор школы . -2004.- №7
  3. Новикова Т.Г.  Портфолио в российской школе/Т.Г. Новикова, А.С.Прутченков , М.И. Пинская   // Народное образование.- 2005.- №1
  4. Портфолио ученика средней школы/ авт.-сост. И.Г.Юдина. Волгоград, 2008.
  5. Сафина Р.Т. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в условиях безотметочного обучения /Р.Т. Сафина// Завуч начальной школы .- 2007.-№6. - с. 53-54
  6. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников/Е.В. Сергеева //Начальная  школа плюс до и после. 2006. - № 6. – с.28-29.
  7. Чошанов М.А. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся / М.А.Чошанов // Директор школы .- 2000.-№1.- с. 75-82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Портфолио ученика"

Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Мастер-класс «Портфолио ученика как инструмент оценивания в образовательной системе»

В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование кач...

Портфолио ученика 4класса на муниципальный конкурс "Ученик года - 2017"

Портфолио содержит достижения  победителя муниципального конкрса "Ученик года - 2017!" Айнулиной Амелии....

Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия детей в нестандартной ситуации учения

Презентация была составлена к выступлению на совмесном педагогическом совете  в рамках реализации программы "Взаимодействие детского сада и школы"...

1.Портфолио достижений.Общие сведения. Мониторинги.

Общие сведения о педагоге. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений....