"Формы и методы работы с родителями"
презентация к уроку на тему

Формы и методы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_s_roditelyami.pptx131.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Слайд 2

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей, и для общественности» В.А. Сухомлинский .

Слайд 3

Задачи по организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: взаимоотношений с семьями воспитанников; обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни школы; изучение отношения родителей (законных представителей) и педагогов к различным вопросам обучения, развития и воспитания детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; установление и развитие отношений партнёрства в сотрудничестве «родитель-ребенок»; обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе « родитель-ребёнок»; повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка; помощь родителям (законным представителям) в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребёнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий, организуемых в посёлке.

Слайд 4

Принципы организации работы с родителями 1. Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности , страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины. Это открытость педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей . Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения , злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия . Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом различными способами . Большинство родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать ), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя . Мотивирование необходимо ещё и потому, что взаимодействие с педагогом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе

Слайд 5

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей Наименование группы методов Цель, назначение использования Формы Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях школьного учреждения и построение грамотного общения с родителями. Проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», Индивидуальные блокноты», анкетирование, тесты-опросники . Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой учреждения образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье. Информационные проспекты. Открытые просмотры образовательной деятельности с детьми. Фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки

Слайд 6

Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей Наименование группы методов Цель, назначение использования Формы Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. Совместные праздники, мероприятия, экскурсии. Выставки детско-взрослых работ. Кружки, секции, клубы. Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары- практикумы. Тренинги. Форум-театр. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме. Мини-собрания. Игры с педагогическим содержанием. Педагогический брифинг. Устные педагогические журналы. Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Слайд 7

Общешкольные родительские собрания. На таких собраниях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования образовательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др. Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Разговор на собрании ведём не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию готовим выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Слайд 8

Индивидуальные консультации Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом . Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Индивидуальное общение, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком: 1) Особенности здоровья ребёнка; 2) Его увлечения, интересы; 3) Предпочтения в общении в семье; 4) Поведенческие реакции; 5) Особенности характера; 6) Мотивация учения; 7) Моральные ценности семьи . Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Слайд 9

Тематические консультации Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы: Ребёнок не хочет учиться. Как развить плохую память ребёнка. Единственный ребёнок в семье. К чему может привести тревожность детей. Талантливый ребёнок в семье. Родительские чтения Родительские чтения– очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Слайд 10

Информационные методы. 1) Информационные тексты. 2)Устные информационные сообщения. 3)Информационные лекции. Проблемные методы. 1)Проблемные лекции. 2) «Круглый стол». 3)Детско-родительские мероприятия. 4)Тренинги.

Слайд 11

Информационные тексты Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают им возможность не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Полезно в качестве информационных текстов представлять родителям информацию о возрастных особенностях детей или же наиболее общие рекомендации по помощи детям в разрешении возрастных задач развития. В названиях родителям встретятся такие знакомые слова, как особенности, рекомендации, которые обеспечат им чувство безопасности при чтении их. Устные информационные сообщения Устные информационные сообщения представляют собой достаточно короткие выступления педагога в процессе родительского собрания – знакомого и безопасного для родителей мероприятия. Они, так же как информационные тексты, дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию в их жизни воспитателя как значимого лица.

Слайд 12

Информационные лекции. Информационные лекции содержат более подробную, чем сообщение на родительском собрании, информацию о возрастных особенностях ребёнка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях. Они не только расширяют информационное поле родителей, но и активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции. Для проведения лекции необходимо специально приглашать родителей и в этом их принципиальное отличие от сообщений на родительских собраниях, поэтому повышается ответственность педагога за её проведение. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз. П роблемные лекции. Проблемные лекции которые посвящены определённым вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. В отличие от рассмотренных ранее письменных и устных информационных сообщений, они полезны и педагогам, которые могут получить некоторую обратную связь – мнение родителей по тем или иным значимым темам. Они проводятся в форме лекции-диалога, то есть сообщения определённого предметного содержания и постановки по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей. Лекция должна создать у родителей потребность в обсуждении данного вопроса и поиске новых способов взаимодействия с ребёнком. Обычно для родителей значимыми являются здоровье детей, их успешность в подготовке к школе, поэтому при мотивировании родителей нужно опираться на трудности именно в этих или аналогичных сферах.

Слайд 13

Круглый стол Круглый стол – это встреча родителей детей одной группы, которым для обсуждения предлагается какая-либо значимая тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается ряд заданий и вопросов. Круглый стол даёт возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить её с позициями других родителей. Для одних родителей важна возможность высказаться – рассказать о своих трудностях взаимодействия с ребёнком, для других – интересно сравнить проявления других детей с проявлениями своего, что даёт им возможность по-новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты. Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Поэтому можно сказать, что круглый стол является оптимальной формой для формирования общего воспитательного поля вокруг ребёнка. Тренинги Ещё одной формой работы с родителями являются тренинги. Как отмечалось ранее, задачей детско-родительских мероприятий является показать возможности ребенка в общении, его актуальные вопросы. Цель же тренинга можно определить как обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Удобно определить и задачи тренинга, опираясь на их структуру, предложенную И. Вачковым . Так основными задачами в данном случае будут: - мотивирование и формирование позитивного отношения к тренингу; - формирование системы представлений участников в сфере общения с детьми; - формирование конкретных умений.

Слайд 14

Детско-родительские мероприятия. Детско-родительские мероприятия относят к активным методам взаимодействия. Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребёнка в новую возрастную группу/ класс, когда у него появляется возможность и желание общаться с окружающими по-новому, с более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними «детский» стиль взаимодействия. Если же стремление ребенка общаться по-новому не находит реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или «остановка» ребёнка на детской инфантильной позиции. И здесь могут помочь детско-родительские мероприятия. Отметим, что под возрастной группой мы имеем в виду тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения, его основные темы, вопросы, самостоятельность мышления. Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей группы, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Слайд 15

Советы педагогам и родителям Если : ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть ребёнка высмеивают, он становится замкнутым ребёнка хвалят, он учится быть благородным ребёнка поддерживают, он учится ценить себя ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся начальной школы....

Формы и методы работы с родителями.

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обу...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».

Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ

Главная цель   в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социаль...