Выступление на тему «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащегося»
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

«Без любопытства и интереса не разбудить ум детей» - принцип моей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost_uroka.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на  методическом  объединении

 классных руководителей

(протокол № 3 от 16.03.2015)

Выступление из опыта работы  

 «Эффективность урока – результат организации активной

деятельности учащегося»

с. Панаевск 

Успешная реализация педагогических закономерностей при построении и совершенствовании учебного процесса предполагает правильный учет достаточно сложной взаимосвязи ряда факторов, отражающих разные стороны взаимодействия обучающего и обучающегося.

Самое важное для учителя на каждом этапе урока активизировать деятельность детей так, чтобы каждый урок был для ребенка интересен, повышал его качество знаний.

«Без любопытства и интереса не разбудить ум детей» - принцип моей работы, я так считаю.

Основной  целью своей работы я считаю организовать деятельность своих учащихся на уроке так, чтобы подводя итог каждого урока мы с детьми видели результат нашего труда.

Я поделюсь с вами как я решаю одну из ведущих проблем в курсе русского языка – формирование орфографического навыка, орфографической грамотности.

Основными условиями формирования орфографического навыка считаются:

- знание правил теоретической базы;

- знание приемов применения правила – рассуждение на основе алгоритма;

- применение различных видов упражнений орфографических навыков.

Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима грамматическая база, умение «видеть орфограммы». Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Мало знать правило, нужно научить школьника на его основе составлять алгоритм решения, помня при этом, что любой алгоритм начинается с определения места, где возникла орфографическая задача.

Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, упражнений, которые заинтересуют и заставят думать любого ребенка, даже слабоуспевающего.

С первого класса на каждом уроке обучения грамоте провожу орфографическую «головоломку», усложняя ее с каждым годом обучения, например:

1 класс

– определи звук, который заблудился:

А  О  У  Н  Ы

– определи «лишнее» слово

Коза, сова, голубь, стена (неодушевленная)

2 класс

– определи звук, который заблудился

Р  Н  З  М  Л  Й

– определи «лишнее» слово

Черные, соленая, веселое, снежинка

3 класс

Сложнее

4 класс

/транскрипция/

Эти головоломки активизируют детей, заставляют думать, учить орфограммы.

Чтобы сделать работу на уроке разнообразной и интересной, включаю следующие занимательные упражнения-игры по развитию орфографической зоркости:

1) Назовите слова, в которых буквы не соответствуют звукам:

Н   Река, нога, зуб, берег, стол.

2) Сколько согласных звуков в слове:

Н   крот, дуб, звездный.

3) Запишите следующие предложения, пропустив все гласные (согласные) буквы

Н   Дуб растет в лесу.

4) Из пословицы выписать слова на изучаемое правило.

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко используют такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти, с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске, выборочное списывание и выборочный диктант.

Перед изложением или сочинением трудные слова, которые потом понадобятся для их написания, включаю в работу на 2-3 предыдущих уроках. Читаем хором, объясняем значение и написание в сочетании с другими словами.

Иногда на уроки присылает свое письмо Незнайка, с допущенными в нем ошибками. Дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую надо развивать и формировать.

Проверяя в тетрадях классную и домашнюю работу детей я не исправляю их ошибки если они на изученное правило, а просто на полях, напротив той строчки, где допущена ошибка, ставлю палочку – дети должны сами найти, исправить и объяснить свою ошибку (как и у Незнайки), только после этого они получают отметки. Если ученик допустил ошибку на неизученное правило, то я просто ошибку исправляю, но на полях никакого знака не ставлю. Ученик зрительно воспринимает исправленное.

Часто провожу своеобразные игры-физминутки, которые тоже позволяют активизировать деятельность учащегося и развивать фонематический слух, который так необходим, чтобы грамотно писать и знать теорию (по любой теме урока).

  1. «Найди опасное место»

Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши (топают, подпрыгивают) как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

Н   хлеб, лес, цветок, стул.

2) Наклон вправо – если звучит парный согласный в слове, который надо проверить, наклон влево – безударный гласный.

Н   зуб, стена , бежит, ножки.

3) Поймай мяч и скажи проверочное слово на изученную орфограмму

Н   хлеб-хлеба, загадал бежит-бегает и т.д.

Каждому ребенку хочется играть, поэтому приходится учить запоминать, думать – активность детей на уроке таким образом растет и каждый урок достигает своей цели.

Только проведение целенаправленной систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат, при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка даже у детей слабоуспевающих.

Чтобы дети активно работали на уроке, чтобы был результат, надо их заинтересовать, развить любопытство – тогда каждый урок будет приносить плоды.

Дидактические игры, задачи, смекалки на расширение и закрепление

знаний детей по русскому языку в начальной школе.

Путешествие в страну слов

Лук, салат, тиква, арпузы, момидоры, дыни, укроп, редис, морковка, репка, капуста.

Помоги собрать урожай.

В волшебной стране слов урожай засевают не так, как у нас.

На грядках «пишется» то, что должно здесь вырасти.

Если все слова написаны правильно, то урожай будет отличный.

Если будут допущены ошибки, то посеянное не взойдет.

Вот как засеял свой огород один маленький житель Страны Слов.

Лишнее блюдо

Апельсин, банан, орех, виноград, ананас, финик, грюша, перск, изум.

В Стране Слов у мальчика жила обезьянка. Любимая обезьянка была лакомкой. У нее был день рождения и мальчик устроил ей пир. Какие блюда остались нетронутыми обезьянкой?

Чем полакомился кот

Лук, салат, тиква, сыр, малоко, масло, тарт, метана.

У одного мальчика из Страны Слов жил кот-лакомка.

Когда мальчик принес из магазина продукты, кот залез в сумку и лизнул несколько вкусных слов.

Чем успел полакомиться кот?

Игра по-вороньи «КАР»

…ман, …усель, …тину, …ту, …тошку, …ету, …лика, …амель, …андаш.

Как это назвала коза «МЕ»

…сяц, …талл, …сто, …тель, …тла, …шок, … ч, …х.

Как это назвала корова «МУ»

…ка, …жик, …равей, …зыка, …скулы, …сор, …ха.

Собери слова из слогов

ВО

СО

У

РО

О

ВА

СЫ

СА

ВОК

ДА

Вопросы:

Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

Какую ноту кладут в суп?

Из каких ноготков нельзя собрать букет?

В каких лесах нельзя заблудиться?

Из какого крана нельзя брать воду?

Какой лук не кладут в суп?

Храбрая мушка

Села мушка на ружье не спугнуть ничем ее!

Дали выстрел, дали сто! Все сидит, и хоть бы что!

О какой мушке говорится в стихотворении?

А какую вы еще мушку знаете?

Вместе дружно все играем, падежи запоминаем

Словосочетание составь да падеж нам нужный ставь.

На доске слова: густой, морское, горячее, хороший, новому, таежного, лес, дно, солнце, человек, городу, поселка.

Получается: густой лес Т.п., морское дно П.п., горячее солнце Р.п., хороший человек П.п., новому городу И.п., таежного поселка В.п.

Ребята, около каждого сочетания я поставлю падеж.

Пожалуйста, поставьте это словосочетание в нужном падеже.

Густым лесом, на морском дне, горячего солнца, хорошему человеку, новый город, таежный поселок.

Игра «Окончание поставь – свою группу прославь!»

Холодн… погода, кисл… квас, бел… скатерть, молод… дерева, ранн… утром.

Больш… костер, солнечн… день, крепк… здоровья, за деревян… домом, ярк… солнцу.

Больш… села, соснов… леса, с ранн… утра, утрен… солнце, вкусн… завтрак.

Игра «Поездка по городам»

На доске слова:

Жил

Поехал

Уехал

Где?

Куда?

Откуда?

Названия городов: Орел, Ленинград, Владимир, Смоленск, Вязьма, Калуга, Казань, Тула, Астрахань, Москва, Омск, Тюмень, Новосибирск.

Игры по русскому языку

1)Замени одну букву.

Бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка.

Лапка, папка, шапка.

Палка, полка, пилка.

Ум, ус, уж, ух.

Кот, кок, ком, кон.

Коза, кожа, кора, коса.

2)Забавные недоразумения (найди ошибки)

На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат, вы спросите у грачат.

3) Пустили щуку в печку, пирог пустили в речку.

Часок подержали и вынули в срок

Горелую щуку и мокрый пирог.

4) Спрятавшееся слово

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

5) Эхо

Когда вы ходите в лес или вечером на речку, то слышали эхо.

Вы кричали, а эхо вам отвечало, и слышали лишь конец слова.

Проведем игру ЭХО. Вам будет названо слово, а вы хором назовите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово.

Смех, скот, экран, одень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.

6) Озорные буквы

Не давали буквам дела им без дела надоело.

Надоело им скучать – и пошли озорничать…

К – в карман к монтеру – прыг. А в кармане ролики.

Из кармана в тот же миг выскочили /кролики/

Букву Д на дне пруда увидели раки.

С той поры у них беда: то и дело /драки/

Чудесные превращения слов

1.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом.

2.Куклу выронив из рук, маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук с длинными усами.

3.Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: обязательно примите десять капель перед сном.

4.Жучка будку не доела: Неохота. Надоело.

5.В пожелтевшую траву роняет лес свою листву.

6.Забодал меня котел, на него я очень зол.

7.Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.

8.Русская красавица своей козою славится.

9.На поляне лесной вырос зуб молодой.

10.У Печки с удобкой сижу, от рыбы глаз не отвожу.

11.Усатый КИТ сидит на печке, выбрав теплое местечко.

12.Под березами, где тень, притаился старый День.

13.Кто самолет ведет? – Пилот.

14.Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!

Дедушка, найди мне беленький грибок!

Ты хотел мне сказку нынче рассказать!

Обещал мне белку, дедушка, поймать!

- Ладно, ладно, детки, дайте только срок:

Будет вам и белка, будет и свисток.

И смеясь, рукою дряхлой гладит он

Детские головки, белые как лен.

15. Шарады

Меня найдешь на дереве, на клумбе и на грядке,

В журнале, и в альбоме, и в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел – и мне не надо буквы Л.

Мне А в начале припиши и как зовут меня реши (лист - аист).

16. Какое слово задумано

Д…м (дом, дым, дам), л…к (лук, люк, лак), …ок (бок, ток, сок, кок),со… (сок, сор, сом, сон, сох), с…н (сын, сон), сы… (сыр, сын, сыч, сыт).

17. Отличите слова от не слов

Подберите буквы чтобы получались слова:…от (к,ж,п,ф,р,в), …ара (г,ж,ф,п,т,р), …арта (в,д,к,с,п,н), со… (б,к,м,щ,р,т), сто… (л,г,ж,н,т,п), поро… (г,х,с,б,ф,к).

18. Найди пятого лишнего в каждом столбике

Ком, кол, коф, кот, кок;

Бок, бощ, боб, бор, бот;

Рой, рог, ров, рот, рор.

19. Отгадайте загадки, найдите слова с безударной гласной.

На когтях на ствол сосновый влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу, но не вспыхнул свет в лесу (дятел).

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой (медведь).

Она живет в лесу, все знают хитрую куму.

А про ее проказы есть сказки и рассказы (лиса).

20. Отгадайте последнее слово (проговорим его хором)

И прибежала зайчиха, и закричала: ай, ай!

Мой мальчик, мой мальчик попал под (трамвай).

Нарисовали как вдали, на ниве урожайной,

Проходят словно корабли, могучие (комбайны).

21.Буква заблудилась

Дети, внимательно слушайте все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнесите нужные слова:

Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница

Очень странные слова начали твориться.

Закричал охотник – Ой! (З)Двери гонятся за мной!

На виду у детворы крыс(ш)у красят маляры.

Посмотрите-ка ребятки: (м)раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме.

Там ползет зеленый (ж)лук с длинными усами.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно (г)врачей.

Мы собрал васильки, на головах у нас (в)щенки.

Старый дедушка Пахом на коз(н)е скакал верхом.

Мама с (д)бочками пошла по дороге вдоль села.

Миша дров не напилил, печку (щ)кепками топил.

Синеет море перед нами, летают (ч)майки над волнами.

22.Не пропусти ни слова

Читаю слова: Алик, Нина, искали, стол, стул, гвоздь, кони, сосны, аист, кусты, канат, нитку, насос, коса, коза, косит, осина, осень, котик, окунь, Никита, рыбаки, Москва, Кремль, доска, пенал, стена.

Неожиданно подхожу к одному-другому и прошу сказать последнее или предпоследнее слово. Те, то ни разу не ошибся, получит жетон «Самый внимательный».

23.Кто больше составит слов

Показываю слова: кукла, калитка, сосны, акула.

Из букв, входящих в эти слова, составьте как можно больше слов.

В первом классе ведется работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию:

- нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

- формирование плавного слогового чтения.

Во втором классе:

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- уметь прогнозировать содержание читаемого (антиципация);

- определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- прогнозировать характер книги (тему, жанр) перед чтением по обложке, заглавию рисункам;

- характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам;

- подбор эпизодов из текста к иллюстрациям.

В  третьем классе:

- уметь читать «по догадке»;

- уметь делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаем на текст;

- уметь определить тему и главную мысль произведения;

- уметь соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

- уметь пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица, по измененному плану);

- выделение таких языковых средств, как сравнение, эпитеты, повтор;

- осознание художественных особенностей, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики;

Активное накопление видо-жанровых представлений в лирике (сказки, рассказы, легенды, басни…).

В 4 классе:

- выработка устойчивой потребности думать;

а) перед чтением (характер, жанр, тема)

б) в процессе чтения, прогнозируя содержание

в) по окончании чтения (перенос прочитанного на себя)

- полноценное восприятие и осмысление доступных возрасту литературных произведений разных жанров;

- умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру;

- практическое освоение особенностей лирики, эпоса, драмы.

Сказка-рассказ,

Басня-сказка,

Пьеса-рассказ,

Рассказ-повесть и т. д.

- классификация сказок;

- написание небольших сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение).

На уроках литературного чтения можно использовать различные приемы:

1. Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин;

2. Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса;

3. Приемы, как словесное рисование, прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь, показать построение при чтении;

4. Подбор музыкального произведения к тексту, чтения на фоне музыки, работа над графическими иллюстрациями в роли художника. («Если бы я был художником»);

5. Конкурс на лучшего чтеца, когда класс выступает в роли жюри;

6. Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;

7. Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;

8. Инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы, воспроизведение эпизода с составлением диалога между героями, интервью с главными героями.

·          Дополни каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.

·          На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.

·          Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и выражения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...

Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"

Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Технология проблемного обучения — важный путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз...

Доклад "Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников"

Методический день в начальной школеЭффективность урока – результат организации активной деятельности школьников.Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».Задачи:Определ...

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...