Доклад "Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников"
учебно-методический материал на тему
Методический день в начальной школе
Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников.
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи:
- Определить критерии эффективного урока.
- Выяснить формы организации эффективного урока.
- Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
- Развитие умений работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников" | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический день в начальной школе
Эффективность урока – результат организации активной деятельности школьников.
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи:
- Определить критерии эффективного урока.
- Выяснить формы организации эффективного урока.
- Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
- Развитие умений работать сообща.
Ход заседания
Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведённый в школе, является показателем определённой культуры.
Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Повышение эффективности обучения – дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.
Проблемы эффективности урока
Методисты, изучающие данную тему, выявляют разные проблемы.
У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:
1. Однообразие используемых методов на уроке.
2. Нерациональное использование времени на уроке.
3. Редкое применение элементов проблемного обучения.
4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.
Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:
1. Однообразие применяемости методов.
2. Проблема активизации познавательной деятельности студентов на уроках.
3. Проблема профессионализма педагогов.
4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.
Профессор Розов С. В. выделяет следующие проблемы:
1. Недооценка теории, однообразие применяемых методов.
2. Нерациональное использование времени на уроке.
3. Формализм в подборе упражнений и заданий.
4. Неполное обеспечение учеников индивидуальными заданиями.
5. Перегрузка обучающихся.
Каково же решение данных проблем?
Каковы пути повышения эффективности уроков?
❖ Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Выбор разнообразных методов преподавания.
❖ Использование элементов проблемного обучения.
❖ Активизация познавательной деятельности на уроках.
Это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления имеет: программированное и проблемное обучение, самостоятельная работа.
Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности студентов путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д.
∙ более рациональное использование времени.
❖ Применение наглядных пособий.
Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении.
Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления студентов об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.
❖ Использование диафильмов и кинофильмов.
Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают восприятие материала. При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Экранизации уроков – это не цель, а средство. Она хороша в сочетании с другими средствами наглядности и формами учебной работы, а не вместо них.
❖ Пример и авторитет преподавателя. Личность педагога.
Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением у детей.
❖ Речь преподавателя. Темп речи. Стиль общения. Эмоциональная подача материала.
Она должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной, способствовать не только лучшему восприятию учебного материала, но и служить образцом для учеников. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгарности, следить за своей дикцией, с тем, чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем студентам.
Речь преподавателя должна быть неторопливой, простой, доходчивой и эмоциональной, с паузами после особенно важных или сложных для усвоения формулировок.
❖ Создание хорошего психологического климата. Эмоциональная атмосфера. Заинтересованность педагога и школьника. Педагогический такт. Полная занятость на уроке. Высокая требовательность педагога. Повышение педагогического мастерства педагога. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития способностей учеников.
Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины студентов. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.
Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние студента, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя его психику - важнейшее требование к преподавателю. Обязателен учет возрастных особенностей внимания студентов.
Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость.
метод “Ассоциации”
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
К | - красота… |
О | - органичность… |
М | - мама… |
Ф | - фантазия… |
О | - отдых… |
Р | - радость… |
Т | - тепло… |
❖ Конкретность поставленной цели и задачи. Цель: умение поставить и добиться ее на практике. Цель – результат. Умение педагога четко и однозначно определить образовательную цель урока.
Педагог всегда для себя ставит цель урока и ученику эта цель может не сообщаться, но педагог должен создать условия, при которых ученик сам формирует и осознает цель урока. Содержание цели зависит от многих факторов: содержания учебного материала, уровня профессионального мастерства педагога, типа урока, методов и форм работы, уровня возможностей обучающихся, заинтересованности педагога и школьника. Большую роль играют: интуиция, личность и мастерство педагога, стиль общения, знание индивидуальных особенностей учащихся, владение им ситуации на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».
Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...
Доклад "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"
Доклад на тему: "Технология проблемного обучения — важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"...
Технология проблемного обучения — важный путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...
Технология проблемного обучения - важнейший путь организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе
Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их раз...
Выступление на тему «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащегося»
«Без любопытства и интереса не разбудить ум детей» - принцип моей работы....
Технология проблемного обучения – важнейший путь организации активной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе
Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...