Компетентностный подход в обучении
статья на тему

Аширова Людмила Петровна

Вопрос в сегодняшнем образовании очень актуален. Как оценить формирующиеся компетентности учащихся? В статье представлены примеры оценивания компетентностей учащихся с опорой на собственный педагогический опыт.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ

(Вопрос  в сегодняшнем  образовании  очень актуален.

Как  оценить формирующиеся компетентности  учащихся?

В  статье  привожу примеры  критериев оценивания  компетентностей  учащихся.)

Подготовила – Аширова Людмила Петровна - учитель начальных классов

МБОУСОШ п. Таёжный  ХМАО-Югры  Советского района

«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ»

Подготовила – Аширова Людмила Петровна - учитель начальных классов  

МБОУСОШ п. Таёжный  ХМАО-Югры Советского района  

      Данный вопрос  в сегодняшнем  образовании  очень актуален.  Как  оценить формирующиеся компетентности  учащихся?  В  статье привожу примеры  критериев оценивания  компетентностей  учащихся.

ключевая/ предметная  компетенция

объект педагогического наблюдения

уровень:

низкий, средний, высокий (с указанием диапазона баллов)

характеристики уровней проявления компетенций

Ценностно – смысловая/

способность понимать окружающий мир, умение выбирать смысловые установки

 (Литературное чтение -

начальная школа)

Чтение стихотворения С.Маршака  «Неизвестный герой», сформулировать своё отношение к поступку героя произведения

низкий – 1- 2    балла

1 - прочитал произведение, но не понял его смысла; не выполнил задание.

2 – прочитал произведение, отвечает на вопросы по содержанию, но не смог сформулировать своего отношения к поступку героя

средний  -

3 -4   балла

3 балла – хорошо воспроизводит содержание текста,  сформулировал своё отношение к герою произведения, на основе наводящих вопросов учителя, при этом  допустив смысловые неточности.

4 балла – самостоятельно сформулировал своё отношение к герою произведения, допустив 1 -2  речевые  либо фактические ошибки.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - самостоятельно сформулировал своё отношение к герою произведения, используя все средства выразительности, представил размышления по теме  на жизненном опыте.

Коммуникативная/

умение вести диалог в письменной форме

(литературное чтение)

Написание  мини-сочинение по теме  «Хороший  друг –

он какой?»

низкий – 1 -2    балла

1 – не смог ответить на вопросы учителя по теме сочинения; не приступил к выполнению задания;

2 – задание выполнено с минимальным уровнем самостоятельности,  объём ниже минимального уровня, присутствует отклонение  от темы.

средний  -

3-4   балла

3 балла - задание выполнено частично самостоятельно, объём не соответствует  норме, присутствуют  многочисленные фактические и речевые ошибки.

4 балла – задание выполнено самостоятельно,  объём соответствует норме, но имеются некоторые  неточности либо  речевые ошибки.

высокий –

5 баллов

5 баллов – задание выполнено полностью самостоятельно,  объём соответствует норме, приводятся  рассуждения на основе жизненного опыта, ребёнок владеет письменной речью, соблюдает все нормы языка.

Информационная/

умение найти нужную информацию и представить

её в заданной форме

(литерат. чтение)

 

Нахождение и чтение   к уроку внеклассного чтения произведений

на тему «Дружба» и

оформление презентации

низкий – 1- 2    балла

1 – не смог найти произведения по заданной теме; не приступил к выполнению задания;

2 – нашёл и прочитал произведения, но не по заданной тематике; презентация отсутствует.

средний  -

3 -4   балла

3 балла – нашёл и прочитал 1 произведение  по заданной теме; презентацию не оформил.  

4 балла – нашёл и прочитал 2-3 произведения по заданной теме, оформил презентацию, но всё с помощью родителей.

высокий –

 5 баллов

5 баллов – самостоятельно нашёл и прочитал 2-3 произведения по заданной теме из разных источников, оформил презентацию

(возможно и самостоятельное дополнительное задание – подготовил викторину для ребят класса по  заданной теме)

Учебно-познавательная/

умение планировать свою деятельность и выполнять самооценку

(литер. чтение)

Прочитать и составить    план  пересказа  произведения  «Воробьишка» М.Горького.

Оценить  выполненное задание по заданным критериям.

низкий – 1- 2    балла

1 – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания;

2 – прочитал произведение, но не составил план  пересказа.

средний  -

3 -4   балла

3 балла – прочитал произведение, составил план  пересказа, но допустил  ошибки. Не смог оценить выполнение своей работы.

4 балла – прочитал произведение, составил план с незначительными ошибками, выполнил самооценку, но не учёл отрицательные либо положительные моменты  своего продукта деятельности.  

высокий –

 5 баллов

5 баллов – прочитал произведение, безошибочно составил план, выполнил подробную самооценку.

Общекультурная/

познание духовно-нравственных основ жизни человека

(литерат. чтение)

На основе прочитанного произведения

В Драгунского

«Тайное становится явным», определить степень влияния  отрицательного поступка на окружающих.

низкий – 1- 2    балла

1 – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания;

2 – прочитал произведение, но не смог ответить ни на один вопрос.

средний  -

3 -4   балла

3 балла – прочитал произведение, ответил на вопросы лишь по содержанию.

4 балла – прочитал произведение, определил степень влияния отрицательного поступка, но представил информацию непоследовательно и нелогично.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - прочитал произведение, определил степень влияния отрицательного поступка на окружающих, привёл примеры из собственного опыта.

Социально- трудовая/

Принятие и выполнение роли члена семьи

(литер. чтение)

После ознакомления с произведением «Три сына» Л. Толстого нарисовать рисунок, в котором обозначить себя,

определив свою роль в семье.

низкий –

1- 2    балла

1балл – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания;

2 балла – прочитал произведение, но не нарисовал рисунок.

средний  -

3 - 4   балла

3 балла -  прочитал произведение, нарисовал рисунок

не смог определить  своей роли в семье.

4 балла - прочитал произведение, нарисовал рисунок  с указанием своей роли как члена семьи, но не смог доказать, почему именно эту роль он отождествляет с собой.  

высокий –

 5 баллов

5 баллов - прочитал произведение, нарисовал рисунок,   указал свою роль в семье, привёл соответствующие убедительные доказательства.

Личностного самосовершенство

вания/

освоение  правил экологической  культуры

(литерат. чтение)

 

На основе прочитанного произведения

А. Коршунова

«Мой дом» сформулировать правила  поведения ребят в лесу

низкий –

1- 2    балла

1балл – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания;

2 балла – лишь прочитал произведение.

средний  -

3 -4   балла

3 балла -  прочитал произведение, сформулировал  до  2 –х правил, допустив при этом смысловые неточности.

 4 балла - прочитал произведение, правильно сформулировал  от 4 до 7 правил, но не смог аргументированно доказать  свой выбор.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - прочитал произведение, правильно сформулировал  и аргументированно   представил

7 и  более  правил.

3.

ключевая компетенция

текст компетентностно-ориентированного задания

уровень:

низкий, средний, высокий

 (с указанием диапазона баллов)

характеристики уровней проявления компетенции

Ценностно - смысловая

Урок математики

К нам на урок пришёл Незнайка, который не может знать, что такое «задача» и считает, что вы зря занимаетесь ими. Ребята, объясните Незнайке, зачем вы учитесь решать задачи, что вы про них знаете?

низкий –

1- 2    балла

1балл – не смог представить объяснение

2 балла – представил нелогичное объяснение

средний  -

3 -4   балла

3 балла -  использует небольшой спектр объяснений.

 4 балла – правильно, логично представил несколько доказательств

высокий –

 5 баллов

5 баллов - правильно, логично представил несколько доказательств, особо выделив собственную деятельность. Умеет самостоятельно формулировать цели работы.

Коммуникативная

Урок русского языка Представьте себе, что вы работаете в магазине  по продаже компьютеров.

Придумайте  рекламу для вашего товара, используя  сравнения и фразеологизмы.

низкий –

1- 2    балла

1 балл – составил 1-2 предложения, без учёта требований к рекламе.

2 балла – составил с помощью товарища простейшую рекламу товара без использования образного, яркого языкового  материала.

средний  -

3 -4   балла

3 балла – составил самостоятельно простейшую рекламу товара без использования образного, яркого языкового  материала.

4 балла - составил самостоятельно простейшую рекламу товара с использованием образного, яркого языкового  материала.

высокий –

 5 баллов

5 баллов – самостоятельно составил и оформил рекламу, соблюдая все речевые  нормы. Аргументированно провёл презентацию рекламы.

Информационная

Урок русского языка

Ребята, вам предлагают побывать на сказочном острове «Намба-Хамба».

Но, к сожалению, у нас не работает билетная касса. Как, с помощью чего можно приобрести билеты?

Приобретите билеты, используя различные средства связи. 

низкий –

1- 2    балла

1 балл – не использовал ни одного средства связи

2 балла – использовал 1 средство связи, причём с помощью взрослых

средний  -

3 -4   балла

3 балла – использовал 2 -3 средства связи различной сложности, но с частичной помощью.

4 балла - использовал 2 -3 средства связи различной сложности, но с частичной помощью. Умеет аргументированно доказать, почему выбрал именно это.

высокий –

 5 баллов

5 баллов -  самостоятельно использует  средства связи различной сложности. Умеет самостоятельно и аргументированно представить результат.

Учебно-познавательная

Урок информатики

Проведите исследование  по теме «Наши любимые компьютерные игры».   Какие нравятся девочкам, какие-мальчикам? Составьте классификацию любимых компьютерных игр.

низкий –

1- 2    балла

1 балл – не усвоил понятие «исследование», задание не смог выполнить

2 балла – провёл исследование с чьей-то помощью, но не смог правильно его оформить.

средний  -

3 -4   балла

3 балла – частично самостоятельно провёл исследование, оформил без учёта соблюдения требований, классификация присутствует.

4 балла - самостоятельно провёл исследование, оформил в соответствии с требованиями, выделил классификацию игр.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - самостоятельно провёл исследование, оформил в соответствии с требованиями, выделил  необычную классификацию игр.

Общекультурная

Урок окружающего мира

После самостоятельного прочтения текста даётся задание (тестирование):

Катя придумала, как быстрее попасть в зоопарк с мамой. Выбери правильный ответ. Объясни свой выбор.

а) Надо обидеться на маму;

б) Надо подождать, пока мама приготовит обед;

в) Надо помочь маме сделать уборку.

низкий –

1- 2    балла

1 балл – не смог самостоятельно прочитать текст.

2 балла – частично самостоятельно прочитал текст, но не принял учебную задачу.

средний  -

3 -4   балла

3 – 4  балла – самостоятельно прочитал текст, принял учебную задачу, но выполнил задание неверно, либо не смог  технически определить нужный ответ.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - самостоятельно прочитал текст, принял учебную задачу, верно выполнил задание с подробной  аргументацией выбора.

Социально- трудовая

Урок окружающего мира.

Представьте себе, что президент РФ Путин В.В.  скоро приедет в наш посёлок. Что бы вы изменили в посёлке, что бы смогли сделать для того, чтобы наш посёлок выглядел успешным, современным. Представьте свои  идеи

низкий –

1- 2    балла

1 балл – не  сформулировал ни одной идеи;

2 балла – сформулировал с помощью взрослого 1-2 идеи, не имеющие никакой значимости, без аргументации

средний  -

3 -4   балла

3 балла – частично самостоятельно сформулировал 1 -2 идеи, имеющие некоторую значимость. Без аргументации.

4 балла - самостоятельно сформулировал  1-2 идеи, имеющие весомую значимость. Аргументация нелогична.

высокий –

 5 баллов

5 баллов - самостоятельно сформулировал  более 2-х интересных идей, имеющих практическую значимость. Представил  свои идеи нетрадиционным  творческим способом.

Личностного самосовершенство

вания

Урок русского языка

Сравните свои 2 работы – диктант, написанный в начале года и диктант, написанный в конце года.  Оцените свои знания. Произошло ли движение вперёд?

низкий –

1- 2    балла

1 балл – не смог провести сравнение своих работ

2 балла – сравнил свои работы, выделяя несущественные признаки, не смог провести самооценку.

средний  -

3 -4   балла

3 балла –  владеет приёмами сравнения, но не аргументированно провёл самооценку.

4 балла – умеет сравнивать, но на недостаточном уровне производит самооценку.

высокий –

 5 баллов

5 баллов – умеет сравнивать, аргументированно производит самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...