Компетентностный подход в обучении
статья на тему
Вопрос в сегодняшнем образовании очень актуален. Как оценить формирующиеся компетентности учащихся? В статье представлены примеры оценивания компетентностей учащихся с опорой на собственный педагогический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Таёжный
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ
(Вопрос в сегодняшнем образовании очень актуален.
Как оценить формирующиеся компетентности учащихся?
В статье привожу примеры критериев оценивания компетентностей учащихся.)
Подготовила – Аширова Людмила Петровна - учитель начальных классов
МБОУСОШ п. Таёжный ХМАО-Югры Советского района
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ»
Подготовила – Аширова Людмила Петровна - учитель начальных классов
МБОУСОШ п. Таёжный ХМАО-Югры Советского района
Данный вопрос в сегодняшнем образовании очень актуален. Как оценить формирующиеся компетентности учащихся? В статье привожу примеры критериев оценивания компетентностей учащихся.
ключевая/ предметная компетенция | объект педагогического наблюдения | уровень: низкий, средний, высокий (с указанием диапазона баллов) | характеристики уровней проявления компетенций |
Ценностно – смысловая/ способность понимать окружающий мир, умение выбирать смысловые установки (Литературное чтение - начальная школа) | Чтение стихотворения С.Маршака «Неизвестный герой», сформулировать своё отношение к поступку героя произведения | низкий – 1- 2 балла | 1 - прочитал произведение, но не понял его смысла; не выполнил задание. 2 – прочитал произведение, отвечает на вопросы по содержанию, но не смог сформулировать своего отношения к поступку героя |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – хорошо воспроизводит содержание текста, сформулировал своё отношение к герою произведения, на основе наводящих вопросов учителя, при этом допустив смысловые неточности. 4 балла – самостоятельно сформулировал своё отношение к герою произведения, допустив 1 -2 речевые либо фактические ошибки. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - самостоятельно сформулировал своё отношение к герою произведения, используя все средства выразительности, представил размышления по теме на жизненном опыте. | ||
Коммуникативная/ умение вести диалог в письменной форме (литературное чтение) | Написание мини-сочинение по теме «Хороший друг – он какой?» | низкий – 1 -2 балла | 1 – не смог ответить на вопросы учителя по теме сочинения; не приступил к выполнению задания; 2 – задание выполнено с минимальным уровнем самостоятельности, объём ниже минимального уровня, присутствует отклонение от темы. |
средний - 3-4 балла | 3 балла - задание выполнено частично самостоятельно, объём не соответствует норме, присутствуют многочисленные фактические и речевые ошибки. 4 балла – задание выполнено самостоятельно, объём соответствует норме, но имеются некоторые неточности либо речевые ошибки. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов – задание выполнено полностью самостоятельно, объём соответствует норме, приводятся рассуждения на основе жизненного опыта, ребёнок владеет письменной речью, соблюдает все нормы языка. | ||
Информационная/ умение найти нужную информацию и представить её в заданной форме (литерат. чтение)
| Нахождение и чтение к уроку внеклассного чтения произведений на тему «Дружба» и оформление презентации | низкий – 1- 2 балла | 1 – не смог найти произведения по заданной теме; не приступил к выполнению задания; 2 – нашёл и прочитал произведения, но не по заданной тематике; презентация отсутствует. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – нашёл и прочитал 1 произведение по заданной теме; презентацию не оформил. 4 балла – нашёл и прочитал 2-3 произведения по заданной теме, оформил презентацию, но всё с помощью родителей. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов – самостоятельно нашёл и прочитал 2-3 произведения по заданной теме из разных источников, оформил презентацию (возможно и самостоятельное дополнительное задание – подготовил викторину для ребят класса по заданной теме) | ||
Учебно-познавательная/ умение планировать свою деятельность и выполнять самооценку (литер. чтение) | Прочитать и составить план пересказа произведения «Воробьишка» М.Горького. Оценить выполненное задание по заданным критериям. | низкий – 1- 2 балла | 1 – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания; 2 – прочитал произведение, но не составил план пересказа. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – прочитал произведение, составил план пересказа, но допустил ошибки. Не смог оценить выполнение своей работы. 4 балла – прочитал произведение, составил план с незначительными ошибками, выполнил самооценку, но не учёл отрицательные либо положительные моменты своего продукта деятельности. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов – прочитал произведение, безошибочно составил план, выполнил подробную самооценку. | ||
Общекультурная/ познание духовно-нравственных основ жизни человека (литерат. чтение) | На основе прочитанного произведения В Драгунского «Тайное становится явным», определить степень влияния отрицательного поступка на окружающих. | низкий – 1- 2 балла | 1 – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания; 2 – прочитал произведение, но не смог ответить ни на один вопрос. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – прочитал произведение, ответил на вопросы лишь по содержанию. 4 балла – прочитал произведение, определил степень влияния отрицательного поступка, но представил информацию непоследовательно и нелогично. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - прочитал произведение, определил степень влияния отрицательного поступка на окружающих, привёл примеры из собственного опыта. | ||
Социально- трудовая/ Принятие и выполнение роли члена семьи (литер. чтение) | После ознакомления с произведением «Три сына» Л. Толстого нарисовать рисунок, в котором обозначить себя, определив свою роль в семье. | низкий – 1- 2 балла | 1балл – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания; 2 балла – прочитал произведение, но не нарисовал рисунок. |
средний - 3 - 4 балла | 3 балла - прочитал произведение, нарисовал рисунок не смог определить своей роли в семье. 4 балла - прочитал произведение, нарисовал рисунок с указанием своей роли как члена семьи, но не смог доказать, почему именно эту роль он отождествляет с собой. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - прочитал произведение, нарисовал рисунок, указал свою роль в семье, привёл соответствующие убедительные доказательства. | ||
Личностного самосовершенство вания/ освоение правил экологической культуры (литерат. чтение)
| На основе прочитанного произведения А. Коршунова «Мой дом» сформулировать правила поведения ребят в лесу | низкий – 1- 2 балла | 1балл – не прочитал рассказ; не приступил к выполнению задания; 2 балла – лишь прочитал произведение. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла - прочитал произведение, сформулировал до 2 –х правил, допустив при этом смысловые неточности. 4 балла - прочитал произведение, правильно сформулировал от 4 до 7 правил, но не смог аргументированно доказать свой выбор. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - прочитал произведение, правильно сформулировал и аргументированно представил 7 и более правил. |
3.
ключевая компетенция | текст компетентностно-ориентированного задания | уровень: низкий, средний, высокий (с указанием диапазона баллов) | характеристики уровней проявления компетенции |
Ценностно - смысловая | Урок математики К нам на урок пришёл Незнайка, который не может знать, что такое «задача» и считает, что вы зря занимаетесь ими. Ребята, объясните Незнайке, зачем вы учитесь решать задачи, что вы про них знаете? | низкий – 1- 2 балла | 1балл – не смог представить объяснение 2 балла – представил нелогичное объяснение |
средний - 3 -4 балла | 3 балла - использует небольшой спектр объяснений. 4 балла – правильно, логично представил несколько доказательств | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - правильно, логично представил несколько доказательств, особо выделив собственную деятельность. Умеет самостоятельно формулировать цели работы. | ||
Коммуникативная | Урок русского языка Представьте себе, что вы работаете в магазине по продаже компьютеров. Придумайте рекламу для вашего товара, используя сравнения и фразеологизмы. | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – составил 1-2 предложения, без учёта требований к рекламе. 2 балла – составил с помощью товарища простейшую рекламу товара без использования образного, яркого языкового материала. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – составил самостоятельно простейшую рекламу товара без использования образного, яркого языкового материала. 4 балла - составил самостоятельно простейшую рекламу товара с использованием образного, яркого языкового материала. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов – самостоятельно составил и оформил рекламу, соблюдая все речевые нормы. Аргументированно провёл презентацию рекламы. | ||
Информационная | Урок русского языка Ребята, вам предлагают побывать на сказочном острове «Намба-Хамба». Но, к сожалению, у нас не работает билетная касса. Как, с помощью чего можно приобрести билеты? Приобретите билеты, используя различные средства связи. | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – не использовал ни одного средства связи 2 балла – использовал 1 средство связи, причём с помощью взрослых |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – использовал 2 -3 средства связи различной сложности, но с частичной помощью. 4 балла - использовал 2 -3 средства связи различной сложности, но с частичной помощью. Умеет аргументированно доказать, почему выбрал именно это. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - самостоятельно использует средства связи различной сложности. Умеет самостоятельно и аргументированно представить результат. | ||
Учебно-познавательная | Урок информатики Проведите исследование по теме «Наши любимые компьютерные игры». Какие нравятся девочкам, какие-мальчикам? Составьте классификацию любимых компьютерных игр. | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – не усвоил понятие «исследование», задание не смог выполнить 2 балла – провёл исследование с чьей-то помощью, но не смог правильно его оформить. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – частично самостоятельно провёл исследование, оформил без учёта соблюдения требований, классификация присутствует. 4 балла - самостоятельно провёл исследование, оформил в соответствии с требованиями, выделил классификацию игр. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - самостоятельно провёл исследование, оформил в соответствии с требованиями, выделил необычную классификацию игр. | ||
Общекультурная | Урок окружающего мира После самостоятельного прочтения текста даётся задание (тестирование): Катя придумала, как быстрее попасть в зоопарк с мамой. Выбери правильный ответ. Объясни свой выбор. а) Надо обидеться на маму; б) Надо подождать, пока мама приготовит обед; в) Надо помочь маме сделать уборку. | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – не смог самостоятельно прочитать текст. 2 балла – частично самостоятельно прочитал текст, но не принял учебную задачу. |
средний - 3 -4 балла | 3 – 4 балла – самостоятельно прочитал текст, принял учебную задачу, но выполнил задание неверно, либо не смог технически определить нужный ответ. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - самостоятельно прочитал текст, принял учебную задачу, верно выполнил задание с подробной аргументацией выбора. | ||
Социально- трудовая | Урок окружающего мира. Представьте себе, что президент РФ Путин В.В. скоро приедет в наш посёлок. Что бы вы изменили в посёлке, что бы смогли сделать для того, чтобы наш посёлок выглядел успешным, современным. Представьте свои идеи | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – не сформулировал ни одной идеи; 2 балла – сформулировал с помощью взрослого 1-2 идеи, не имеющие никакой значимости, без аргументации |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – частично самостоятельно сформулировал 1 -2 идеи, имеющие некоторую значимость. Без аргументации. 4 балла - самостоятельно сформулировал 1-2 идеи, имеющие весомую значимость. Аргументация нелогична. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов - самостоятельно сформулировал более 2-х интересных идей, имеющих практическую значимость. Представил свои идеи нетрадиционным творческим способом. | ||
Личностного самосовершенство вания | Урок русского языка Сравните свои 2 работы – диктант, написанный в начале года и диктант, написанный в конце года. Оцените свои знания. Произошло ли движение вперёд? | низкий – 1- 2 балла | 1 балл – не смог провести сравнение своих работ 2 балла – сравнил свои работы, выделяя несущественные признаки, не смог провести самооценку. |
средний - 3 -4 балла | 3 балла – владеет приёмами сравнения, но не аргументированно провёл самооценку. 4 балла – умеет сравнивать, но на недостаточном уровне производит самооценку. | ||
высокий – 5 баллов | 5 баллов – умеет сравнивать, аргументированно производит самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...
«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Компетентностный подход в обучении младших школьников
В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....
Компетентностный подход в обучении младших школьников
Доклад и презентация...
Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...