Самоуправление в малокомплектной сельской школе.
методическая разработка на тему

Евстифеева Ирина Анатольевна

Выступление на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Самоуправление…

       Когда существовали октябрятские звездочки, организация ученического самоуправления была предельно проста: есть командир звездочки и команда. Вся работа в классе организуется как соревнование или конкурсы между звездочками. Отказ от октябрятских звездочек привел к новой ситуации в организации ученического самоуправления в начальной школе.

      Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня учащиеся учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить.

      Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании».  Основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина России.

         Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет  ученическое самоуправление.

            Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы.

          Да и мы, учителя, боимся выпустить из своих рук вот это самое управление. Нам кажется, что доверить учащимся самим решить какой-то важный вопрос – это значит, пустить дело на самотек,  и ничего стоящего из этого не получится. Если мы готовим утренник, на который должны прийти родители. Так нужно сначала тщательно продумать сценарий, распределить роли. Ведь я же лучше знаю, кто выразительнее прочтет стих, кто красивее оформит газету, кто лучше сыграет роль в сценке. И получается, что активные, бойкие, красноречивые  всегда  на виду, а скромные, стеснительные так и остаются в тени. Такие ребятишки поют в хоре, то есть только со всеми вместе,  играют не главные роли, а порой их участие ограничивается только присутствием на празднике. А потом такие дети привыкают ощущать себя в роли пассивного присутствующего, а не участника. Это то, что касается относительно одного утренника. Но ведь учебный процесс - это не только утренники, приходится решать и более важные вопросы.  

     Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

     Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.  Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

     Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе  настоящее ученическое самоуправление.

    Обязанность педагогов начальных классов  - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Ученическое самоуправление предполагает:

Развитие самостоятельности.

Коллективное творческое планирование.

Реализация решения.

Коллективное подведение итогов.

      Знакомясь с опытом работы, педагоги предлагают различные формы организации ученического самоуправления. В начальных классах, учитывая возрастные особенности, это в основном игровые формы. Кто-то предлагает сказочное королевство,  Республику с волшебным названием, планету. Эти царства-государства делятся на группы (области, княжества),  есть актив класса, группы, жители этих королевств, республик, планет  живут командами и занимаются определенным видом деятельности.  Каждая группа также имеет свое название, в зависимости от рода деятельности. « Карандашики»  занимаются  выпуском  стенгазет, оформлением классного уголка. «Затейники»  организуют и проводят гимнастику, проводят игры на переменах,  разучивают упражнения и проводят физкультминутки и т.д.  Это все разрабатывается на классных собраниях, на которых потом  и подводятся итоги. Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через  определенный  промежуток времени (раз в четверть, месяц) . Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

   Предлагается много разных вариантов организации самоуправления.  Расскажу о том, как элементы самоуправления реализуются в нашем классе.

      Класс, как вы знаете,  у нас  необычный. В него входят учащиеся 1-4 классов. Всего 7 ребятишек. Спецификой ученического самоуправления в малокомплектной школе является  отсутствие органов самоуправления.  В классном коллективе  из  7 человек важна значимость каждого.  Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.

     Класс такого типа - это школьная многодетная семья. Свою семью мы назвали «Классная компания». Даже песню подходящую подобрали. И девиз: «Мы как радуги цвета неразлучны никогда».  Деление на группы у нас произошло само собой. Каждый класс - это группа.

    Как классный руководитель  стараюсь направить усилия на создание такой воспитательной системы, целью которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной , творческой, активной личности младшего школьника.  

Воплощение данной цели предполагает освоение учащимися 1 и 2 классов  азбуки организаторского мастерства, формирование действующего самоуправления в классе на примере  старших ребят , учеников  3  и 4 класса, т. е. работаем под девизом  «Делай как я». Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества младших и старших.  Делаем не за маленьких, а вместе с ними — главное условие подготовки и проведения любого дела.

  Но вот 3 класс у меня сложненький. Порой второклассники учат третьеклассников.  Обязанности старшего ребенка в нашей школьной семье выполняет  четвероклассник. Единогласно  мы выбрали его «Помощником учителя». Эта должность у него бессменная. Мальчишка  умненький, способный, активный. Но с характером. Он помогает мне проверять  самостоятельные письменные работы,  которые у нас бывают абсолютно на каждом уроке, такая у нас специфика преподавания (обязательно кто-то работает самостоятельно). Иногда мне приходится с  одним из   классов уходить в соседний кабинет, чтобы объяснить тему. И тогда он выполняет функцию наблюдателя: следит за дисциплиной,  помогает младшим, когда те затрудняются в выполнении заданий.

Между тем,  в классе действует система чередования поручении, чтобы каждый ребенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.

У нас есть физорг, санитар, цветовод, Самоделкин, Карандашик, Помощник учителя. Иногда одну роль выполняют два ребенка. В такой микрогруппе легче работается.  Старший помогает младшему, или уверенный в своих силах ведет за собой того, кто застенчивее. Меняемся поручениями каждую четверть. А иногда и чаще, это зависит от желания детей.  Ежедневно дети исполняют обязанности дежурного по классу, независимо от поручения .

В нашей школе есть свои традиции, которые бережно сохраняются и преумножаются каждый год, обучающимися, педагогами  и родителями. Традиционными являются мероприятия как  Праздник первого звонка, Праздник Осени, День Матери, Новогодние утренники, Уроки Мужества, День Здоровья,  Прощание с Азбукой, Прощание с начальной школой,  акция « Покормите птиц зимой!», « Чистота - залог здоровья»,  познавательно-развлекательные мероприятия . Каждое такое КТД требует большой подготовки. И без помощи детей и родителей здесь просто не обойтись.

Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор. И каждый новый ученик,  приходя в класс, учится тому, что было заведено раньше.

В этом учебном  году у нас слились два разных коллектива, в  каждом из которых  до этого были сформированы свои  особенности взаимоотношений, свои правила, свой уклад жизни. Поэтому  одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание общих   ЗАКОНОВ  класса.

 1.Иди в школу с хорошим настроением. Пусть школа тебе будет в радость.

2.Учись не для кого-нибудь, а для себя. Чем больше знаешь, тем интереснее с тобой друзьям.

3.Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других.

4.Задумал — предложи, пообещал - выполни, пригласил — не заставляй себя ждать, не подводи товарищей.

5.  Забота   о здоровье и безопасности   собственной жизни и жизни друзей – один  из главных  законов.

6. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.  

     

    В самоуправлении самое главное, это совместное планирование и подведение итогов работы. Иначе, всё это теряет смысл. В начале каждой четверти на  первом  классном часу мы планируем, какие мероприятия, какую работу нужно будет провести в предстоящий период, распределяем обязанности. Совместно готовим  мероприятия (под моим чутким руководством!), проводим. На следующий день обсуждаем, подводим итоги:  что получилось, кому понравилось, как по-другому можно было бы организовать тот или иной момент.  Здесь  дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную.  

 Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее и  ответственнее. На родительских собраниях практически всегда присутствуют все, так как у нас всего пять семей.  Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний.  Они всегда помогали  в  ремонте школы,  участвуют в подготовке к  школьным мероприятиям,  совместно с родителями в конце учебного года организуем поход на природу.

 В ходе познавательной и практической деятельности дети  в  нашей школе,  как в многодетной семье, постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы и оценивать результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду  повторять за старшими, следовать их  примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу младшего тому, что умею сам».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»

Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...

Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...

Воспитательный план на учебный год для класса-комплекта (2-3 класс) малокомплектной сельской школы.

Воспитательный план предназначен для классных руководителей классов-комплектов сельской школы. Воспитательная работа на учебный год спланирована по т напрвлениям: здоровье, интеллект, общение и досуг,...

календарно-тематическое планирование уроков музыки в малокомплектной сельской школе

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-4  классов разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И....

Организация обучения математике в малокомплектной сельской школе

Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Уроки пров...