Самоуправление в малокомплектной сельской школе.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Самоуправление…
Когда существовали октябрятские звездочки, организация ученического самоуправления была предельно проста: есть командир звездочки и команда. Вся работа в классе организуется как соревнование или конкурсы между звездочками. Отказ от октябрятских звездочек привел к новой ситуации в организации ученического самоуправления в начальной школе.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня учащиеся учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить.
Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание достойного гражданина России.
Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы.
Да и мы, учителя, боимся выпустить из своих рук вот это самое управление. Нам кажется, что доверить учащимся самим решить какой-то важный вопрос – это значит, пустить дело на самотек, и ничего стоящего из этого не получится. Если мы готовим утренник, на который должны прийти родители. Так нужно сначала тщательно продумать сценарий, распределить роли. Ведь я же лучше знаю, кто выразительнее прочтет стих, кто красивее оформит газету, кто лучше сыграет роль в сценке. И получается, что активные, бойкие, красноречивые всегда на виду, а скромные, стеснительные так и остаются в тени. Такие ребятишки поют в хоре, то есть только со всеми вместе, играют не главные роли, а порой их участие ограничивается только присутствием на празднике. А потом такие дети привыкают ощущать себя в роли пассивного присутствующего, а не участника. Это то, что касается относительно одного утренника. Но ведь учебный процесс - это не только утренники, приходится решать и более важные вопросы.
Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе настоящее ученическое самоуправление.
Обязанность педагогов начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Ученическое самоуправление предполагает:
Развитие самостоятельности.
Коллективное творческое планирование.
Реализация решения.
Коллективное подведение итогов.
Знакомясь с опытом работы, педагоги предлагают различные формы организации ученического самоуправления. В начальных классах, учитывая возрастные особенности, это в основном игровые формы. Кто-то предлагает сказочное королевство, Республику с волшебным названием, планету. Эти царства-государства делятся на группы (области, княжества), есть актив класса, группы, жители этих королевств, республик, планет живут командами и занимаются определенным видом деятельности. Каждая группа также имеет свое название, в зависимости от рода деятельности. « Карандашики» занимаются выпуском стенгазет, оформлением классного уголка. «Затейники» организуют и проводят гимнастику, проводят игры на переменах, разучивают упражнения и проводят физкультминутки и т.д. Это все разрабатывается на классных собраниях, на которых потом и подводятся итоги. Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через определенный промежуток времени (раз в четверть, месяц) . Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.
Предлагается много разных вариантов организации самоуправления. Расскажу о том, как элементы самоуправления реализуются в нашем классе.
Класс, как вы знаете, у нас необычный. В него входят учащиеся 1-4 классов. Всего 7 ребятишек. Спецификой ученического самоуправления в малокомплектной школе является отсутствие органов самоуправления. В классном коллективе из 7 человек важна значимость каждого. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Класс такого типа - это школьная многодетная семья. Свою семью мы назвали «Классная компания». Даже песню подходящую подобрали. И девиз: «Мы как радуги цвета неразлучны никогда». Деление на группы у нас произошло само собой. Каждый класс - это группа.
Как классный руководитель стараюсь направить усилия на создание такой воспитательной системы, целью которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной , творческой, активной личности младшего школьника.
Воплощение данной цели предполагает освоение учащимися 1 и 2 классов азбуки организаторского мастерства, формирование действующего самоуправления в классе на примере старших ребят , учеников 3 и 4 класса, т. е. работаем под девизом «Делай как я». Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества младших и старших. Делаем не за маленьких, а вместе с ними — главное условие подготовки и проведения любого дела.
Но вот 3 класс у меня сложненький. Порой второклассники учат третьеклассников. Обязанности старшего ребенка в нашей школьной семье выполняет четвероклассник. Единогласно мы выбрали его «Помощником учителя». Эта должность у него бессменная. Мальчишка умненький, способный, активный. Но с характером. Он помогает мне проверять самостоятельные письменные работы, которые у нас бывают абсолютно на каждом уроке, такая у нас специфика преподавания (обязательно кто-то работает самостоятельно). Иногда мне приходится с одним из классов уходить в соседний кабинет, чтобы объяснить тему. И тогда он выполняет функцию наблюдателя: следит за дисциплиной, помогает младшим, когда те затрудняются в выполнении заданий.
Между тем, в классе действует система чередования поручении, чтобы каждый ребенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.
У нас есть физорг, санитар, цветовод, Самоделкин, Карандашик, Помощник учителя. Иногда одну роль выполняют два ребенка. В такой микрогруппе легче работается. Старший помогает младшему, или уверенный в своих силах ведет за собой того, кто застенчивее. Меняемся поручениями каждую четверть. А иногда и чаще, это зависит от желания детей. Ежедневно дети исполняют обязанности дежурного по классу, независимо от поручения .
В нашей школе есть свои традиции, которые бережно сохраняются и преумножаются каждый год, обучающимися, педагогами и родителями. Традиционными являются мероприятия как Праздник первого звонка, Праздник Осени, День Матери, Новогодние утренники, Уроки Мужества, День Здоровья, Прощание с Азбукой, Прощание с начальной школой, акция « Покормите птиц зимой!», « Чистота - залог здоровья», познавательно-развлекательные мероприятия . Каждое такое КТД требует большой подготовки. И без помощи детей и родителей здесь просто не обойтись.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. И каждый новый ученик, приходя в класс, учится тому, что было заведено раньше.
В этом учебном году у нас слились два разных коллектива, в каждом из которых до этого были сформированы свои особенности взаимоотношений, свои правила, свой уклад жизни. Поэтому одним из первых коллективных дел для нас стало создание общих ЗАКОНОВ класса.
1.Иди в школу с хорошим настроением. Пусть школа тебе будет в радость.
2.Учись не для кого-нибудь, а для себя. Чем больше знаешь, тем интереснее с тобой друзьям.
3.Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других.
4.Задумал — предложи, пообещал - выполни, пригласил — не заставляй себя ждать, не подводи товарищей.
5. Забота о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни друзей – один из главных законов.
6. Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
В самоуправлении самое главное, это совместное планирование и подведение итогов работы. Иначе, всё это теряет смысл. В начале каждой четверти на первом классном часу мы планируем, какие мероприятия, какую работу нужно будет провести в предстоящий период, распределяем обязанности. Совместно готовим мероприятия (под моим чутким руководством!), проводим. На следующий день обсуждаем, подводим итоги: что получилось, кому понравилось, как по-другому можно было бы организовать тот или иной момент. Здесь дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее и ответственнее. На родительских собраниях практически всегда присутствуют все, так как у нас всего пять семей. Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний. Они всегда помогали в ремонте школы, участвуют в подготовке к школьным мероприятиям, совместно с родителями в конце учебного года организуем поход на природу.
В ходе познавательной и практической деятельности дети в нашей школе, как в многодетной семье, постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы и оценивать результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду повторять за старшими, следовать их примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу младшего тому, что умею сам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»
Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...
Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...
Воспитательный план на учебный год для класса-комплекта (2-3 класс) малокомплектной сельской школы.
Воспитательный план предназначен для классных руководителей классов-комплектов сельской школы. Воспитательная работа на учебный год спланирована по т напрвлениям: здоровье, интеллект, общение и досуг,...
календарно-тематическое планирование уроков музыки в малокомплектной сельской школе
Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго покол...
Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».
Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И....
Организация обучения математике в малокомплектной сельской школе
Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Уроки пров...