Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».
статья на тему

Поршина Ольга Ивановна

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Пичпандинская СОШ»

2014-2015 уч год

доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И.

 Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.

   Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…».

 

      Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.

      Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения едины как для сельской и городской  школы, так и для сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.

Отличия малокомплектной школы.

  1. Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.
  2. Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем – самостоятельная деятельность – работа с  учителем.
  3. Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и время составляет от 15 до 30 минут.

Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:

  • самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знаний;
  • упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации;
  • различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

    При подготовке к уроку учитель должен:

  • всегда рационально планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу учащихся,
  • учитывать, что темп работы не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее записать на карточке или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без особых напоминаний.

 Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при её проведении соблюдать следующие условия:

  • При проведении самостоятельной работы необходим полный инструктаж  по её содержанию.
  • Целесообразно использовать памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.
  • Дифференциация.  Дифференцированное обучение является формой индивидуального, невозможного без знаний и учёта особенностей учащихся. При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.

Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го класса – даётся карточка со словосочетаниями для всех, но

1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные буквы,

2 уровень –дополнительно  выписывают имена прилагательные,

3 уровень – дополнительно составляют предложения с данными словосочетаниям и подчёркивают главные члены предложения.

    Либо оба класса пишут математический диктант: 15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

Первое задание даётся для 1-го класса. А другое – для 3-го класса. Каждый выбирает то, что им нужно.

Учащиеся первого класса должны обвести однозначные числа       , а двузначные -         .

Учащиеся третьего класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел, а во второй – сумму однозначных.

    «Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного конца».

                     

Формы организации обучения.

   Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

     Обучение и общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает.

     Общение может происходить непосредственно и опосредованно.

     Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает, пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не сотрудничает.

     Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:

  • Парная (в общении участвуют только два человека).
  • Групповая (один говорит, два и более слушают).
  • Коллективная (работа в парах переменного состава).

  Учитель сам выберет  такую  форму  работы,  которая  помогает  каждому ребёнку раскрываться как личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.

Типы урока

  • Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал.
  • Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом – только повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.
  • Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.

  Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.

     Например, в условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений. Деятельность учителя распадается на два этапа введение и обобщение или подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанных единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

     В малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной работе.

    Каждый учитель должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание работы на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого этапа урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация работы учащихся. Для этого учитель заранее составляет поурочный план, где определяется содержание и последовательность работы не только учеников, но и учителя. Рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация такого урока складывалась следующим образом:

Этапы урока

1 класс

3 класс

Организация и содержание занятий в каждом классе.

Объяснение нового материала с меньшей опорой на пройденное.

Объяснение нового материала с большей опорой на пройденное.

Организация и содержание работы по этапам урока.

1 этап

2 мин.

Работа с учителем. 

Объяснение подготовительного задания. 

Самостоятельная работа. 

Упражнение по ранее подготовленным заданиям. 

2 этап

3 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного задания.

3 этап

15 мин

Работа с учителем. 

Объяснение нового, первичное закрепление, разъяснение заданий для последующего закрепления. 

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

4 этап

12 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

5 этап

5 мин

Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

6 этап

5 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.

Работа с учителем.

Проверка результатов работы, разбор ошибок. Задание на дом.

7 этап

3 мин

Совместная работа учащихся всех классов с учителем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Методы обучения.

       На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного метода – метода беседы. Который несколько модифицируется.

 Компоненты беседы:

  • наблюдение за специально отобранным материалом,
  • анализ рассмотренного явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к определённому выводу,
  • выведение закономерности, правила, вывода,
  • заключение учителя, содержащее в себе точное определение понятия, правила,
  • показ применения изученного в практической деятельности.

 В малокомплектной школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала – сливаются в одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и приёмы его выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам, предписаниям, заранее подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся этап выведения закономерности, вывода. Точная формулировка правила либо проговаривается учителем, либо читается учащимися в книге.

    Почти не претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского языка6 первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к написанию изложений и сочинений.

   Единственное в условиях малокомплектной  школы учитель лишён возможности многократно повторять разбор – рассуждение.

     

Пошаговое задание  - это когда каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров). Левая часть листа для заданий, а правая – ответы для самопроверки.

   Содержание 2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:

  • разъяснение и материал для выполнения практического упражнения;
  • предписания о приёмах и последовательности переработки данной порции учебного материала или выполнения практической работы;
  • подкрепление в виде правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность результатов выполненной работы;.

      Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических действий, предусмотренных учебным заданием.

      Почти в каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия ученика на применение умственной порции новых знаний или повторяемого материала.

    Ученик получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны. Выполнив одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом открывается текст для проверки.

Сегодня ты познакомишься с предложениями, в которых дословно передаётся чья-либо речь. Спиши предложение. Найди в нём дословно переданные слова пионервожатого. Подчеркни их двумя чертами

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

Слова пионервожатого переданы дословно, так как они были сказаны пионервожатым, - это прямая речь.

Прочитай предложение. Найди в них прямую речь. Подчеркни её двумя чертами.

  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».
  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».
  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».
  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».

 Использование лингафонной  установки можно заменить обыкновенным плейером.  Наушники позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что в это время происходит в другом классе,  + такое слушание звукозаписи никак не отражается на работе остальных учеников. Имитация работы с учителем: по указаниям, записанным на плёнку, пишут словарные  и выборочные диктанты, проводят грамматический разбор, работают над текстами рассказов и стихов, решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.

Строение: даётся порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради результаты своей работы. Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся новое задание, вопрос или новая порция материала. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого ученика в заданном ему темпе.

    Работа по звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной  работы, так как

  1. требует большого напряжения внимания учеников и высокой интенсивности труда, следовательно её не следует давать на уроке более чем на 10-15 минут,
  2. необходимо предоставлять ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда заданий на уроке, без этого нельзя сформулировать установочные навыки.

        Во многих случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий объём будет значительно большим. более разнообразными  могут быть и функции учебных звукозаписей.

В малокомплектной школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.

Например:

Задание в массовой школе: Прочитай слова, начинающиеся с гласной буквы.

Задание в малокомплектной школе: 

Прочитай про себя слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.

   Изменения методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:

  • предупредительный диктант – учитель предлагает вспомнить какое-то правило и «продиктовать» на это правило свои примеры, можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует время их работы для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики коллективно или индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют орфограмму.
  • Объяснительный диктант – под диктовку учителя ученики записывают предложения, а потом по заданию вспоминают или отыскивают в учебнике правило, определяющее правописание указанных учителем слов, и проверяют нужные орфограммы. Коллективно под руководством учителя выясняют, верно ли выполнили работу.
  • Эффективен в условиях малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся сами составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами, заранее написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.

 Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени получать сведения о знаниях всех учеников.

Рекомендации учителю:

  • Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.
  • Длительная непрерывная  самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
  • Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её итоги.
  • Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап (самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою работу на уроке.

Планируя непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:

  • Краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме краткого устного опроса).
  • Объяснение материала на основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик усвоению новых знаний. При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.
  • Первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приёмов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений.
  • Обобщение изученного материала  (по теме или разделу программы) с осуществлением необходимых внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.

Организация учебных занятий.

Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим вариантам:

1 вариант. 

1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.

3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.

5 и 6 уроки – по 35 мин.  с 3-м кл.

2 вариант.

1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом

4 урок – по 40 мин. с обоими классами

5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.

   В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен, но, если работу учителя грубо брать за 24 академических часа в неделю, то это будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться 230 мин (3часа 50 мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы часть дня, заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше, чем за 40 минут совместных занятий. Астрономическое время учителя практически будет соответствовать норме ставки.

Требование к учебному оборудованию.

  1. Оборудование классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны предоставлять ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени заменять их в ходе урока;
  2. Учебные аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с одним классом не мешало работе учеников другого класса.
  3. Наглядные пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности и способах её выполнения

Использованная литература.

  1. В.П.Стрезикозин «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» - 1968 г.
  2. В.П.Стрезикозин «Урок в сельской малокомплектной школе» - 1972 г.
  3. Статья А.И.Филимоновой «Организация общения…в условиях сельской малокомплектной школы» - 1998г.
  4. «Организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе». Метод.материалы. Хабаровск – 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Доклад на тему:«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования»....

Доклад по теме: "Работа учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям"

В данной работе изложены специальные меры по со­хранению и укреплению здоровья школьников, созданию здо­ровьесберегающих условий обучения....

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Доклад на тему "Работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Основные  направления деятельности в работе с ОД...

Доклад на тему: " Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным образовательным стандартам" (с презентацией).

В докладе раскрыты следующие темы:- требования ФГОС к современному учителю;- основные компетенции современного учителя;- новизна стандартов второго поколения и современного урока....

Доклад на тему: Работа с одарёнными детьми в начальных классах

Доклад представлен на районном семинаре учителей начальных классов....

Модель эффективной работы с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися начальной сельской школы посредством включения в общественно-полезную деятельность.

На современном этапе развития отечественной педагогики проблемы воспитания социальной активности личности рассматриваются преимущественно через призму общечеловеческих ценностей. При этом, чем младше ...