Направления по совершенствованию качества знаний в начальной школе.
статья на тему
Направления по срвершенствованию качества знаний в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_po_sovershenstvovaniyu_kachestva_obrazovaniya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления по совершенствованию качества образования в начальной школе.
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Киплинг
Педагогическая деятельность учителя – это результат его творческих поисков, опыта практической работы и качество образования его учеников.
Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по- своему.
Как же повысить качество образования?
По мнению педагогов нашей школы, качество образования можно существенно повысить, если учебный процесс в школе осуществляют педагоги – профессионалы, умеющие применить на практике педагогические подходы.
Технологии и методики, применяемые в начальной школе:
*технология личностно-ориентированного образования
Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
*технология уровневой дифференциации
Именно дифференцированное обучение способно создать максимально благоприятные условия для развития учебной мотивации учащихся и (как следствие) повышение качества обучения.
*технология игрового обучения
В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
* проектная деятельность
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять,прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
*исследовательская деятельность
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:
исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.
*технология сотрудничества
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
*здоровьесберегающие технологии
Технология сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы(рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления).
Релаксация (можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.)
Гимнастика пальчиковая(рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).
Гимнастика дыхательная(обеспечивать проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры).
Офтальмотренажеры; различные ориентиры, по которым дети «путешествуют» глазами
В зависимости от сюжетной части урока меняется задание, выполняемое с ориентирами: «Урок – путешествие в Лето» - дети следят за полетом бабочки; «Урок – морское путешествие»- за движением морской волны; «Урок – игра «В гостях у тетушки Осени»- за полетом листика.
Технология обучения здоровому образу жизни
Использую методики:
«Гимнастика маленьких волшебников» - игровые упражнения. Увлеченно включаясь в игру, дети наперебой предлагают свои варианты движений, что уже само является началом творчества.
Включаю в уроки упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук и т.п.
Различные физкультминутки на уроках – это не просто набор физических упражнений, а неотъемлемая часть урока, плавно вливающаяся в него. Состав упражнений зависит от особенностей урока. Проводится на положительном эмоциональном фоне.
Технология сохранения и стимулирования здоровья
при организации перемен:
Подвижные и спортивные игры (игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения).
Динамические перемены (рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления).
Используемые здоровьесберегающие приемы и средства, оздоровительные действия при проведении уроков можно назвать оздоровительными, так как они позволяют сохранять высокую работоспособность и отодвигать во времени начальные признаки утомления.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться роста успеваемости по предметам, развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширить валеологические знания учащихся, а главное сохранить и укрепить их здоровье.
*информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
В нашей школе создана необходимая материально-техническая база для использования ИКТ не только на уроках информатики, но во всех направлениях образовательной деятельности. Имеется компьютерная техника, учащиеся имеют свободный доступ в Интернет, педагоги создают предметные коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
С помощью школьных нетбуков можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для творческого развития. К тому же приобщение школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психологических процессов ( восприятия, мышления, внимания, логики). К тому же работа с нетбуками предусматривает работу в группах, то есть создание условий к совместной деятельности. Это сотрудничество помогает ученикам достичь больших успехов в обучении, поскольку они должны задавать вопросы, обсуждать идеи, исследовать возможности и пути решения, учиться размышлять, помогать друг другу, приобретая тем самым важные социальные навыки. Многие дети постоянно играли в компьютерные игры и даже не подозревали, что компьютер можно еще как-то использовать.
Также нельзя недооценивать роль интерактивной доски в повышении эффективности обучения. Использование ее позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Это оборудование поддерживает атмосферу оживленного общения, вызывает дискуссии, что существенно повышает эффективность урока при ознакомлении учащихся с новым материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ качества знаний учащихся начальной школы по итогам года
Материал к итоговому педсовету, отображающий качество работы учителей начальных классов....
Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.
Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...
Мониторинг успеваемости и качества знаний в начальной школе
Эта работа – попытка показать учителям, что система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализ...
Пути повышения качества знаний в начальной школе
Шичиях З.Ю. "Пути повышения качества знаний в начальной школе"...
Тестирование как один из методов контроля качества знаний учащихся начальной школы
Тест - это средство, позволяющее выявить уровень качества усвоения материала. Различают несколько видов тестов.Избирательный тест, и его виды....
«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»
Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности. Для достижения этой цели я использую технолог...
Оценка качества знаний в начальной школе.
Оценка качества знаний в начальной школе...