Конкурс "Учитель года -2017"
статья по теме

Салий Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс УМК «Планета знаний»

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок 66.

Тема:  Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель:

  • развивать умение распознавать однокоренные слова;
  • находить и выделять в словах корень;
  • уточнить представление о признаках однокоренных слов;
  • развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз).

Ведущие виды деятельности на уроке:

  • творческий;
  • проблемно – поисковый;
  • продуктивный.

*  цифрой обозначено универсальное учебное действие, формируемое на определенном этапе урока, в зависимости от цвета меняется вид УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Н – необходимый уровень;

П – повышенный уровень.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ΙI.

Актуализация знаний.

3 *

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

– Здравствуйте ребята, у нас урок русского языка.

– Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1   3   3

Рассмотрим маршрутный лист в учебнике стр 60-61.

– Куда отправляется Дима Иванов? Чему он удивился?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько лексических значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Познавательные УУД

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1  3  3

– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV.

Развитие умений – применение знания.

V.

Физминутка

 

VI.

Первичное усвоение новых знаний

  3  5  3  1  4

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.(Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

–Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника стр. 80.

– Что для вас было новым? Непонятным?

- Ребята, посмотрите на доску, какую надпись вы прочитали? (Динамическая пауза). Пришло время провести физминутку.

- Возвращаемся на места, продолжаем работу.

3  5  3  1  4

2. Работа по учебнику.

Упр. 1 стр. 80 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.

– Можно ли эти слова назвать однокоренными?

– Какими двумя признаками должны обладать эти слова?

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 2 стр. 80 – развивается умение находить корень и обозначать его в словах.

- Однокоренные ли это слова? Докажите.

- Соберите в семейки «однокоренные» слова.

- Проверьте, чтобы в корнях однокоренных слов были написаны одинаковые гласные. Подчеркни их.

3. Работа в Рабочей тетради.

Задание № 1, раздел 4.

– Впишите названия частей речи в таблицу.

– Выделите в словах корень.

– Могут ли слова разных частей речи быть однокоренными?

– Сделайте вывод.

4. Работа в группах

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VII.

Итог деятельности.

VIII.

Рефлексия.

4  4 – Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».  

2  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

IX.

Домашнее задание.

 Н. Задание № 2, раздел 4 в рабочей тетради.

 П. Придумайте свою сказку про корень. (По желанию.)

 



Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс УМК «Планета знаний»

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок 67.

Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цель:

  • развивать умение находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов);
  • находить и выделять в словах корень;
  • развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, карточки-тексты с определениями корня и заданиями, цветные круги (гимнастика для глаз).

Ведущие виды деятельности на уроке:

  • творческий;
  • проблемно – поисковый;
  • продуктивный.

*  цифрой обозначено универсальное учебное действие, формируемое на определенном этапе урока, в зависимости от цвета меняется вид УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные).

Н – необходимый уровень;

П – повышенный уровень.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ΙI.

Актуализация знаний.

3*

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, вы готовы.

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

– Здравствуйте ребята, у нас урок русского языка.

– Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  3   3  1

1. Мини-опрос.

– Есть такое определение в стихах:

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

– Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.)

– Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем.

– Что такое корень слова?

– Назовите однокоренные слова с корнем -бел- на основе задания № 3, раздел 4 в Рабочей тетради.

– Докажите, что однокоренные слова могут быть разных частей речи.

2. Словарная работа.

– Подберите однокоренные слова к данным:

I вариант томат.

II вариант карандаш.

– Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

 

V.

Физминутка

1   3    3

1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 7 стр. 82).

После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:

– Одинаковый ли корень в словах дорога, подорожник, путь, дорожный? Почему?

– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие- эти слова синонимы, но слова не являются однокоренными.)

– Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)?

– Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?

– Составим план урока.

  1. Какие слова можно назвать однокоренными?
  2. Нахождение по заданному корню однокоренных слов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Открытие нового знания.

На основе упр. 8 стр 82.

 – Прочитай, заменяя рисунки однокоренными словами.

–  Все ли слова являются однокоренными? (Нет. Помимо общего корня должен быть общий смысл)

– Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Ельник, ель, еловые)

– Как это доказать? Ваши предложения.

Выслушиваются мнения учеников.

– Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов: ельник – место где растут ели, еловые- шишки, которые растут на ели, ель- хвойное дерево ,через другие слова объяснить нельзя.

– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?

– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

– Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.

- Ребята, посмотрите на доску, какую надпись вы прочитали? (Динамическая пауза). Пришло время провести физминутку.

- Возвращаемся на места, продолжаем работу.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI.

Развитие умений – применение знания.

3  5  3  1  4

1. Игра «Рассели жильцов».

На доске два домика. В первом живут родственники с корнем

-лёд-, а во втором – с корнем -винт-.

– Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

I вариант -лёд-.                        работа в парах

II вариант -винт-.          

Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.

– Какие слова «остались на улице»? Почему?

2. Работа в Рабочей тетради.

Выполнение задания № 4, раздел 4.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

VII.

Итог

деятельности.

4   4

– Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах?  

VIII.

Рефлексия.

2   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Н. Задание №  5, 9, раздел 4 в рабочей тетради.

П. Подумайте и нарисуйте «друзей», которые могут быть у корня.



Предварительный просмотр:

   Эссе «Я - учитель Прикумья»

Салий Елены Александровны учителя начальных классов

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь

Буденновского района” Ставропольского края

   

       Сколько в мире тайн? Никто не даст ответ на этот вопрос, хотя человек по своей сути стремится познать все неизвестное. Я постараюсь приоткрыть одну из тайн общества.

Все мирозданье начинается с УЧИТЕЛЯ. Учителя - человека, учителя – личности, учителя – матери… «Но почему вы считаете, что учитель - это тайна?» - спросите вы меня. Это такой же человек, как и любой другой! Позвольте не согласиться! В каждом учителе кроется загадка! Восхищенными газами я смотрела на своих учителей. Они были необычными людьми, светились теплым, манящим светом, светом своего огромного сердца. Они манили своими глазами, в которых плясали озорные огоньки. В жизни каждого человека были такие люди, на которых хотелось быть похожим. Такой была моя первая учительница. Во что бы то ни стало, я решила разгадать тайну учительской души. Знала ли я тогда, что стану учителем? Думаю, да. Иначе быть не могло. К тому же мне всегда казалось, что в каждом человеке с самого момента рождения заложено его личное предназначение в жизни, его место в ней, его определённый спектр деятельности. Кто-то находит истинное наслаждение в математике, кто-то парит в танце, кто-то утопает в искусстве и красках, кто-то строит, кто-то учит и воспитывает. Главное, чтобы хотелось работать с детьми, если выбран путь учителя. Весь смысл в том, что нужно работать. Работать с детьми, работать над самим собой. Непременно. Каждый день.

       Прошли годы…Сегодня я - учитель. Помню, как пришла в школу в первый раз. Пришла не в чужой класс, в класс к своей первой учительнице. Именно она стала моим наставником, еще раз повлияв на мою судьбу. Второклассники, сидевшие за партами, разглядывали меня вежливо и внимательно. А мне стало страшно! Вмиг улетучились приготовленные заранее слова, чётко спланированные (как учили!) этапы урока. Кто я и что способна дать им? Знания? Тот, кто этого желает, получит их и без меня. Сама того не подозревая, я задумалась над собственной концепцией обучения. Навязчиво делиться знаниями, формально требовать их усвоения - верный путь назад, к отправной точке. При таком подходе не то что ученик, учитель перестаёт развиваться.

       Весь свой первый урок я отчаянно посвятила раскрытию самых простых «тайн». Рассказала ребятам о том, как сама еще недавно была ученицей, а сегодня вернулась в родную школу учителем. А уже на следующем уроке я не менее отчаянно и восторженно читала им стихи … то В.Маяковского, то С. Есенина, то А. Пушкина.А потом, вспомнив, что передо мной второклашки, начала читать К. Чуковского. Какая уж там методика! Но вот что странно: когда я встречаюсь с моими первыми учениками, они восторженно пересказывают мне тот, мой первый урок, на мой взгляд, совсем неудачный. Но ведь запомнился, же он им чем-то?!

Я- учитель Прикумья. Для меня это много значит. Я горжусь, что родилась и выросла именно на этой земле, пусть на карте России Буденновск лишь незаметная точка, но для меня это место особенное. Здесь мои корни, здесь люди, которые повлияли на становление моей личности. Это Родина моих предков. Это моя малая родина. Прикумская земля издавна славилась своими мастерами, ремесленниками и учителями. Мне кажется, что именно учитель является связывающим звеном истории. Ведь на уроках ребенок впервые узнает о своей малой родине. Дети узнают ценность человеческой жизни, читая местные газеты, встречаясь с ветеранами войн. Они учатся уважать людей, гордиться своими земляками. Каждый учитель учит детей любить свою малую родину, учит быть думающими патриотами, ответственными гражданами, настоящими людьми. Эти задачи и я ставлю перед собой.

      Мне, учителю, присущи такие жизненные позиции, как открытость мира, альтруизм, вечный поиск истины и добра, быть всегда молодым, идти в ногу со временем, не бояться трудностей. Без таких установок трудно быть учителем. Да, эти вечные трудности! Зачем усложнять себе жизнь?!

      Пусть кто-то другой спасает мир! Берет на себя ответственность за молодое поколение. Ведь этот самая большая ценность в жизни - НАШИ ДЕТИ! Что важнее для человека, для учителя, для матери, чем здоровое молодое поколение?

      Я работаю с детьми, и это - настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Но одновременно с этим - огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимное уважение. Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, добрые, любопытные глаза оценивают каждый мой жест, поступок, взгляд. Они многого ожидают от меня!..

      Я не просто учитель! Я – первый учитель!

      Вы когда-нибудь видели, как впервые в школу заходит первоклассник? Нет? Тогда вы многое потеряли. Это замирание сердца. Это распахнутые глаза в восторге от нового, неизведанного и таинственно манящего. Эти огромные глаза смотрят на тебя с надеждой, что ты им станешь не только учителем, но и очень хорошим другом. И вот этот первоклассник робко, чуть дыша, протягивает тебе свою крохотную ручонку. Он доверился тебе!

        В классе много детей. Какие же они все разные! А кроме детей мне должны довериться еще и родители. Именно от меня зависит, как дети и их родители будут относиться к школе.

Я учу детей, а они учат меня. Учат искренности, открытости, непосредственности. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. И я учусь! Учусь у коллег, у своих родителей, у детей… А ведь именно это и есть самая главная тайна учителя! Способность начинать с чистого листа. Каждый раз заново, не оглядываясь на прошлое.

Девиз моей работы «Самое интересное и ценное в этом мире - человеческая личность», то есть не все вместе, а каждый. Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Вот и я стараюсь рассмотреть эти «невидимые струны» в каждом ребёнке…

Я убеждена, что нет детей, которые ничего не умеют и ничего не хотят. Есть взрослые, которые не умеют и не хотят понимать детей.

      Когда я смотрю на своих учеников и их родителей, то вспоминаю известную притчу«О сосуде жизни и камнях». Я представляю себе, что каждый ребёнок – это крупный камень. Камни все разные: есть отшлифованные, сверкающие каждой своей гранью, есть необработанные и грубые…Родители моих учеников – это средние камни. Они тоже бывают разные! Но крупные и средние камни не могут плотно прилегать друг к другу в «сосуде школьной жизни». Поэтому нужны мелкие камешки, песок, которые заполнят всё свободное пространство в сосуде… Мелкие камни – это и есть мы, учителя! Только мы можем сблизить родителей, детский коллектив и школу!

       Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для учеников. Я надеюсь, что моя мечта сбылась!

       Все- таки, учитель – это тайна, раскрыть которую под силу только горячим детским сердцам!



Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Салий Елены Александровны учителя начальных классов

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 села Красный Октябрь Буденновского района”Ставропольского края

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,

кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»

Э.Тоффлер

     Современное качество образования по чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для: самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений  о прочитанном произведении; самостоятельного выбора  и определения содержания  книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

      Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Методическая тема, над которой я работаю - «Формирование читательской компетенции учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС».

       Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

      Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

       Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.      

 Я работаю по УМК  «Планета знаний». Это УМК позволяет решать  задачи по развитию читательской грамотности:

  • понимать коммуникативную цель чтения текста;
  • фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов,  полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
  • определять  основную мысль текста;
  • дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  • выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
  • комментировать и оценивать информацию текста.

В каждом из разделов рабочей программы  содержатся обязательный ("научится", "сможет") и повышенный ("получит возможность научиться") уровни результатов освоения интегрированной программы.

       На  этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить  его адекватность сформулированному запросу.

       На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении (со взрослыми и сверстниками), работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

       На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования).

       На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование   особенностей  памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

       Кроме уроков литературного чтения, главной задачей которых является работа с художественным текстом, в нашей школе уже 2 года идет реализация курса «Я - читатель» во внеурочной деятельности. Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что современные дети относительно мало читают. Телевидение,  видео и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Кроме этого наблюдается недостаток живого общения со сверстниками, взрослыми. Возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Все это препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.

Отличительной особенностью курса «Я - читатель» является процесс формирования «грамотного читателя», который включает в себя не только повышение качества чтения, но и уровня понимания прочитанного. Именно уроки грамотного чтения предполагают работу не только с художественными текстами, но и других жанров.

      Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

      Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное  преподавание, новизна учебного материала, использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию  при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.Те приёмы учебной  работы, которые  мною используются,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение

      В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ)

В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения: 

  • Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

  • Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

  • Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

        Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний: 

  • Прием  «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?

        Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске  

  • Прием  «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов.

  • Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

«Да - нетка» учит:

  1. связывать разрозненные факты в единую картину;
  2. систематизировать уже имеющуюся информацию;
  3. слушать и слышать соучеников.

Приемы графической организации учебного материала: 

  • Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

         На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное

и знак “-” там,  где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием «Синквэйн» и   «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это  универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания  для осмысления изученного на уроке.  В своем классе  использую два алгоритма написания таких стихотворений.

 

  • Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

  • Прием « Пятиминутное эссе»

        Этот вид письменного задания применяется   в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Методы и приемы, используемые при групповой работе: 

  • Метод  «Шесть шляп критического мышления

          Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

        Цель  - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

  • Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

  • Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

          Маркировочные таблицы: 

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные   сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.  

        Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

        На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

  • Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения и размышления».

Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на Всероссийский конкурс муниципальный этап " Учитель года-2017"

В эссе я постаралась раскрыть  понятие учитель. Роль учителя в образовательнос процессе ....

доклад на Всероссийский конкурс " учитель года 2017" муниципальный этап тема: " Технология развития критического мышления"

Доклад на тему : " Технология развития критического мышления " с примерами работы в начальной школе...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Выступление на конференции к конкурсу "Учитель Года 2017"

Здесь находятся краткие сведения  и  методические рекомендации по теме " Формирование  читательской самостоятельности младших школьников"...

Итоги года 2017-2018 учебного года

Итоги года 2017-2018 учебного года...