Выступление на конференции к конкурсу "Учитель Года 2017"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Здесь находятся краткие сведения  и  методические рекомендации по теме " Формирование  читательской самостоятельности младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ :

 «Формирование читательской самостоятельности на уроках чтения в начальных классах»        

Подготовила: учитель начальных классов

 Сальникова Е.А.

СОШ №1 им.Октябрьской революции

СЕВСК, 2016 г.


Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.

Можно сформировать у младших школьников устойчивый интерес к самостоятельному чтению, духовную потребность в чтении, если знать логику формирования навыка самостоятельного чтения и опираться на достижения современных методик и опыт учителей-практиков.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников является важнейшей задачей современной начальной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека.

Учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности.

Известно, что от успешного овладения чтением и письмом во многом зависит весь ход дальнейшего обучения школьника.

О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенствовании.

Помните: «Корень, учения горек, а плоды его сладки?»

Учитель в полной мере вкушает горечь этого «корня» - неудачи и разочарования, ошибки и провалы, лень и капризы своих учеников, трудности в их семьях и их нездоровье… - все, что мешает ребенку быть идеальным учеником.

Именно учитель должен сделать так, чтобы каждый малыш вкусил от плода познания, почувствовал, как прибавляются силы, растет уверенность, появляется желание добиться цели.

Все, кто работает с младшими школьниками, знает, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя.

Истинное чтение – это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересов, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Поэтому я и выбрала тему для своей работы   « Формирование читательской самостоятельности у младших школьников». (1 слайд)

Цель моей работы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. (2 слайд)

  • Задачи:( 3 слайд)
  •  изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • формировать основы читательской деятельности: читательских  и речевых умений; навыков чтения (совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
  • вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
  •  апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
  • развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;
  •  сформировать навык чтения на высоком уровне;
  • прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детских книг;
  • консолидировать усилия педагогов, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.
  • Актуальность заключается в следующем:(4 слайд)
  • Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
            Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Объект исследования – читательская компетентность младшего школьника

Предмет исследования – процесс формирования читательской компетентности( 5слайд)

Вместе с тем, когда я планировала сроки реализации своей работы (2015-2017г.), я планировала и результаты: 

Планируемые результаты: ( 6 слайд)

  •  повышение успеваемости и качества знаний по литературному чтению
  • совершенствование уровня сформированности техники чтения
  • положительная динамика мотивации чтения
  • раскрытие творческих способностей детей
  • расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей

применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой  и познавательной деятельности.

Этапы реализации работы: 

    I этап – аналитический (август – октябрь 2015 г):(7 слайд)

  • изучение состояния проблемы в теории и практике начальной школы;
  • систематизация дидактического материала;
  • выработка стратегии;
  • входной контроль:
  •  - методы опроса (беседы, анкетирование);

II этап – внедренческий (ноябрь 2015 г. – март 2016 г.):(8 слайд)

  • разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения
  • разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников
  • осуществление совместной работы с родителями и библиотеками

Я применяю следующие МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:(9 слайд)

Творческие задания практического действия

  • Работа с иллюстрацией к тексту
  • Рецензирование детьми созданных рисунков
  • Лепка и аппликация
  • Книжки- самоделки

Перед вами творческие работы детей. Можете посмотреть. В первом классе на уроке чтения при изучении букв разрабатывали творческие проекты. Работа проходила под контролем учителя и родителей. Дети занимались лепкой, аппликацией, а так же изготовляли книжки- малышки. Изготовление книжек- малышек применяется и сейчас. Например, при изучении раздела «Устное народное творчество», «О братьях наших меньших»и т.д.  При изучении того или иного произведения мы организуем выставку рисунков.

На уроках литературного чтения я использую:

  • Упражнения на определение смысловой структуры текста:(10 слайд)
  • Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается)
  • Работа с деформированным текстом

   - собери рассыпанные слова в предложение

   - собери предложения (пословицы) из частей

  •  Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой  смысловой части текста.
  • Дополни предложение…

Упражнения на повышения уровня внимания и памяти: ( 11 слайд)

  • подчеркнуть в ряду буквы;
  •  найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их;
  •  найти общее понятие для  слов каждого ряда;
  • прочитай справа налево;
  • чтение отрывка через слово;
  • чтение отрывка в перевернутом виде;
  • восполнение пропусков букв в словах;
  • поиск в тексте заданных слов.
  • .

Задания творческого характера речевой деятельности: ( 12 слайд)

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту
  • Творческое  пересказывание
  • Продолжение произведения (придумывание конца)  
  • Творческое сочинение
  • Словотворчество
  • Работа с читательским дневником

Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения: (13 слайд)

  • Работа с кроссвордами
  • Составление викторин
  • Драматизация

                      «Живые картинки»

  • Составление сказочных объявлений и телеграмм

Я очень часто применяя нестандартные уроки. Они очень интересны детям.

  • Урок – сказка            
  • Урок – путешествие
  • Урок – КВН
  • Урок – соревнование
  • Урок – исследование
  • Урок – деловая игра
  • Урок – проект
  • Урок - экскурсия

Урок-сказка  и урок-путешествие применяется очень часто. Дети любят отправляться в сказку и путешествовать. Уроки –КВН, уроки-соревнования, уроки-исследования используются частично, они будут чаще применяться в старших классах. Урок-проект используется почти на каждом этапе обобщения и повторения пройденного материала. Урок- экскурсия использую особенно при изучении времен года.

В подготовке к уроку чтения не должно быть мелочей. Текст учителем должен быть изучен, как говорится, и вдоль и поперек.

Огромное значение имеет чтение учителя на уроке. Как только дети научились читать, я предлагаю найти в прочитанном предложении, тексте слова, которые им понравились, объяснить их значение. С увеличением количества читающих детей в классе задания усложняются: найти предложение, прочитать товарищу.

Чтобы ребенок стремился работать на уроке, не забывайте его удивлять: расскажите необычные факты из биографии писателя, поэта;

А дома ребята с интересом читают биографии авторов; приносят в школу книги, ведут читательские дневники, посещают школьную и районную библиотеки, работают с книгами в домашних библиотеках.(15 слайд)

  • На 3 этапе , который называется оценочный проводится :
  • проверка техники чтения
  • Диагностика по выявлению круга интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
  • Диагностика уровня развития читательских умений младших школьников

Всю эту работу нельзя проводить без самостоятельного чтения учащихся.

Из опыта своей работы хочу сказать, что самое главное – это влюбить ребенка в слово;

И тогда мы можем сделать следующий вывод:

1.Повысится уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению ;2 Будет происходить расширение читательского кругозора учащихся;

3.Повышение интереса и активности учащихся не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках;

4.Освоение норм культурного поведения посредством образов литературных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Выступление на конференции

Выступление в г. Усть-Лабинске на региональной конференции «Тенденции развития образования» 8 июня 2012 года по теме "Методическое сопровождение и контроль при проведении уроков с ИКТ"....

Выступление на конференции "Оскольский край в годы войны"

В данном выступлении собран краеведческий материал о военных годах Оскольского края....

Положение об XI открытой городской эколого-биологической конференции «Юные исследователи» 2016-2017 уч. г. для учащихся 1-4 классов ОУ Санкт-Петербурга.

Данное положение определяет проведение и участие в конференции. Особенностью этого года является проведение мероприятия в течении трёх дней, возможность участия для иногородних жителей (конкурс являет...

Итоги года 2017-2018 учебного года

Итоги года 2017-2018 учебного года...