Мастер класс "Технология кейса"
учебно-методический материал на тему

Бойкова Ирина Николаевна

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Технология кейса»

Цель:

 Ознакомить слушателей с кейс – технологией и возможностями применения в образовательном процессе

Программа  

1 этап – мотивационный (5 мин)

2 этап -  теоретический (до 15 мин)

3 этап – практический тренинг (30-40 мин)

  • Анализ ситуации (10 мин)
  • Дискуссии в группах ( 10 мин)
  • Представление решения творческой группы и обсуждение вариантов оптимального разрешения проблемы (10 мин)
  •  Обобщение результатов. Подведение итогов ( 5 мин)

Содержание

1 этап. Мотивационный. 5 минут. 

  1. Приветствие участников мастер – класса.
  2. Методический приём «Паутина ожиданий» (высказывания участников фиксируются на доске)

2 этап. Теоретический. 15 минут.

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Предлагаю несколько трактовок понятия «кейс»:

  1. в ДО может представлять собой технологию обучения, построенную на таком учебно-методическом комплексе, задача которого обеспечить необходимым набором информационного, методического материала и осуществить контроль за самостоятельным усвоением знаний по конкретному предмету. [И.Н. Розина, 12.02.02] 
  1. поставщик образовательных услуг, обучающий по заочной/дистанционной форме обучения, формирует набор литературы, методических пособий, задачников, учебных планов и т.п. В общем всего того, что нужно обучаемому для прохождения выбранного(ых) курса(ов). Все это аккуратненько запаковывается в чемоданчик и на первой постановочной очной встрече передается обучаемому.... А case это как раз тот самый чемоданчик, переданный обучаемому. Соответственно case-технологией - все что описано выше. [В.И. Чепегин, 12.02.02] 
  1. чемоданчик с учебно-методическими материалами [В.В. Лаптев, 13.02.02] 
  1. метод обучения с чемоданчиком, но без учителя, называется самообучением. А чемоданчик - это как бы такой изощренный самоучитель в современном исполнении (методички+книжки+CD+кассеты+...). [Л.А. Хачатуров, 16.02.02] 
  1. учебный процесс рассматривается как набор бизнес-процедур, из которых строится бизнес-модель обучения. [Л.А. Хачатуров, 16.02.02] 
  1. вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом [URL: http://db.informika.ru/do/up/] 
  1. Вот как описывается эта часть процесса разворачивания дистанционного курса в UK OU, роли и действия участников у одного из зачинателей открытого обучения в Англии A.W. (Tony) Bates "Technology, Open Learning and Distance Education" 1995 - p.49
    Так что предлагаемая кейс- технология в Европе и США будет называться packing (упаковка) и tutoring (консультирование), т.е. упаковка с консультированием
    [И.Н. Розина, 21.02.02] 

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников.

-        практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

-         обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

-        научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Такой кейс трудно применять в обучении обычных старшеклассников, студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Этапы создания кейса

  • Определение темы
  • Выбор объекта- конкретной ситуации
  • Определение контекста
  • Сбор дополнительного материала
  • Поиск решений, обсуждение сценариев
  • Описание, редактирование
  • Формулирование вопросов

Контекст кейса

Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяется эти характеристики?» и т.д. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Сбор информации

  • Интервью
  • Включенное наблюдение
  • Анализ документов
  • Групповая беседа
  • Фокус-группа

Материалы к кейсу можно получить также  посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Что касается научного отчета, то его особенностью является актуальность и новизна материала. Эти продукты науки далеко не всегда описывают и объясняют ситуацию. Поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации. Наиболее интересные научные публикации могут выполнять в кейс-методе две функции: первая заключается в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить составляющими кейсов посредством включения в их ткань, а вторая - в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Таким образом,

данный метод 

  ориентирует на решение практических задач;

  улучшает владение теорией;

  и правилам ведения дискуссии;

  развивает коммуникативные навыки;

  доказывает отсутствие идеального решения в управлении;

  развивает навыки стратегического анализа;

  развивает навыки разработки и оценки альтернатив;

  развивает аналитическое мышление.

Структура кейса

  • Введение
  • Описание проблемы
  • Материалы для решения
  • Сценарии решения

Введение

«Вызов» - небольшое вступление, сюжетная завязка, интригующая читателя:

  • Резюме
  • Краткое изложение кейса
  • Исходная позиция
  • Глоссарий терминов
  • Ключевые моменты
  • Формулировка вопроса

Описание проблемы

  • Контекст
  • Случай
  • Факты
  • Решения

Послесловие
(дополнительная информация)

  • База данных
  • Приложения
  • Ссылки
  • Библиография
  • Список контактных организаций

Что такое кейс?

   Кейс (ситуация) - это случай из реальной жизни, который излагается студентам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом.

  Кейс предъявляется студентам как конкретная проблемная задача, которую им необходимо решить. Чаше всего такая задача не имеет правильного ответа.

  Кейс имеет свою структуру, правила написания и проведения.

  Кейс чаще всего содержит описание ситуации и заметки для преподавателя.

  Кейсы бывают двух типов: а) с готовым вариантом решения; б) без него.

  Кейс может представлять собой описание ситуации заметки для преподавателя или только описание ситуации.

Особенности хорошего кейса:

  это не просто история, а история, имеющая отношение к важному моменту в будущей профессиональной деятельности студентов;

  обеспечивает поиск решения;

  содержит противоречие;

  содержит различные точки зрения;

  заставляет думать;

  обеспечивает важные обобщения;

  не имеет единственно правильного очевидного ответа;

   содержит достаточно необходимых данных для решения проблемы;

  требует критического аналитического мышления от студентов;

   хорошо структурирован и легко читается (есть завязка, кульминация);

  ясно, кто должен принимать решение и почему;

  ясна последовательность предшествовавших событий;

  ясна суть дела (есть необходимые иллюстрации);

  лучше, если требуется немедленное решение, продиктованное объективными обстоятельствами, изложенными в кейсе - в этом случае создается "напряжение";

  является коротким в меру возможности и не отягощен изложением избыточной информации;

  позволяет проявить индивидуальность в решении;

  отвечает принципу доступности.

3 этап. Практический тренинг. 30-40 минут 

На этом этапе слушателям зачитывается подготовленная тренером ситуация - CASE( case.doc). Предоставляется литература:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Европейская конвенция о защите прав человека.

Анализ ситуации

- Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она… 

 Проводится краткий анализ ситуации, тренер задает вопросы на понимание:

  Какие основные группы, задействованы в конфликте?

  Какие проблемы возникли в каждой из групп?

  Какие нарушения, на ваш взгляд, были допущены каждой группой?

Дискуссии в малых группах - 10 минут 

Слушатели делятся на группы по 3-4 человека для более детального обсуждения представленной ситуации. У каждой группы на листках структура кейса:

  • Введение
  • Описание проблемы
  • Материалы
  • Сценарии решения

Каждая группа  готовится представить данную ситуацию  в виде ролевой игры, где мама школьницы:

  • отстаивает права дочери самостоятельно в школе;
  •  подает жалобу в управление образованием;
  •  заявление в суд;

через различные жанры:

  • письменный ответ на жалобу;
  • доклад;
  • объяснительная

Представление решения творческой группы и обсуждение вариантов оптимального разрешения проблемы. 10 минут 

Каждая творческая группа представляет свой вариант решения ситуации. Ответ должен быть аргументирован и желательно поддержан нормативными документами. Остальные слушатели готовятся выступить, указав достоинства представления группы, задать вопросы и высказать пожелания.

Памятка с правилами работы выставлена на слайде:

Будьте готовы отстаивать свои идеи и быть убедительным

Будьте готовы внимательно выслушать точки зрения других

Не стесняйтесь быть гибким и поддерживать идеи, которые покажутся Вам убедительными

Не оттягивайте момент вступления в дискуссию, чем дольше Вы будете ждать, тем меньше вероятность того, что Вы вообще в нее вступите

Не стесняйтесь комментировать точки зрения других участников дискуссии, задавать им проясняющие вопросы

Не бойтесь оказаться неправым

Обобщение результатов. Подведение итогов. 5 минут

Возвращаются к началу мастер – класса. Высказывания слушателей – оправдались ли их ожидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

Кейс

Кейс по технологии...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Урок по окружающему миру с применением технологии кейс-метода.

4 класс. Программа "2100". Тема урока: "Как выйти из сложной ситуации не нарушая прав челоаека"...

Кейс технологии. Исследовательский кейс.

Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...