Инновационная деятельность на базе КФУ
презентация к уроку на тему
Данный материал рассказывает о формировании читательской компетенции в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_kompetentnost.ppt | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская компетенция учащихся начальной школы сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Особенности формирования читательской компетенции учащихся начальной школы Овладение техникой чтения запоминание учениками букв своеобразия их сочетаний умений быстро различать определенную букву среди других соотносить ее со звуком узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Навык чтения умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.
Этапы формирования читательских интересов 1этап -6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. 2этап- 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. 3 этап- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.
Задачи Научить: осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения.
Этапы формирования читательской компетентности учащихся начального звена подготовительный начальный основной
Подготовительный этап этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся : воспринимать содержание детских книг на слух рассматривать книги устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи
Содержание обучения Круг чтения Правила и приемы сам-ной читательской деятельности Виды библ.-библиограф. помощи Основные понятия -детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя; книжная выставка; рисунок (иллюстрация); обложка; надписи; страницы; заглавие (книги, произведения) фамилия автора; -равномерно предст-ная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о прикл-ях и волшебстве ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух; рекомендательный плакат - понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник; -произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 стр. освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор; узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей - темы чтения; - книжная выставка.
Формирование интереса к чтению книг во время уроков литературного и внеклассного чтения во внеурочное время
Способ повышения качества чтения целенаправленное управление обучением чтению Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом
Виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения; упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение); упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя .
Техники игрового обучения: «игра в прятки»; «мнимое слово»; чтение за «диктором»; синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко»
Средства обучения: наглядные пособия; демонстрационные картины; учебные таблицы; иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок; книги; электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению показ учащимся книги, которую предстоит читать; подготовка детей к восприятию избранного произведения; чтение учителем этого произведения вслух; рекомендации к самостоятельной работе дома
Беседа особенностями литературного произведения возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений)
Беседа-дискуссия в разговоре о прочитанном произведении обращалось внимание детей на то, что относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения; мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать.
Результаты: оптимальный уровень усвоения первоклассниками содержания прослушанных на уроках внеклассного чтения произведений, о чем свидетельствовали: безошибочное воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам. интенсивно нарастающий интерес к самостоятельному чтению книг. незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения
Начальный этап это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг
Начальный этап Круг чтения Правила и приемы сам-ной чит-кой дея-ти Виды библиотечно-библиографической помощи Основные понятия детская худ-ная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением; Ориентировка в книге и в группе книг (2-3) усложненный реком-ный плакат; книж. выставка автор.и тем-кая; название книги (заглавие, фамилия автора); переплет, корешок; дифференциация тематики чтения по жанрам; произв-ия для сам-ного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов; произв-ния для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1 500 слов картотека обложек оглавление (содержание); понятия, которые будут углубляться: сборник – авторский и тематический; темы чтения; картотека, карточка ( на книгу)
Организационно-методические правила: оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки. подбор книг по теме
Средство развития оперативной памяти Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – два месяца. За это время оперативная память второклассников развивалась настолько, что каждый ребенок мог легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого.
Формирование скорости чтения Прием жужжащего чтения (заимствован в Монгольской республике) Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так – 5 дней в неделю; недельный тренажер получается в объеме 5*4*5=100 минут.
Результаты читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя; влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков; книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие); умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения
Основной этап это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний
Основной этап Задача учителя на основном этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме. На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг обязательны для учащихся во внеурочное время .
Заключение Проведенная нами в течение нескольких лет работа по формированию читательской компетентности, дала свои результаты. Учащиеся самостоятельно выбирают книги для чтения, работают с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление, они не стесняясь рассуждают на различные темы В этом нам помогают и уроки театра
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Задачей учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег
Автор презентации Курбанова М.Н., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №52» г.Казани Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Инновационная деятельность на базе КФУ
Данная презентация содержит подробный материал по видам педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в начальной школе....
Инновационная деятельность на базе КФУ
Данная работа помогает формированию самоорганизации младших школьников в целях сохранения их здоровья....
Результаты участия воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 г.о. Отрадный Самарской области Малышевой С.А. в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности
Проектная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые, является одной из основных форм работы воспитателя Малышевой С.А. в совместн...
Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....
Инновационная деятельность в профессиональной деятельности
Инновационная деятельность в профессиональной деятельности...
Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта
Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педагогический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во вс...