Групповая работа в рамках ФГОС.
статья на тему
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке
создают групповые формы работы. Одной из главных целей организации групповой работы является
развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия.
Работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,
планируют деятельность. Далее каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. В
групповой работе учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций,
которые составляют основу умения учиться(контроль и оценка, целеполагание, планирование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая работа в рамках ФГОС.
Каждый учитель стремится воспитать ученика, который умеет учиться, хочет задавать вопросы,
быть инициативным в получении новых знаний, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать
своё мнение. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменения целей
современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе
должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность
применять их для самостоятельного добывания знаний. Приоритетной целью школьного образования
становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути решения, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели становится возмож-
ным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Развитие УУД – одно из
требований ФГОС. Связано оно с саморазвитием ребёнка, его поисковых умений.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке
создают групповые формы работы. Одной из главных целей организации групповой работы является
развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия.
Работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,
планируют деятельность. Далее каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. В
групповой работе учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций,
которые составляют основу умения учиться(контроль и оценка, целеполагание, планирование).
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;
- возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между детьми( исчезают безразличие, агрессия; прибавляется
теплота и человечность);
- возрастает сплочённость класса;
- дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся с большим уважением к чужому труду;
- в то же время растёт самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более
точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность,
такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы;
давать группам задания, дифференцированные по сложности.
Организация групповой работы начинается с формирования групп. Количество человек в группе
может быть различным (3-7 человек). Различают следующие виды групп:
а) группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями;
б) группа, сформированная лидером;
в) группа по желанию;
г) «случайная» группа;
д) группа по теме работы;
е) группа по уровню сложности задания.
Выбор способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент.
Правилами работы в группе могут быть такими:
- Говори спокойно, только по делу.
- Говори по очереди.
- Слушай своих товарищей внимательно.
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Обращайся к товарищу по имени.
- Уважай мнение каждого участника группы.
В начальной школе возможны следующие ролевые функции членов группы:
1)Секретарь - записывает решение.
2)Спикер- защита решения, ответ от имени группы.
3)Организатор - распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
4)Критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
5)Контролёр - проверяет все ли поняли принятые решения.
Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Технологический процесс групповой работы:
1)Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).
2)Раздача дидактического материала.
3)Планирование работы в группе.
4)Выполнение задания.
5)Обсуждение общего задания группы (дополнения, уточнения).
6)Сообщение о результатах работы группы.
7)Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Одним из условий успешной работы группы и установления доверительных взаимоотношений
является хорошее знание детьми друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг
к другу учащихся. При этом не менее половины его должны составлять ученики, которые могут
успешно работать самостоятельно.
Эту вид работы я успешно применяю, работая по учебно-методическому комплекту
«Перспективная начальная школа». Этот УМК наиболее полно учитывает требования современного
образования. Вопросы и задания разнообразны, составлены с учётом их использования на всех
этапах обучения. Учебники содержат большой материал для разноуровневой подготовки учащихся
теоретический материал исследовательского и проблемного характера, есть разделы:
«Готовимся к школьной олимпиаде», «Трудное задание», «Выскажи предположение», «Подумай».
Учебники комплекта ПНШ предлагают учащимся различные виды работ в парах и в группах: чтение
текста по цепочке, запись плана, составление задач, разбор орфограмм, работа с различными словарями
и т.д. Учащиеся, познакомившись с темой урока, поставив для себя цели на урок, при планировании
деятельности на занятие видят, какая работа будет, в том числе и работа в группе. Всё это благодаря
условным обозначениям, находящимся на страницах учебника.
Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю
существенно улучшить качество обучения. В групповой работе не следует ожидать быстрых
результатов, так как всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок.
Объединённые для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения
и воспитания. Увеличивается возможность свободных высказываний. Общаясь друг с другом, дети
развивают умение слушать, думать, делать выводы.
Литература.
1.В.К.Дьяченко. Сотрудничество в обучении.- М.Просвещение,1991.
2.Г.А.Цукерман. Зачем детям учиться вместе? – М.Просвещение, 1985.
3.И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж. «Начальная школа плюс до и после», №6-
2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".
Мои первые наработки при работе по новым стандартам,первые впечатления, размышления....
Воспитательная работа в рамках ФГОС
Годовой отчет ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ(классные часы,родительские собрания,открытые мероприятия)...
Мастер -класс по теме "Групповая работа в рамках реализации ФГОС НОО"
В мастер-классе описывается виды. принципы .правила в групповой работе....
Мастер - класс по теме "Групповая работа в рамках реализации ФГОС НОО
В мастер-классе описывается виды. принципы .правила в групповой работе....
Проблемы организации воспитательной работы в рамках ФГОС
Статья воспитателя группы продленного дня....
Организация групповой работы в рамках проектной деятельности
В статье обощен опыт работы над проектами с детьми, групповая работа, исследовательская...