Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС НОО
статья по теме

Матвиишина Ирина Васильевна

 

В эпоху быстрой смены технологий  речь  идёт  о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать  не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Президентская инициатива «Наша новая школа» стала основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход  на новые ГОСы. 

Школа № 279 начала переход на обучение по новым стандартам с 1 сентября 2010 года. О том, какие шаги были сделаны администрацией и педагогическим коллективом школы в новых условиях рассказывается в данном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конференция «Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа: опыт, проблемы, перспективы»

Новые принципы работы школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Директор НОШ № 279 г. Гаджиево

Матвиишина Ирина Васильевна

ЗАТО Александровск

2010г.

СЛАЙД №1

В эпоху быстрой смены технологий  речь  идёт  о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать  не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Президентская инициатива «Наша новая школа» стала основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход  на новые ГОСы.

В Мурманской области с 1 сентября 2010 года в первых классах 97 общеобразовательных учреждений будет введен ФГОС начального общего образования, в списке этих учреждений находится и школа № 279.

Когда нам сообщили, что школа с 01 сентября 2009 года изменяет статус и будет полностью начальной, конечно встал вопрос о введении новых стандартов  именно в нашем образовательном учреждении.

СЛАЙД №2

Первое, что было сделано – проведен городской семинар с учителями начальных классов города.  Нами были рассмотрены принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. и установлены акценты учителям первых классов на введение ФГОС второго поколения, поставлена задача изучения стандартов.

         Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2020 году.

СЛАЙД №3

        02 сентября прошлого года в школе был проведен педагогический совет, который проходил в нетрадиционной форме, все педагоги участвовали в построении нашей «новой школы».  На данном педсовете были поставлены цели и задачи перед педагогическим коллективом на начинающийся учебный год с учетом подготовки к переходу на ФГОС.

СЛАЙД №4

                   

В основу стандарта положен общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина, поэтому нами разработан трехсторонний договор между родителями первоклассников, школой и муниципалитетом.

СЛАЙД №5

2 апреля было проведено родительское собрание для родителей будущих первоклассников, в ходе которого проведено анкетирование с целью формирования социального заказа. Присутствовало 105 родителей. Результаты анкеты помогли нам эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в этом учебном году.

СЛАЙД №6

На чем же основываются новые принципы работы школы? Обратимся к структуре ФГОС:

СЛАЙД №7

Структура ФГОС

Новое содержание образования

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план (БОП) включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеучебную, внешкольную деятельность образовательного учреждения.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана выступает то, что в нем выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

СЛАЙД №8

Инвариантная часть учебного плана направлена на выполнение государственных (модифицированных) программ.

При планировании вариативной части школа также учитывает требования регионального компонента (краеведческий курс, третий час физкультуры).

Для реализации внеучебной деятельности в школе функционируют 14 предметных кружков, ГПД. Налажено плодотворное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.  В школе организовано и успешно действует школьное научное общество «Созвездие», регулярно проводятся олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д.

Таким образом, в школе созданы благоприятные условия для успешной реализации нового содержания образования.

Поскольку основной задачей работы школы в условиях введения стандартов второго поколения является обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе планируемых результатов, то при подготовке к переходу на ФГОС, мы в прошлом учебном году приступили к разработке   основной образовательной программы, которая включает в себя все вопросы организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом школы.

Для разработки ООП в ноябре 2009 года нами была создана рабочая группа.

СЛАЙД №9

И первым шагом к разработке ООП было создание модели выпускника НОШ № 279. Нами был проведен 9 декабря 2009 года педагогический совет с привлечением родителей, общественности, представителей МУ ИМЦ, в ходе которого совместными усилиями была создана модель выпускника НОШ №279, на основе которой мы могли приступать к разработке ООП.

СЛАЙД №10

В результате работы группы программа разработана и утверждена решением педагогического совета в мае 2010 года.

Новое целеполагание для учителей и обучающихся

СЛАЙД №11

        Согласно требованиям стандарта деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Наша школа на протяжении  10  лет в качестве альтернативы традиционной системе образования выбрала систему «Школа 2100», в методологических принципах которой заложен деятельностный подход к обучению. С каждым годом увеличивается число классов в параллели первоклассников, которых обучают по системе «Школа 2100». В этом году 60% первых классов обучаются по данной системе.

Новые требования к подготовке учителя и новые технологии обучения

Конечно, успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Поэтому, к профессиональному мастерству учителя, который реализует стандарт второго поколения, предъявляются новые требования.

СЛАЙД №12

Для проектирования учебного процесса на протяжении учебного года в школе каждому учителю необходимо вести мониторинг педагогической деятельности, в котором он будет прогнозировать и отслеживать динамику  результата своей педагогической деятельности.

В нашей школе наблюдается положительная динамика  использования современных педагогических технологий учителями школы. Своими наработками педагоги школы делятся на методических мероприятиях города, области, страны.

Оценочная деятельность. 25% педагогов наряду с традиционными апробируют в своей деятельности новые системы оценивания: рейтинг, портфолио учеников и т.п.

Владение ИКТ-компетентностью. 78% педагогов применяют данную технологию в своей работе, но степень овладения ею различна: 23% - свободно владеют ИКТ (создают собственные медиа-продукты), 35% используют в своей работе готовые медиа-материалы, 20% - применяют элементы ИКТ. Кроме того, администрация школы  способствует повышению ИКТ-компетентности педагогов: оснащение компьютерами, в наличии интерактивная доска, обучение на курсах повышения квалификации.

Чтобы учителя были готовы к введению стандартов второго поколения, по плану прошлого учебного года пройдены курсы повышения квалификации 10-ю педагогами школы. Планируется переподготовка в первом полугодии 2010-2011 учебного года на  краткосрочных, долгосрочных и вечерних курсах.

Нельзя не сказать о том, что эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь  предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую. Министерством образования и науки Мурманской области будет разработано положение для проверки качества знаний на уровне региона на первой ступени образования. Проверка уровня готовности учащихся начальной школы к обучению на следующей ступени была проведена уже по итогам прошлого учебного года. В этом учебном году она входит в штатный режим.         

Система поиска и поддержки одаренных детей

Актуальной является задача развития и специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников,  и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Выявляя в начальной школе талантливых и одаренных детей, мы закладываем фундамент для получения ими более высоких результатов в дальнейшем обучении.

В этом учебном году были проведены школьные предметные олимпиады среди учащихся 2-3 классов, интеллектуальный марафон среди  учащихся 4-ых классов, в которых приняло участие 140 учащихся

В городском этапе олимпиады школьников в рамках программы «Дети Кольского Заполярья»  приняли участие 15 учеников (9 учащихся 4-х классов и 6 учащихся 3-х классов) НОШ № 279.  

Важным этапом работы с одаренными детьми является участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах, в которых  ребята, под руководством учителей,   становятся победителями, призёрами и участниками.   

СЛАЙД №13

В этом учебном году наши ученики приняли участие более чем в 20 конкурсах различного уровня, в том числе и в дистанционных. В частности:

Название

Кол-во участников

Результат

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

237 учащихся

Двое учащихся – 2 место в районе

Мониторинг  математической подготовки выпускников начальной школы

117 учащихся

Трое учащихся – 76 баллов

VIII Международная Интернет-Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2009» с участием команд из России и зарубежных стран    

 48 учащихся

Сертификаты за достижение высоких результатов

II Открытый Чемпионат России среди образовательных учреждений «Универсальный марафон»

17  учащихся

II место среди ОУ Северо-Западного Федерального округа

Всероссийский конкурс «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»

62 учащихся

Более 50 лауреатов,

Более 15 лауреатов по одному направлению

По результатам участия в 2009-2010 учебном году во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Мельникова Елена Андреевна (ученица 3а класса) входит в состав 100 наиболее результативных учащихся России (среди школьников 1-4 классов) и награждена сертификатом удостаивается звания ТАЛАНТ ранг «ВЫСШИЙ» общая сумма рейтинговых баллов 2140.

СЛАЙД №14

Подробно результаты участия представлены на нашем сайте.

Открытость образовательного процесса в школе для общественности.

В школе создан и действует Совет школы, активно работает Совет родителей,  публичный доклад размещается на сайте школы начиная с 2008 года, обсуждается с родителями, Советом школы.  

СЛАЙД №15

Закончить свое выступление мне хочется следующей цитатой из текста образовательных стандартов второго поколения:

Успешность современного человека определяют ориентированность на  знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего,          активное  поведение, эффективное  сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

СЛАЙД №16

Используемая литература:

  1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года, http://kremlin.ru/transcripts/5979 (22.03.2010г.)
  2. http://www.moipkro.ru/section/main/fgos (08.04.2010г., 28.08.2010г.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Директор НОШ №279 г. Гаджиево ЗАТО Александровск Матвиишина И.В. 03 сентября 2010 года Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

2004 год 3 компонента (федеральный, региональный, школьный) изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции, деятельностный характер образования НОВЫЕ СТАНДАРТЫ только федеральный компонент предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную работу - 10ч. в каждом классе) ориентация стандарта второго поколения на результат образования

Слайд 3

Педагогический совет 02.09.09

Слайд 4

Слайд 5

ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 279 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОНТР-АДМИРАЛА ЛУНИНА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА» г. Гаджиево «_____» ____________2010 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича» (в дальнейшем – Школа ) на основании лицензии А № 293843 , выданной 19 ноября 2009 года министерством образования и науки Мурманской области на срок с « 19 » ноября 2009 г. до « 19 » ноября 2010 г., и свидетельства о государственной аккредитации АА № 191737 , выданного 15.05.2008 года комитетом по образованию Мурманской области, в лице директора Матвиишиной Ирины Васильевны, действующей на основании Устава, и управления образования администрации ЗАТО Александровск в лице начальника Горюшиной Татьяны Николаевны, действующей на основании Устава (в дальнейшем – Муниципалитет ), с одной стороны, и, с другой стороны, ____________________________________________________________ Ф. И. О. и статус законного представителя (в дальнейшем – Родители ) заключили в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» настоящий договор о нижеследующем

Слайд 6

Родительское собрание 02.04.2010

Слайд 7

Структура ФГОС

Слайд 8

Новое содержание образования Инвариантная часть. Данная часть учебного плана направлена на выполнение государственных (модифицированных) программ. Вариативная часть. При планировании школа также учитывает требования регионального компонента (краеведческий курс, третий час физкультуры). Внеучебная деятельность . В настоящее время в школе функционируют 14 предметных кружков, ГПД. Налажено плодотворное сотрудничество с ДДТ, ДЮСШ и ДМШ. В школе организовано и успешно действует школьное научное общество «Созвездие, »регулярно проводятся олимпиады, конкурсы и т.д.

Слайд 9

Педагогический совет 09.12.09

Слайд 11

Новое целеполагание для учителей и обучающихся деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий» 60% первоклассников в 2010-2011 году обучаются по системе «Школа 2100»

Слайд 12

Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса, проектирование «учебных ситуаций»; Организация работы обучающихся в группах и парах, в мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности; Оценочная деятельность ИКТ-компетентность - Общепользовательские инструменты: текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, базы данных - Мультимедийные информационные источники: электронная почта, Интернет - ИКТ-средства: системы управления учебным процессом, интерактивная доска, цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Слайд 13

Система поиска и поддержки одаренных детей Название Кол-во учащихся Результат Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 237 учащихся Двое учащихся – 2 место в районе Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы 117 учащихся Трое учащихся – 76 баллов VIII Международная Интернет-Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2009» с участием команд из России и зарубежных стран 48 учащихся Сертификаты за достижение высоких результатов II Открытый Чемпионат России среди образовательных учреждений «Универсальный марафон» 17 учащихся II место среди ОУ Северо-Западного Федерального округа Всероссийский конкурс «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 92 учащихся Более 50 лауреатов, Более 15 лауреатов по одному направлению

Слайд 14

Адрес сайта школы www.mousosh279.narod.ru

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Используемая литература Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года, http://kremlin.ru/transcripts/5979 (22.03.2010г.) http://www.moipkro.ru/section/main/fgos (08.04.2010г., 28.08.2010г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.

Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей.  Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

Проектная деятельность в начальной школе в условиях введения ФГОС.

В данной работе в полной мере представлены виды проектной деятельности....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения....

Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.

         "Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...