Мастер-класс "Исследовательская деятельность - часть учебно-воспитательного процесса"
методическая разработка на тему

Карандина Галина Ивановна

Исследовательская и проектная деятельность - важные составляющие образовательного процесса. Карандина Г.И. рассказывает,  как она поэтапно вводит исследовательскую деятельность, как ребята относятся к такой деятельности,  к какому совместному результату это приводит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность328.99 КБ

Предварительный просмотр:

            Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Карандина Галина Ивановна. В этой школе я работаю 28 лет.

           В основе своей профессиональной деятельности я вижу уважение к личности ученика и желание помочь каждому максимально развивать свои способности, достичь как можно более высоких результатов в учебе, интеллектуальном и личностном развитии. Другими словами,

сделать все, чтобы мои ученики смогли успешно себя реализовать в дальнейшей жизни.

            За последние годы мной создана определенная система работы и в обучении, и в воспитании, фундаментом которой является биолого - краеведческий аспект. Это обусловлено запросами современного общества. Жизнь требует от школы подготовки ученика, способного адаптироваться к меняющимся условиям, стремящего к  самореализации, саморазвитию, самовоспитанию, умеющего  жить в мире и согласии с людьми, с природой, культурой.

          И поэтому главной задачей, стоящей передо мной, является необходимость обеспечения  возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Одним из направлений этой деятельности и является  биологическое краеведение.

          Я считаю, что роль этого направления  неуклонно возрастает, особенно в последние годы.      Биологическое краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию любви к родному краю, формированию общественного сознания, экологическому воспитанию.

            Рассуждая о системе работы с  детьми через биологическое краеведение, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого учащегося.

             Биолого- краеведческую работу я осуществляю через интегрированность преподавания окружающего мира, экологизацию, деятельностный подход и учебно-исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.

             Разработанная мной система, основанная на биологическом краеведении, складывалась в течение нескольких лет. В результате

появился следующий опыт, с которым я хочу вас познакомить.

            Тема моего мастер-класса: «Исследовательская деятельность младшего школьника».

           В первом классе мы встречаемся со своими учениками. Это дети со своим жизненным опытом, со своими знаниями, умениями и навыками, и неважно, верными или ошибочными, качественными или  требующими доработки, совершенства, это маленькие исследователи и первооткрыватели.

          Их любознательность, интерес ко всему, я стремлюсь удовлетворить на уроках и во внеурочной деятельности.

          Предмет «окружающий мир» – это интегрированный курс  8 предметов. И здесь самая благодатная почва для изучения биологического краеведения.

      Вспомним темы первого класса: «Растения родного края», «Животные родного края». Этот материал мы изучаем, опираясь на жизненный опыт ребенка, на знания, которые он увидел в повседневной жизни, в окружающем мире.

      Большую роль отводим экскурсиям, практическим работам, исследовательским работам на пришкольном участке и в классе.

      Учащиеся первого класса начинают изучать и азы исследовательской деятельности на занятиях кружка «Юный исследователь». Программа кружка рассчитана на 4 года.

      Ведь моя задача научить ребенка не только задавать себе вопросы «Почему?», «Зачем?», видеть мир,  но и научить выполнению исследования по определенному плану, алгоритму.

      А) Знакомство с исследовательской деятельностью на занятиях кружка

№ п.п.

Тема занятия

1.

Путешествие в страну Почемучек. Кого называют исследователем?

2.

В гостях у астронавта Стекляшкина. А ученые – исследователи или мечтатели?

3.

В гостях у Знайки. Я – исследователь.

4.

Что такое исследование?  Ответ на вопрос или что-то большее?

       На занятиях  кружка первоклассники и второклассники  узнают, кого называют исследователем, что можно исследовать, как правильно это делать. Поэтапное изучение основ исследовательской деятельности помогает подготовить ребят к самостоятельной деятельности.  Постепенно у них формируются умения исследователя. А это, выбор темы учебного – исследования, её обоснование; составление плана исследования; умение выделять объект и приемы исследования; определять цель, задачи, гипотезу исследования. А также умения  выполнения исследование: работа с различными информационными источниками,  умение выбрать подходящие методы исследования,  умение оформить теоретические и практические материалы исследования, представить материалы исследования.

Б) Коллективное выполнение исследований

      После таких занятий начинается коллективное выполнение исследований. Ребята получают памятки «Этапы исследования» и, не пропуская  ни одного хода (этапа), совместно с учителем проводят исследования. Вот наш список исследований:

  1. Погода
  1. Как узнать температуру воздуха?
  2. Изучаем дождевые капли. А есть ли разница в дождевых каплях?
  3. На что похожи капли при приземлении?
  1. Геология и география
  1. Могут ли камни впитывать воду?
  2. Как сделать кусок известняка?
  3. Обломочная порода. Как сделать камень обломочной породы?
  1. Биология
  1. Как разделить фрукты по группам?
  2. Может ли лимон плавать по воде?
  3. Как вырасти разноцветную плесень?

В) Индивидуальное выполнение исследований

      Во втором и в третьих классах некоторые из ребят проводят со мной исследования индивидуально.  Это, как правило, ребята одаренные, способные. Темы индивидуальных исследований подсказывает сама жизнь. Например, совершая экскурсию по городу, мы увидели много спиленных деревьев. У ребят сразу возник вопрос, почему спиливают деревья. Я предложила подумать, почему? И среди ответов прозвучал ответ – деревья старые. Тут же возник новый вопрос, а, насколько они старые? Так появилась исследование « Сколько лет деревьям?».

      Часто тему исследования подсказывают родители, так наблюдая за растениями садового участка, ребенок заметил скрученные, засохшие листья, что заинтересовало его. А вот родители попросили ребенка найти ответ на вопрос, как помочь больному растению.

Г) Самостоятельная исследовательская деятельность

      В 4 классе ребята начинают самостоятельно выполнять исследования.

3.Исследовательская деятельность как  фактор социализации. Роль учреждений различного уровня в формировании исследовательской компетенции учащихся

А) Совместная работа учреждений общего и дополнительного образования

      Исследовательская деятельность является фактором позитивной социализации. На любом этапе деятельности происходит сближение ребенка  с членами общества (учителя, дети, родители, взрослые – соседи, незнакомые, работники учреждений, где ребенок должен выполнять исследование).

     Большую роль играют совместные программы, планы работы учреждений общего образования и дополнительного образования. Например, школы, Дома детского творчества, школы Искусств, библиотеки, городского краеведческого музея.

     Научно- практические конференции, краеведческие конференции, исследовательские конференции являются общим проектом формирования исследовательской деятельности учащихся

      Количество таких мероприятий ежегодно увеличивается, растет число их участников:

№ п/п

2013-2014

2014-2015

1.

Школьная конференция «Старт в науку».

Исследования:

 1.«Левша или правша?» (Локонов Д.);

2.«Где есть место волшебству?» (Бурлакова И.);

3.«История создания новогодних игрушек» (Щетинина К.);

4.«Связи в природе» (Крузе А.);

5.«Нужны ли музеи?» (Капарова З.)

Школьная конференция «Старт в науку»

Исследования:

1.Добро пожаловать в библиотеку» (Якунькина С.);

2. «История Гимна России» (Капарова З., Локонов Д.);

3. «Привычки моего питомца» (Исмайлов Эльдар);

4. «История бумажной куклы» (Щетинина Ксения, Лавренова Элина);

5. «История открытки» (Крузе Александр);

6. «Первоцветы родного края» (Атаев Р., Алиперов А.);

7. «Ледостав» (Бояршин Д.)

2.

Городская краеведческая конференция «Мир глазами молодых».

Исследования:

1.« История школьного музея» (Капарова З.)

Городская краеведческая конференция.

Исследования:

1.«Мои родственники – участники Великой Отечественной войны» (Капарова З.)

3.

Муниципальная конференция.

1.«Насекомые садового участка» (Крузе А.)

Муниципальная конференция.

1.«Добро пожаловать в библиотеку» (Якунькина С.);

2. «История Гимна России» (Капарова З.);

3. «История открытки» (Крузе Александр);

4. «История бумажной куклы» (Щетинина Ксения, Лавренова Элина)

     Большую роль играет организация мероприятий на региональном уровне. Проведение конкурсов исследовательских работ в рамках различных мероприятий.

Областной экологический центр

Региональные мероприятия, представленные на СарВики

Название мероприятия. Тема исследования.

Тема исследования.

  1. «Как помочь больному растению?» (Крузе А.)

1. «Сергий Радонежский…» – 3 работы

2. «Рождественское чудо» -2 работы

3. «Рождество» - 3 работы

4. «Дом без книги – день без солнца» (проект)

VI Мартыновские чтения

Б) Глобальная школьная лаборатория как фактор развития исследовательской деятельности учащихся

      Хочется рассказать и о роли международного исследовательского проекта «Глобальная школьная лаборатория», в котором мы принимаем участие уже 4 года.

Название исследования, краткое описание

Результат

1.

Оформление странички команды.

2 место

2.

Выполнение исследований:

А) описание школьного участка;

Б) изучение отдельных объектов  пришкольного участка (растения рябина; насекомых);

В) экологический стоп – кадр;

Исследования представлены на школьном уровне, на сайте ГлобалЛаб

3.

Индивидуальное участие детей в работе глобальная лаборатория

Крузе Александр – самостоятельная разработка проекта

4.  Выводы

      Исследовательская  работа является неотъемлемой частью современной школьной жизни. Учитель, не занимающийся систематически данной работой, обделяет и себя, и своих учащихся. У него не получается полного, истинного взаимодействия, контакта с детьми, раскрывающего психологические  особенности учащихся, их мотивацию, направленность на достижение определенных целей, обучение их навыкам исследовательской  деятельности. У учащихся не происходит развитие исследовательской и коммуникативной компетенций и соответствующих навыков.

      Считаю, что поэтапное обучение исследовательской деятельности в начальных классах, создание условий общеобразовательными учреждениями для реализации программ по формированию исследовательской деятельности (кружки, НОУ, мероприятия), поддержка учреждений дополнительного образования различного уровня таких программ способствуют формированию исследовательской, коммуникативной компетенции, что, безусловно, эффективно  сказывается на социализации ребенка.

      Это помогает ребенку войти в общество с целью активного познания мира, проявить свою гражданскую и личную  позицию.

C:\Users\Я\Desktop\Фотографии\8.JPGC:\Users\Я\Desktop\Фотографии\конфиренция золотое (2).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа в начальных классах как часть учебно - воспитательного процесса в школе.

Значение внеклассной работы для учебно-воспитательного процесса школы.Задачи воспитательной работы, планируемые результаты.Направления воспитательной работы....

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса

Составные понятия читательской культуры Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности ...