Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
статья на тему
В статье рассказывается с чего надо начинать и как продолжать формировать навык работы с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnazicheskie_chteniya_bordacheva.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией (слайд 1)
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации (слайд2) На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).
Еще одной особенностью нашей гимназии, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованного справочно–информационного центра (слайд 3)
Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаем с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Буквально с первых уроков, на с.11 «Русской азбуки»(слайд 4), работая над содержанием сказки «Колобок», ребята сталкиваются с непонятным им словом «сусеки». По мере работы над картинками, текстами русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, наши учителя подводят ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.(слайд5) Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля. (слайд 5 продолжение)
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь.(слайд 6) Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми. (слайд7 2 раза) В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах, устно, по электронной почте.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа. (слайд 8)
Так на страницах 46, 74 «Русской азбуки»(слайд 9) ребята сталкиваются с фразеологизмами «совать свой нос», «ловить ворон». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
На с.78 (слайд 10 ) впервые вводится понятие «антонимы» (старый — новый, высокий — низкий, толстый — тонкий). Хотя знакомство со словами-синонимами на страницах «Русской азбуки» не предусматривается, наши учителя вводят это понятие параллельно с понятием «антонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.
На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро (слайд11), которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию. Например, во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».
Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.
В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и
делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря.
Например, ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь».
Например, при знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.
Говоря о введении словарей в нашей гимназии, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях, (слайд12) которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.
Уже семь лет в нашей гимназии проводятся весенние гимназические конференции, (слайд 13) которые показывают результаты сформированности информационной культуры младших школьников. На конференциях учащиеся начальных классов защищают свои проекты, представляя результаты своей работы перед аудиторией, состоящей из жюри старшеклассников, желающих слушателей, учителей, родителей. Во время выступления ребята защищают свои проекты не только в устной форме (чтение не приветствуется и снижает ценность работы), но и сопровождают свою презентацию показом на большом экране через компьютер схем, диаграмм, рисунков, текстов и т. д. Эта работа помогает детям осознать, что компьютер создан не только для игр, наполняет их чувством гордости за причастность к взрослому научному миру. Можно сказать, что они чувствуют некую избранность, в самом хорошем смысле слова, ведь выступают на конференции самые достойные. Но на этом участие ребенка в научной жизни гимназии не заканчивается. Все последующие дни он выступает в качестве лектора в начальных классах. Ученики с огромным удовольствием слушают своих друзей, восхищаются ими и видят их с необычной стороны. Очень часто после таких выступлений учащиеся сами подходят к учителям и просят помочь им выполнить такую же работу. Но за всем этим результатом стоит огромная подготовка учителя, ученика и родителей, в процессе которой большую роль сыграл компьютер. Во-первых, дети должны были научиться грамотно искать нужную им информацию и отбирать её из множества предложений. Эта работа далась нелегко, ведь словарный запас у ребят не велик, но через некоторое время успехи были очевидны. Так же ребят нужно было научить печатать на компьютере и путем тренировок трудности были преодолены. Полученные данные исследований надо было объединить в единый материал. Здесь большую помощь оказали старшеклассники и родители. Кроме всего, нужно было отрепетировать выступление. Но такая непростая подготовительная работа не остудила пыл ребят и не заставила их отказаться от презентации.
(слайды 14, 15 , 16, 17, 18)
Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.
Формирование умений младших школьников по работе с информацией.Беспалова Елена Владимировна,Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №37, г.Екатеринбург Перемены в с...
Доклад на МО "Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности"
В докладе раскрывается проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рассказывается о формах самоконтроля, этапах формирования самоконтроля и взаимоконтроля, приемах...
Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От результативности этого сложного и кропотливого процесса зависит фундамент в...
«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения».
В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту ...
"Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"
Семинар на тему: "Формирование у младших школьников навыков работы с информацией"...