Доклад на МО "Формирование у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

В докладе раскрывается проблема формирования у младших школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля, рассказывается о формах самоконтроля, этапах формирования самоконтроля и взаимоконтроля, приемах формирования самоконтроля в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников навыков самоконтроля,  взаимоконтроля за ходом и итогами учебной деятельности.

     Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

     Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Существуют две формы самоконтроля:

1. внешняя (осознаваемая) произвольная;

2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

         В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведён до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь от учителя или учащихся.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

-    показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;

-    ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-    сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-   выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;

-    просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

-    просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

-    научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

        Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам ещё раз сверить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу.

         Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается.

Необходимо:

-  предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата и хода решения;

-  приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;

- демонстрировать учащимся типичные ошибки.

3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

       Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.          

      Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности,  учитель должен:

-  приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путём составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, cоставлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;

-  вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий;

-  не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку, если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

- не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобрать в нормах оценки.

       Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний.

     Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.

     В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке. Самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля, которые используются на уроках.

       Например, на уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

- При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

- Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

- Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

- Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

- Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

- «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

      Самооценка в начальной школе часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета и словесной самооценке. После самооценки ученика нужно всегда высказывать своё согласие или несогласие с ним и аргументировать свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки.

     Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, взаимоконтролем и формированием самооценки, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Доклад «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на занятиях внеурочной деятельности.»

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен восприн...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Формирование у младших школьников навыков самоконтроля.

Материал для проведения родительского собрания в школе....

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...