Содержание и технологии метапредметной деятельности
статья
В связи с внедрением в школьную практику с 2011года стандартов но-вого поколения актуальной становится задача формирования уже на первом этапе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhpanie_i_tehnologii_metapredmetnoy_deyatelnosti.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Г.Спенсер
Содержание и технологии метапредметной деятельности
в начальной школе
В связи с внедрением в школьную практику с 2011года стандартов нового поколения актуальной становится задача формирования уже на первом этапе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. связана с жизненными ситуациями.
В конце мая я рассказывала Вам о комплексной работе, проведенной мною в 4 классе по математике. Четвертые классы в учебном году не работали в условиях ФГОС. Но ФГОС обозначили требования к метапредметным образовательным результатам.
Первая цель: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы.
Вторая цель: познакомить учителей с одним из вариантов проверочных работ по метапредметным образовательным результатам и собрать все содержательные замечания и оценочные суждения по тексту данной работы.
Метапредметные образовательные результаты, которые оценивались с помощью данной работы, были разделены на три блока:
- информационная грамотность,
- учебная грамотность
- и коммуникативная грамотность.
В работу были включены именно те умения, которые являются для начала обучения в основной школе базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения.
Сегодня я обозначу наиболее типичные ошибки, допущенные в проверочной работы:
- правильный ответ не аргументируется собственной точкой зрения.
- не на все поставленные вопросы получены ответы.
- работа по инструкциям (не выполняет инструкцию до конца).
- нет обоснованного правильного ответа.
- работа со схемами, т.е. привычнее сплошные тексты;
Особенность комплексной метапредметной проверочной работы заключалась в том, что для конструирования предметных заданий предметное содержание бралось на элементарном уровне, поскольку на первое место выходит оценка не предметных результатов, а метапредметных. Задания метапредметного характера строились на предметном материале.
Невозможно полноценно оценивать одновременно и то, и другое, необходим инструмент, позволяющий локализовать причины ошибок у учащихся.
Мы все находимся в начале пути, ФГОС только вводится в массовую практику, и ждать сиюминутных новых результатов бессмысленно. Но увидеть тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися мы попробовали.
Проверка работ позволила увидеть возможные ошибки, погрешности в решении задач в дальнейшем.
Работая в этом году в 1 классе по ФГОС, я пытаюсь включать в урок те задания, которые помогают мне отследить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий (УУД). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые нестандартные задачи и отвечать за свои результаты на любом уровне.
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Виды УУД:
1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3) познавательные – включают общеучебные, логические;
4) коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроках обучения грамоте теперь уже в 1 классе я даю задания, которые поддаются тестовой форме контроля. Они направлены на диагностику сформированности таких метапредметных умений, как логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), знаково-символические умения (работа со схемами и моделями слов, предложений, умение считывать информацию со схем и моделей, сопоставлять схемы и модели со словами и предложениями, предложенными учителем. Диагностику коммуникативных умений сосредотачиваю в тестовых заданиях, касающихся работы с разными видами текстов, в том числе с разными формами высказываний (диалог). Пример! Технология проблемного диалога.
1.Постановка проблемы.
-Что удивляет?
-Какой возникает вопрос?
-Что надо узнать?
2.Поиск и нахождение решения.
-Определи сам…
-Сделай вывод
3.Создание продукта.
Придумай схему.
Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.
В метапредметной области (обучение грамоте) первоклассники должны научиться:
- оценивать результаты выполненных заданий;
- находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, интерпретировать ее содержание;
- классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;
- распределять роли при чтении диалогов;
- классифицировать слова по количеству в них слогов;
- сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую
- соотносить слово и его звуковую модель;
- работать с памятками и алгоритмами - репродуктивность
- создавать собственный информационный объект по аналогии с образцом;
-оформлять готовые результаты проекта в форме презентации.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФГОС-2:
«Ориентация на результаты образования , где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».
Объектами итогового контроля и аттестации являются:
- личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
- метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
- предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).
Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.
Наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе являются:
- работа с инструкциями и по инструкциям;
- работа с знаково - симоволическими средствами (моделями);
- работа с таблицами, графиками и диаграммами;
- все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);
- позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижении собственных);
- умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;
- контрольно-оценочные действия учащихся;- сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.
По итогам PISA -2012 (50стран) ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности. В этот раз нас опередил Гонконг, но очень незначительно,
Четвертое – по естествознанию. Нас обгоняют Республика Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами — Япония и Тайвань и десятое – по математике. Каждый раз оглашение результатов становится событием не только среди специалистов, но и среди всех, кому небезразлична судьба отечественного образования. ( PIRLS —2011)
Мы должны соответствовать заявленным результатам на международном уровне и даже улучшить их. Главное, что всё это возможно.
Руководитель МО Болвачева Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Содержание и технологии внеурочной деятельности"
Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время....
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»...
Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения. Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой.
Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические формы обучения. И самая главная трудность, что фр...
Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)
В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...
«Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»
laquo;Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»...
Сообщение на школьном методическом объединении тема: «Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)»
В соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся учебно-образовательных организаций (ин) было ...
«Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)». Модуль "Организация предметно-эстетической среды". (Презентация)
Позвольте представить вам один из модулей программы воспитания под названием "Организация предметно-эстетической среды". Само понятие предметн...