Особенности дистанционного обучения детей с диагнозом ДЦП
презентация к уроку (3 класс) на тему
Особенности дистанционного обучения детей с диагнозом ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustt.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно –правовое обеспечение получения качественного образования детей с ОВЗ Конституция Российской Федерации, ст.43 «Каждый имеет право на образование» Конвенция о правах инвалидов, ст. 24 «….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.11 « В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.79 «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»
Инновационность и нововведения ФГОС базирование на инклюзивной «философии» образовательной политики, снятие «постулата необучаемости » по отношению к детям с ОВЗ как таковым. закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента академический и «жизненной компетенции»;
Учебно-методическое обеспечение Адаптированная основная общеобразовательная программа Адаптированная образовательная программа (индивидуальная) Рабочая программа по предметам (индивидуальный план) Предметная (урочная) часть (предметы по базисному плану) Коррекционная часть (индивидуальная по рекомендации ПМПК)
Психолого-педагогический блок Формирование нормативно-правовой и методической базы для внедрения и реализации Стандарта; Создание условий для освоения и принятия педагогами школы концепции Стандарта и основных подходов к его построению; Мотивация профессионального развития педагогов ОУ и решения задач реализации Стандарта; Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях введения и реализации Стандарта; Апробация и внедрение новых образовательных технологий с учётом требований Стандарта;
Подготовка АОП для разных групп обучающихся с ОВЗ; Разработка и внедрение системы оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися АОП; Информационно-методическая поддержка процесса подготовки введения Стандарта; Мониторинг и фиксация хода и результатов подготовки условий введения Стандарта; Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности).
Формы организации обучения Очная Очно-заочная С применением дистанционных образовательных технологий Заочная С применением дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
Результатом практической реализации психолого-педагогического блока является личностное развитие педагогов, которое лежит в основе профессиональной активности и результативной деятельности по созданию условий для успешной реализации требований СФГОС, что в дальнейшем обеспечит новое качество образования обучающихся с ОВЗ.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Цели дистанционного обучения:
подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном; подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля; углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени; дополнительное образование по интересам.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет
электронная почта; телеконференции; пересылка данных ; гипертекстовые среды; ресурсы мировой сети Интернет; видеоконференции
дети –инвалиды; дети, обучающиеся по системе Экстерната; часто болеющие дети (карантин); дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ; одаренные дети; дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых; дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города. Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО:
Схема дистанционного обучения
«Плюсы" Удобство планирования времени; Личная заинтересованность в получении образования; удобство места обучения; разнообразие и большой объем доступных информационных ресурсов; широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в доставке учебных материалов «Плюсы" и "минусы" дистанционного обучения
"минусы" у слушателей возникает соблазн отложить работу до лучших времен; сложность встраивания мотивационных компонентов (которые должны постоянно поддерживать высокий уровень интереса к процессу) обучения в дистанционные формы; отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем; временные ограничения;
Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная . Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.
Детский церебральный паралич – это группа различных по клиническим проявлениям синдромов, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционирование мышц, характеризующихся неспособностью сохранить нормальную позу и выполнить непроизвольные движения
Структура нарушений познавательной сферы при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный , дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная инертность и замедленность всех психических процессов; выраженность астенических проявлений; Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире
У младших школьников с ДЦП независимо от формы нарушения наблюдается эгоцентризм, себялюбие, требовательность. Это связано с тем, что развитие таких детей происходит в узком кругу, и они оторваны от общественной жизни.
Для профилактики нарушений внимания и работоспособности необходимо дозирование интеллектуальной нагрузки (объем учебного материала должен быть сокращен на треть от обычного объема); • сокращение времени урока; • число уроков должно быть сокращено или разделено на периоды с организацией длительного отдыха между ними; • планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости; • во время уроков необходимо планировать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения; • применять на уроках специальные методики и приемы предъявления материала с учетом характера нарушения или заболевания .
Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам . В связи с этим целесообразно при планировании и проведении уроков опираться на линейно-концентрический принцип обучения, что предполагает строить изучение нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления деятельности, но на более высоком уровне. Вводится многократное повторение материала .
Личностные особенности детей необходимо учитывать при подборе заданий. Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности.
Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько , сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.
Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Им необходимо постоянное внимание, поддержка, похвала. На начальном этапе взаимодействия с учеником преподавателю необходимо установить доверительные отношения, заинтересовать предметом, сделать, технически, учебный процесс понятным, доступным, интересным. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала.
На начальном этапе также важно установить контакт с родителями ученика, выяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь). Учителю необходимо знать особенности ученика, чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций.
В работе, помимо общедидактических принципов, руководствуюсь следующими принципами: принцип самостоятельности, принцип мотивации, принцип связи теории с практикой, принцип эффективности. Что обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения.
Алгоритм действий при подготовке к дистанционному уроку Информационный блок; индивидуальные особенности ученика; информация по теме урока: Учёт индивидуальных особенностей ученика : - имеющиеся ограниченные возможности здоровья (ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи и др.); - успеваемость (слабая, средняя, хорошая; активный, пассивный);
темп работы на уроке (медленный, средний, быстрый, неравномерный); - общая подготовленность ученика по предмету (слабая, средняя, хорошая); - отношение к разным формам работы (предпочитает диалог, предпочитает работу с иллюстративным материалом, предпочитает обсуждение вопросов по теме урока и др.); - коммуникативность (слабая, средняя, высокая); - эмоциональность (слабая, средняя, высокая); - умение пользоваться техническими средствами обучения (слабый, средний, хороший уровень).
б) тема урока, место урока в тематическом разделе, цель урока; - отбор материалов (аудио- видео) к уроку; - что ученик должен понять, запомнить, знать и уметь после урока; - определить доступный ученику объём материала, зафиксировать интересные факты по теме урока; - методы и приёмы ведения данного урока; - включение здоровьесберегающего компонента в структуру урока (разминка, рефлексивная техника, профилактика зрительного утомления);
Безусловно, для организации систем дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо также учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации. Данное явление обусловлено особенностями динамичного развития современной информационной среды, что конечно же оказывает влияние на личностное развитие детей.
Преимущества ДО очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.
Литература: 1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с. 2. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. — 191 с. 3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. — М.: СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с. 4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. — режим открытого доступа http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html Зинченко С. С. Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 523-525.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные методики коррекции поведения и обучения детей с диагнозом РАС.
В последнее время все чаще и чаще в школу приходят особые дети. Учителя, которые раньше не встречались с такими детьми в недоумении, они растеряны и не знают, как можно помочь такому ребенку. не...
Отличительные особенности дистанционного обучения.
Дистанционное обучение отличается от привычных занятий в школе. При переходе на новый формат учителя неизбежно сталкиваются с трудностями. Рассмотрим самые распространенные вопросы, которые возникают ...
Особенности дистанционного обучения в школах для детей с особыми образовательными потребностями
Последние несколько лет активно развивается сфера онлайн обучения. На просторах интернета каждый день появляются новые курсы, программы самообразования в самых различных сферах. Современные реалии обя...
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Дистанционное обучение детей с ОВЗ - уникальная и порой единственная возможность адаптироваться....
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»
презентация...
«Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»
laquo;Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ»...
Комплекс условий для организации обучения детей с диагнозом РАС в условиях класса
В своем сообщении я хочу поделиться с вами опытом работы с обучающимися с диагнозом РАС в условиях класса....