Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности обучающихся в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему
Методические материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности учащихся в рамках реализации ФГОС.
В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль мышления и мировоззрения человека. Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях (слайд).
В 1 ступени школы закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели - задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счёта, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у школьников навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.
В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции. «Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В.Н.Максимова (слайд). Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на учащихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути её реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области.
Эффективные пути реализации интеграции:
- интеграция через поиск межпредметных связей;
- тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
- разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (слайд)
Всё это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.
Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из разных областей.
Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией (слайд)
Потоки информации и их объёмы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отследить необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной. В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит учащимся самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.
Понятие «система» и «интеграция» близки.
Системный подход является основой интеграции знаний (слайд)
Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступать одним из путей мобильности и вариативности содержания образования.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём многообразии с привлечением разных знаний: литературы, иностранного языка, музыки, живописи и т.д., что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика (слайд).
Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности:
Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей:
- знания приобретают качества системности;
- умения становятся обобщенными, комплексными;
- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов;
- эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности (слайд)
Вывод: Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности (слайд).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях
« Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В. Н. Максимова
Эффективные пути реализации интеграции : интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов
Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией
Системный подход является основой интеграции знаний
Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика
Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, комплексными; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов; эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности
Вывод : Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...
Современный подход к здоровьесбережению обучающихся в рамках реализации ФГОС второго поколения
Данная статья повествует о том, какие проблемы в настоящее время подстерегают наших детей в обучении. А так же описано о современном подходе к здоровьесбережению обучающихся в рамках реализации ФГОС в...
Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...
Использование интерактивных технологий в начальной школе как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС
Об актуальности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, об организации учебного процесса и способах активизации познавательной деятельности младших школьников....
Мониторинг оценки учебных достижений обучающихся в рамках реализации ФГОС. Качество образовательных ресурсов: устный счёт.
Статья раскрывает содержание и мониторинг учебных достижений....
Статья "Обобщение опыта по теме "Реализация современных педагогических технологий - один из путей развития способностей учащихся в рамках реализации ФГОС"
Обобщение опыта "Релизация современных педагогических технологий..."...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов,...