Мотивация младшего школьника.
статья (4 класс) на тему
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_mladshego_shkolnika_statya.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация младшего школьника.
Т.И. Шеменева учитель начальных классов
МБОУ «Новоусманский лицей»
Новоусманского района
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.
Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы, её рефлексии. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения лучше вовсе не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе, отмечая, что того-то и того-то ребенок еще не знает, пока не усвоил, не умеет. Такой анализ мы для себя и фиксируем. При тематической форме учета и оценки работы учащихся это сделать легко.
Это и есть разные пути формирования положительной устойчивости мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации учебной следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может им не быть. В совокупности все эти пути являются достаточно эффективным средством формирования мотивации учения у школьника.
Мотивация- это сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому, на наш взгляд, формирование мотивации не может идти по частям. Только целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель – именно то звено, через которое можно управлять процессом формирования мотиваций, чтобы обеспечить такой подход. Отметим, что мотивация в целом и в том числе проблемы мотивации учения исследуются достаточно широко. Однако до настоящего времени, несмотря на большое количество данных, они не только разнообразны, но нередко и противоречивы. Например, это касается не только теоретических вопросов, но и конкретных вопросов, касающихся динамики мотивов учения детей младшего школьного возраста.
Ещё Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребёнок почувствовал: учение- это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.
Поддерживать интерес у ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Всем хорошо известно, что у младших школьников преобладает образное мышление. Образы понятий наглядны, а ведь наглядность – один из основополагающих принципов дидактики.
Формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т. д.), является необходимым, для чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что такие мотивы возникнут сами по себе, не приходится. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться алгоритмом изучения мотивов.
1.Определение уточнение целей обучения.
2.Выявление возрастных возможностей мотивации.
3.Выявление исходного уровня мотивации.
4. Уточнение превалирующих мотивов.
5.Изучение индивидуальных особенностей мотивации.
6.Анализ причин изменения мотивации.
7.Формирование должных мотивов.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
-увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм;
-связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориетациями школьников;
-использование новых и нетрадиционных форм обучения;
-обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа систем, использование интерактивных компьютерных средств;
-взаимообучение (в парах, микрогруппах);
-тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых;
-доверие к ученику, мастерство педагога и др.
Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.
Следует заметить роль методов проблемно-развивающего обучения в формировании мотивов учения. Различные формы коллективной деятельности учащихся на уроке играют значительную роль в становлении мотивации учения.
Только та информация, которая и как-то созвучно его потребностям,
Подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому нам очень важно знать потребности, которые могут возникнуть.
Хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...
ИКТ как средство развития познавательной мотивации младших школьников
Данная презентация является поддержкой к одноименной статье....
презентация "учебная мотивация младших школьников"
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо...
Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время обусловлена обновлением содержани...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....