Статья "Личностные универсальные учебные действия".
статья на тему

Ефремова Елена Витальевна

   В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться».

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС , позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностные универсальные учебные действия

   В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться».(2 слайд)

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС , позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. (3 слайд)

Личностные УУД делят на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ –( 4 слайд)

Формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём  развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

   При поступлении в школу, путем диагностики, определяется индивидуальная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

   Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о  семейной роли и о социальной роли .

   В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья.    Изучая стихотворения А. Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца»,   Эммы Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность, ребята рассказывают о том, как они заботятся о родителях, братьях и сестрах..

   Или становление происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

( слайд 5)

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Например, работая над стихотворением А. Барто «Я выросла», активно формируется школьная мотивация; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях, широкое применение ИКТ в решении образовательных задач тоже способствуют этому.

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (слайд 6)

Третий блок – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

   Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.

   Например, на уроках литературы личностные универсальные действия формируются через прослеживание «судьбы героя»; на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений; через интерпретацию текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев; «В чём мудрость этого произведения? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа».

Многие тексты по литературе  несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в произведение «Тайное становится явным» Виктора Драгунского. На этом произведении  развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни ситуаций, когда тайное становилось явным?».

    Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».

(Слайд6) личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

это творческие задания на уроках и на факультативах.

(Слайд7)

Действие смыслообразования:

Это урок, предметные декады, факультативы, Олимпиады,

«Математические бои» , индивидуальное сопровождение,

 интеллектуальный марафон

(Слайд8)

действие нравственно-этического оценивания:

работа в группах, ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА, работа с родителями и на уроке математике- матемитические бои.

( Слайд9)

Условия формирования УУД

1.Учитель обращает внимание на развивающую

 ценность любого задания,

2. Учитель отмечает успехи ребенка

3. показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

4. обучает детей приемам работы в группах, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия .

5. учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

6. помогает планировать и прогнозировать свои действия.

7. включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

(слайд 10)

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

(слайд 11)

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

(слайд 12)

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия

       Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. 

( Слайд 13)

В сфере личностных  УУД будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника.

Личностная мотивация учебной деятельности.

Ориентация на моральные нормы и их выполнение.

( Слайд 14)

     Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

уметь ставить себе конкретную цель;

планировать свою жизнь;

прогнозировать возможные ситуации.

    Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.

 Слайд 16

     Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности  на  всех  учебных  предметах.

Слайд 17

Они  представлены  аспектами:

 Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, Саморегуляция

Слайд 18,19,20

Целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование  - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование  - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль  - контроль и результат с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция  - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция-  способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта

Слайд16 по

Приемы формирования действий целеполагания и планирования:

Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися. В дальнейшем обучающиеся определяют тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.

( Слайд 17)

Цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы

( Слайд 18)

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

( Слайд 19)

Приемы организации принятия цели:

-опора на личный жизненный опыт обучающихся;

-использование занимательного игрового материала;

-создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели

-моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

-постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

(Слайд 20)

Планирование:

-картинный план сказки,

-словесный план произведения,

-план (алгоритм, инструкция) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).

Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.

( Слайд 21)

Приемы для формирования УУД планирования

-обсуждение готового плана решения    учебной задачи;

-работа с деформированным планом решения учебной задачи;

-использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

-составление своего плана решения учебной задачи.

           

 ( Слайд 22)

Способы оценивания:

о1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

с( Слайд 23)

Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь.

( Слайд 24)

При оценке учебных умений ученики используют лесенку успеха

( Слайд 25)

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросЫ:

                           -Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

  • - За что себя можешь похвалить?
  • - Над чем еще надо поработать?
  • - Какие задания тебе понравились?
  • - Какие задания оказались трудными?
  • - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

 ( Слайд 26)

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика спрашиваю его:ль

                        Что нужно было сделать в этом задании?

  • Какая была цель, что нужно было получить?
  • Удалось ли получить результат?
  • Найдено решение, ответ?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
  • Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
  • Как ты оцениваешь свою работу?

  ( Слайд 27)

 уДля диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-  «преднамеренные ошибки»;

-  поиск информации в предложенных    источниках;

-   взаимоконтроль;

-  «ищу ошибки»

-  контрольный опрос на определенную проблему.пп

( Слайд 28)а

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных УУД позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

( Слайд 29)

Спасибо за внимание!

6. Учитель помогает планировать и прогнозировать свои действия.

7. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...