Презентация опыта работы по теме «Мультимедийные технологии как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения качественных образовательных результатов»
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Презентация опыта работы по теме

«Мультимедийные технологии

как средство управления деятельностью учащихся младшего школьного возраста

для получения  качественных  образовательных результатов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multimediynye_tehnologii_kak_sredstvo_upravleniya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Ирбит

«Основная общеобразовательная школа №5»

                                                                                     

                                                                                                                       

Презентация опыта работы по теме

«Мультимедийные технологии как средство управления

деятельностью учащихся младшего школьного возраста для получения  качественных  образовательных результатов»

                                                                     Подготовила:                                                

                                                                           Адамбаева Людмила Анатольевна

                                                                            учитель начальных классов,                        

                                                                     высшая квалификационная категория

 

ИРБИТ – 2013

«Обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе  нового качества результатов», – так обозначена стратегическая задача  развития школьного образования в  Концепции федеральных государственных образовательных стандартов [1, с. 5]. Важным инструментом   в решении этой  задачи  являются цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности, а также более частные составляющие образовательного процесса:  условия, средства, ресурсы и т.д. [1, с.10]. Эффективным средством в обучении, позволяющим не только  активизировать знания учащихся,  организовывать  познавательную деятельность младшего школьника, но и управлять ею, являются медиатехнологии [2]. Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия, доля усвоения учебного материала составляет 75% - это результаты последних исследований в этой области [4]. Перечисленные  преимущества мультимедийных технологий  открывают перед учителем огромные возможности,  являются движущей силой в поиске новых путей построения учебно-воспитательного процесса, обеспечивают  ресурсами новые  виды деятельности учителя, направленные на управление деятельностью учащихся  [5, с. 5].  

На помощь учителю в нашу школу пришло  такое мощное обучающее средство, а именно программно-аппаратный комплект  – интерактивная доска SMART Board.

Сделав первые шаги в освоении безграничных просторов возможностей  использования  интерактивной  доски и, получив первый опыт, я поняла, что  мои уроки   перешли в  увлекательную форму изучения программного материала, стали  активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Система проектирования познавательной деятельности,  при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика позволяет мне  эффективно управлять  деятельностью  моих учащихся.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют поле образовательной деятельности каждой школы. В нашей школе несколько лет  работает «Школа первоклассника». Мы «готовим» себе учеников целых 5 месяцев – с января по май каждого года.  Именно в это время остро ощущается   необходимость интерактивности образовательного процесса. Игра, согласно  возрастной характеристике дошкольного возраста,  «осуществляется не в видимом, а в смысловом поле» [7, С. 68 - 75]. Игровые действия носят  изобразительный характер, они схематичны и сосредоточены на воспроизведении отношений между людьми. Эти  и другие возрастные особенности дошкольника  мною были учтены при подготовке учебного занятия «Множество». Цель данного учебного занятия    была сформулирована так: создать условия для формирования понятия «множество»   через  мотивацию  у  детей    потребности включения  в учебную деятельность («хочу»).

После  положительного  настроя на занятие, на этапе актуализации знаний   я,  используя  психологический феномен  данного возраста «Я сам», работала на интерес к получению знаний. «Значение игры для ребенка  дошкольного возраста  велико, - подчеркивал Д.Б. Эльконин, - она затрагивает наиболее существенные стороны  психического развития ребенка» [8, № 3 с. 23]. В игре  «Числа  перепутались», предложенной детям на этом этапе,  формируются   умения в названии, последовательности и обозначении чисел, соотношении   графического  начертания  цифры с его порядковым номером, ведь каждую цифру ребенок  чувствует кончиками пальцев. Каждый дошкольник  ощутил  причастность к происходящему процессу, ведь совместная деятельность  сменилась самостоятельным выполнением указаний взрослого, что сказывается   на социальной ситуации развития.

На этапе постановки учебной задачи,  мы  сформулировали    совместный вывод о множестве как математическом понятии.  Затем я  предложила  поиграть в игру «Найди пару». Основание для классификации предметов дети  пробовали выделить  сами, что способствовало  формированию   классифицирующего  восприятия.  В этой игре   каждый «сам»   реализовал свои способности и обнаружил потребность в их реализации, формируя  понятие подмножества и аргументируя свое мнение.    

На этапе «открытия детьми нового знания»  я предложила детям самим рассказать сказку «Репка»,  используя на интерактивной доске прием перетаскивания. Игра – сказка  позволила мне  не  только управлять интересом детей,  мотивировать их к  речевой деятельности, формировать понятие «множество», но и  работать над  пространственной  ориентацией, ведь  детям  необходимо было  употреблять в своей речи предлоги «за», «до», «после». Даже неговорящие  малыши  пытались говорить, настолько их завлекла интересная деятельность.

Согласно Шаповаленко  И.В. [9, с. 207], «Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами». В игре такого вида  внутренне заключена  задача – достижение цели, соблюдая ряд условий, о которых специально  договариваются. Я предложила детям  поиграть в игру  «Расставь шарики», соблюдая определенные условия (правила), а именно,   следовать очередности, соблюдать строго определенное время, быть внимательным, работать всей ладошкой. В  проектировании  этой игры мною   были заключены внутренние задачи: закрепление умения устанавливать порядок чисел, развитие  мелкой моторики рук, взаимодействие в игровой ситуации. Средства  интерактивной доски  позволили мне  создать  условия для возникновения предпосылок произвольного внимания,   памяти,   моторики.

Принципиальным отличием Федеральных государственных образовательных стандартов является усиление их ориентации на результаты образования [1, с. 15]. Поэтому в его  основе  лежит деятельностная парадигма – теоретические концепции  Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. В научных трудах этих ученых  даны рекомендации педагогам по организации активного овладения детьми дошкольного возраста  общественным сенсорным опытом – общепринятых    свойств  и отношений предметов, такие как сенсорные эталоны формы предметов – геометрические фигуры,   в  результате  чего  формируются правильные, точные, богатые образы,  содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Средства интерактивной доски на   следующем этапе  занятия  помогли  мне не только   закрепить наглядные образы геометрических фигур, но и мотивировать  всех детей к самостоятельному пробному учебному действию, а именно,   определению  их места   в общей фигуре. Для этого я раздала  всем детям интерактивные карточки с передвижными фигурами.  

Другим видом деятельности   по обогащению сенсорного опыта детей дошкольного возраста   была  игра «Найди  отличия». Такой инструмент  как маркер позволил  учащимся  свободно работать  на доске, а карандаш - на раздаточном материале.

Наглядное моделирование лежит в основе формирования интеллектуальных способностей не только дошкольника, но и младшего школьного возраста, поэтому    моделирование  является основной характеристикой деятельности в ФГОС НОО.  Модельная, или схематическая форма мышления, рассматривается  Шаповаленко  И.В. [9] как промежуточная  между образным и логическим мышлением.  Она предполагает формирование умения ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели. Учебную ситуацию «Помоги зайчику», в которой необходимо было представить действия моделирования, я предложила детям на этапе включения в систему знаний и повторения. Моим дошколятам необходимо было маркером обозначить путь следования   зайчика   или путем перетаскивания  объекта, указать его путь. Безусловно, чтобы  насытить деятельность  всех детей и мотивировать их на достижение успеха,  были предложены карточки, на которых все дети смогли показать результат  решения  данной  задачи.

На последнем этапе учебного занятия,   оценивая  свою деятельность и закрепляя понятие «множество», дети  смогли  показать результат всей  своей деятельности.        

Продуктивные виды деятельности, которые  я смогла реализовать средствами программно-аппаратного  комплекта   – интерактивная доска SMART Board -  способствовали развитию личности дошкольника, а именно, формировалась  направленность на получение качественного образовательного результата,  навыков самооценки, появлению новых мотивов, что позволило управлять деятельностью детей.

Используемые источники:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов/под редакцией  А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.  – М.: Просвещение. 2008.
  2. Елисеев А.В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе. 2005
  3. Российская педагогическая  энциклопедия. 1993. с. 555
  4. Федоров А.В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000.  №2
  5. Требования к условиям и ресурсному обеспечению  реализации образовательных программ начального и основного общего образования. – М.: Просвещение. 2009.
  6. Хижняк  И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования. – П.: 2008.
  7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка/Психология развития. Хрестоматия. – СПб.: 2001.
  8. Эльконин Д.Б. Психологические  вопросы детской игры // Психологическая наука и образование.  - 1996. № 3
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология  (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. 2005. 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"

Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...

Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников"

Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников" перед общественностью.Делюсь свои...

Статья на тему: "Интерактивные кубы – эффективное средство обучения детей младшего школьного возраста"

Интерактивные кубы IMO-LEARN – один из новых вариантов интерактивного оборудования, разработанный для эффективного внедрения в образование интерактивных методов обу...