Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (2 класс) на тему
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения составлена для ученика 2 класса VIII вида с расстройством аутистического спектра.
Цель создания программы: индивидуализация образовательного процесса, создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей обучающегося с учетом его возрастных и психофизических особенностей.
Задачи:
· создание оптимальных условий для получения качественного образования, для альтернативного способа обучения, развития и воспитания обучающегося в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
· адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком;
· применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
· организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося;
· организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности;
· сохранение и укрепление здоровья обучающегося на основе совершенствования образовательного процесса;
· раскрытие творческих возможностей и способностей обучающегося через урочную и внеурочную деятельность;
· осуществление дифференцированного, индивидуального подхода;
· адаптация и социализация обучающегося к жизни в обществе.
Наряду с задачами, общими для обучения младших школьников, данная программа содержит специальные задачи, направленные на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных сложной структурой дефекта у обучающегося ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА – ЮГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
Регистрационный номер № _________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ф.И.О. обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Ф.И.О. и контактные данные родителей:
Класс: 2
Ф.И.О. учителя: Хусаинова Инна Владимировна
Ф.И.О. специалистов, работающих с обучающимся:
логопед –
дефектолог –
психолог -
Заключение и рекомендации ТПМПК:
Режим пребывания в Учреждении: индивидуальное обучение на дому
2014 – 2015 учебный год
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения составлена для Иванова Ивана, ученика 2 класса VIII вида с расстройством аутистического спектра.
Характеристика
обучающегося 2 класса КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Иванова Ивана Михайловича, 20.09.2006 года рождения, проживающего по адресу:
ул. Мира д. 58, кв. 21
Иван поступил в школу 01.09.2013 года. Воспитывается в полной, благополучной семье. До поступления в школу ДОУ не посещал. Обучается по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Форма обучения надомная. Программа первого класса Иваном усвоена частично.
Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка ниже возрастной нормы. Навыки самообслуживания развиты слабо. Наблюдаются нарушения познавательной деятельности, внимание неустойчивое. Игровая деятельность не развита, предметно- практическая деятельность не сформирована.
Речь неразвита. В активном словаре присутствуют отдельные звукокомплексы. Испытывает стойкие трудности в формировании навыка чтения и письма, в соответствии с программными требованиями навыки не сформированы. Изученные буквы показывает, но звуки не произносит. При общении пользуется мимикой и жестами.
Моторика рук развита плохо, карандаш держит с напряжением, нажим слабый. При закрашивании рисунков не видит границ. Навыками письма не владеет. Пишет и рисует только с помощью - «рука в руке». Осваивает письмо слов на компьютере с большим трудом.
В пространственных представлениях: «верх – низ», «много – мало», «лево – право», «выше – ниже», «больше – меньше» не ориентируется. Алексей хорошо считает и соотносит предметы с числом, знает фигуры и цвета. Сложность в восприятии математических действий, вызывает трудность при решении примеров и задач.
Навыками самостоятельной работы не владеет, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция. Во время урока быстро утомляется. Деятельность хаотична, непродуманна, часто прерывается нежелательным поведением: из-за возникающих трудностей проявляет агрессию, толкается, кричит. При выполнении заданий требуется многократное повторение инструкции, стимулирующая и направляющая помощь.
Цель создания программы: индивидуализация образовательного процесса, создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей обучающегося с учетом его возрастных и психофизических особенностей.
Задачи:
- создание оптимальных условий для получения качественного образования, для альтернативного способа обучения, развития и воспитания обучающегося в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности;
- сохранение и укрепление здоровья обучающегося на основе совершенствования образовательного процесса;
- раскрытие творческих возможностей и способностей обучающегося через урочную и внеурочную деятельность;
- осуществление дифференцированного, индивидуального подхода;
- адаптация и социализация обучающегося к жизни в обществе.
Наряду с задачами, общими для обучения младших школьников, данная программа содержит специальные задачи, направленные на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных сложной структурой дефекта у обучающегося ребенка.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция и развитие импрессивной речи, направленные на формирование умения вслушиваться в речь, расширять объем понимания обращенной речи, накопление пассивного словарного запаса с ориентацией на понимание слов, словосочетаний, подкрепленных наглядными предметными действиями;
- коррекция и развитие экспрессивной речи, направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического строя языка, на развитие связной речи, ее коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций;
- развитие предметно-практической деятельности, направленной на формирование у обучающегося произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами;
- коррекция и развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения);
- коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей;
- коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, направленная на повышение общего уровня развития обучающегося;
- коррекция и развитие общей и мелкой моторики, направленные на формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.
Содержание образовательной программы устанавливается соответствующим федеральным образовательным стандартом на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ
- Закона ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре» 11. 11. 2005г. №107-оз (ред.30.04.2011г. №29-оз)
- Письма Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами» от18.04.2008 № АФ- 150/06
- Письма Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28.02.2003г. №27/2643-6
- Приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об утверждении примерных учебных планов для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной, общеобразовательной, специальной (коррекционной) и индивидуальной программе в общеобразовательных учреждениях Ханты - Мансийского автономного округа-Югры» от 07.09.2012г. №1057
Рабочие программы по учебным предметам разработаны на основе:
- Программы подготовительного и 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г. и соответствуют государственному образовательному стандарту 2004 года.
Обоснование варьирования программы:
Данная образовательная программа адаптирована для индивидуального обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающегося, что предполагает внесение изменений в используемую примерную авторскую программу. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, темп прохождения материала может замедляться или увеличиваться, поэтому возможно перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, а также может быть изменение последовательности изучения тем. При модификации входящих в адаптированную образовательную программу рабочих программ, перераспределении учебного материала, изменении темпа его прохождения были соблюдены дидактические требования соответствия содержания обучения индивидуальным возможностям и потребностям обучающегося.
Реализация программы осуществляется через освоение обучающимся образовательных компонентов (учебных предметов) по следующим дисциплинам:
- Чтение и развитие речи
- Грамматика, правописание и развитие речи
- Математика
- Живой мир
Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное обучение на дому.
Объем учебной нагрузки составляет 8 часов в неделю.
Срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год.
Ожидаемый результат: к концу учебного года Сапкулов Алексей должен усвоить обязательный минимум содержания программы 2 класса VIII вида.
Предполагаемые результаты
освоения образовательной программы:
- выполнение обучающимся основных минимальных требований государственного образовательного стандарта;
- достижение оптимального уровня обученности обучающегося;
- овладение обучающимся доступными ему способами и навыками освоения учебной программы;
- развитие положительной мотивации к образовательному процессу;
- развитие познавательных способностей;
- развитие коммуникативных навыков;
- коррекция умственного развития;
- достижение гражданского, нравственного уровня личности с учетом требований общества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Создание условий, необходимых для осуществления образовательного процесса (наличие)
Доступная среда |
|
Специальное оборудование |
|
Специальные учебники и учебные пособия |
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: «Просвещение» 2013г. |
Развивающая среда |
|
Освоение образовательной программы
Предмет | Требования стандарта (базовый уровень) | Цель и задачи освоения программы | Формы организации учебной деятельности | Показатели эффективности учебной деятельности | Результаты учебной деятельности |
1. Грамматика, правописание и развитие речи | 1. Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании. 2. Списывать по слогам с рукописного и печатного текста. 3. Писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа. 4. Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. 5. Составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. | Цель: -овладение элементарными навыками письма. Задачи: - приобретение практических навыков письменной речи; - выработать элементарные навыки грамотного письма; - научить последовательно и правильно излагать свои мысли в письменной форме; - формировать основы орфографических и пунктуационных навыков; - воспитывать интерес к родному языку. Специальные коррекционные задачи: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие фонетико-фонематических представлений; - формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - развитие высших психических функций; - развитие речи, владение техникой речи; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. | Индиви-дуальный урок на дому | Контрольные работы тематические, итоговые (диктанты, списывание). При оценивании письменных работ: не учитываются одно-два исправления, ошибки на не изученные правила, одна пунктуационная ошибка. При небрежном выполнении письменных работ, в большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и соединений оценка не снижается, т.к. это связано с нарушением моторики. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, учитываются индивидуально. Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4» ставится за работу с одной-тремя ошибками. Оценка «3» ставится за работу с четырьмя-шестью ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено более шести ошибок. | Обучающийся научится (обязательный минимум), используя наглядность и предметные картинки: - различать и показывать гласные и согласные звуки; - устно делить слова на слоги и показывать их количество; - составлять предложения по предметной картинке, используя образец и разрезной материал; - приобрести навык пользования карандашом и ручкой, научится обводить и раскрашивать фигуры; - списывать по слогам с печатного текста с помощью печатных букв; - обводить рукописные буквы; - приобрести навык использования компьютерной техники для ввода слов с помощью клавиатуры для списывания по слогам с печатного текста, для письма под диктовку слов, написание которых не расходятся с произношением. |
2. Чтение и развитие речи | 1. Составлять и читать слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. 2. Осознанно, правильно читать слов по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Соблюдать при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. 3. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту и картин; находить в тексте предложения для ответа на вопросы 4. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. 5. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом. | Цель: развитие навыков осознанного чтения обучающегося доступными для него средствами. Задачи: - научить читать доступный пониманию текст, осмысленно воспринимать прочитанное, используя метод глобального чтения; - развивать коммуникативные навыки с помощью невербальных средств общения, рисования к тексту словесных картинок; - формирование положительных эмоций, связанных с процессом обучения чтению. Специальные коррекционные задачи: - развитие слухового и зрительного восприятия; - коррекция и развитие мыслительной деятельности; - коррекция и развитие высших психических функций; - расширение и активизация словарного запаса; - повышение уровня общего развития, коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы. | Индиви- дуальный урок на дому |
Контрольные работы по тексту, сюжетным иллюстрациям и картинам. Оценка «5»: составляет предложения и короткие тексты, используя компьютерную клавиатуру или разрезной материал правильно с одной-двумя исправленными ошибками самостоятельно; Оценка «4»: составляет предложения и короткие тексты, используя компьютерную клавиатуру или разрезной материал, допускает одну-две ошибки, но исправляет их с незначительной помощью учителя; Оценка «3»: затрудняется в составлении предложений, используя компьютерную клавиатуру или разрезной материал, допускает три-четыре ошибки, исправляет с помощью учителя. Оценка «2»: затрудняется в составлении слов, используя компьютерную клавиатуру или разрезной материал, допускает более пяти ошибок, помощь учителя не использует. | Обучающийся научится (обязательный минимум): - слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку; - составлять простые предложения из набора слов по сюжетным картинкам по вопросам учителя, на предложенную тему; - составлять простые предложения по предметной картинке, по образцу, используя разрезной материал; - осознанно, читать слова, используя метод глобального чтения; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного учителем в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту и картин, используя предметные картинки.
|
3. Математика | Обучающийся должен знать: - счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; - таблицу состава чисел (11 – 18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; - названия компонентов и результатов сложения и вычитания; - математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; - различие между прямой, лучом и отрезком; -элементы угла, виды углов; - элементы четырехугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства; - элементы треугольника. Обучающийся должен уметь: - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой; - решать только простые арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи; -узнавать, отрезки, углы: прямой, тупой, острый; - определять время по часам сточностью до 1 часа. - вычерчивать прямоугольник, квадрат с помощью учителя. - знать состав однозначных чисел. | Цель: - заложить основы элементарных математических знаний и умений обучающегося. Задачи: - формирование доступных математических знаний и умений для применения их в повседневной жизни; - развитие основных мыслительных операций; - воспитание интереса к математике, настойчивости, терпеливости, трудолюбия. Специальные коррекционные задачи: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. | Индиви- дуальный урок на дому | Контрольные работы тематические, итоговые. Оценка «5» ставится, если обучающийся без ошибок выполняет сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой; решает простые арифметические задачи; кратко записывает содержание задачи с помощью клавиатуры компьютера или разрезного материала; узнает, показывает отрезки, углы - острый, прямой, тупой; определяет время по часам с точностью до 1 часа. Оценка «4» ставится за работу с одной тремя ошибками. Оценка «3» ставится за работу с четырьмя-шестью ошибками. Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено более шести ошибок. | Обучающийся научится (обязательный минимум), используя наглядность: - считать и показывать в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток; - уметь решать простые арифметические задачи с помощью предметов или их заместителей в пределах 20; - записывать решение примеров и задач, используя клавиатуру компьютера или разрезной материал; - научиться различать и показывать прямую, луч и отрезок; - узнавать и показывать отрезки, углы: прямой, тупой, острый; - определять время по часам с точностью до 1 часа. |
4. Живой мир | Обучающийся должен усвоить следующие базовые представления:
Обучающийся должен уметь практически применять следующие знания:
| Цель: - создание условий для формирования у обучающегося разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, освоение доступных для понимания терминов и понятий. Задачи: - развивать способности ориентироваться в окружающем мире, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры; - способствовать социализации обучающегося, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде; - уточнить имеющиеся представления об окружающем мире, расширить и обогатить их; - обучать умению наблюдать природные явления, сравнивать, составлять описания различными доступными для обучающегося методами; - формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить бережному отношению к природе. Специальные – коррекционные задачи: - развитие слухового и осязательного восприятия, мелкой моторики рук; - коррекция и развитие высших психических функций; -коррекция и развитие мыслительной деятельности; - повышение уровня общего развития, коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; - коррекция и развитие различных невербальных форм общения. | Индиви-дуальный урок на дому |
Контрольные практические работы с использованием натуральных объектов и предметных картинок. Оценка «5» ставится, если обучающийся правильно показывает изученные объекты и явления; различает 2-3 комнатных растения, их части, осуществляет уход за ними; различает наиболее распространённые овощи и фрукты, показывает, где они растут, как их использует человек; различает домашних и диких животных, рыб; выполняет элементарные гигиенические правила; различает признаки времён года. Оценка «4» ставится, если обучающийся при ответах, при выполнении практических заданий допускает 1 – 2 ошибки, в минимальном объеме использует помощь учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся при ответах, при выполнении практических заданий допускают 3 – 4 ошибки, на 50 % использует помощь учителя. Оценка «2» ставится, если обучающийся не показывает изученные объекты и явления; не различает 2-3 комнатных растения, их части, не осуществляет уход за ними; не различает наиболее распространённые овощи и фрукты, не показывает, где они растут, как их использует человек; не различает домашних и диких животных, рыб; не различает признаки времён года. | Обучающийся научится (обязательный минимум): - показывать изученные объекты и явления; - различать и показывать 2-3 вида комнатных растений, показывать их части, ухаживать за ними; - различать и показывать наиболее распространённые овощи и фрукты; - различать и показывать изученных диких и домашних животных, рыб; - отвечать на вопросы, используя предметные картинки; - составлять простые нераспространенные предложения по предложенной теме; - различать и показывать признаки времён года; - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА."Часть адаптированной образовательной программы" , Государственное бюджетное образовательное учреждение,Министерство образования и науки Российской Федерации. Сизых Елена Викторовна .
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГО...
Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...
Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ
В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...