Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»
статья на тему
Курс "Гражданское образование"создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir-e_uud.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Таланова Лариса Владимировна, учитель начальных классов ЦО «Технологии обучения»
Формирование личностных универсальных учебных действий младшего школьника средствами курса « Гражданское образование»
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия делятся на 3 блока: 1)самоопределение;2)смыслообразование;3)нравственно-этическая ориентация.
Самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений (формирование Я-концепции, самооценка)
Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется (мотивационная сфера)
Нравственно-этическая ориентация - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор (моральное сознание и поведение).
Одна из главных задач школьного образования - подготовить выпускника к самоопределению, которое понимается как личностное самоопределение ( какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду) и как профессиональное самоопределение.
Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее.
Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
Одной из составляющих самоопределения является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе оценку взрослого ребёнок правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, чтобы пересмотреть своё отношение к учению.
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.
Смыслы и мотивы учебной деятельности имеют важнейшую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Задача школы - формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.
Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. Личностные УУД (ЛУУД) обеспечивают развитие таких качеств личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Курс «Гражданское образование в начальных классах» способствует формированию личностных УУД у детей. Этот курс разработан преподавателями кафедры начального образования Нижегородского ИРО С.К. Тивиковой, Н.Н. Деменевой для 2-3 классов начальной школы и состоит из УМК «Кораблик» и «Жар-птица». По данному УМК курса «Гражданское образование» я работаю 12 лет.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода».
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На первом году обучения курсу гражданского образования при изучении темы « Дом, в котором мы живём» особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля, жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство, гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села. Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
При изучении тем « В путешествие по миру» и «В тридевятом царстве» уделяется внимание следующим понятиям: мир - земной шар, мир-согласие, сотрудничество людей разных стран, добро, честность, справедливость, взаимопомощь, нравственные ценности, законы дружбы. Здесь дети знакомятся с историей, культурой, обычаями и особенностями Америки, Индии, стран Европы, Азии, Африки.
В теме « Я и моя семья» большое внимание уделяется таким понятиям: социальные роли человека, братство, милосердие, дети и родители, родственники, семейные традиции, имя человека, самопознание, характер человека.
На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
На втором году обучения изучаются темы по четвертям: «Тепло родного очага», «Над Российскими просторами», «Живём мы по соседству», « Из страны детства в мир взрослых». Рассматриваются следующие основные понятия: предки, потомки, поколение, мировое древо, реликвия; малая родина, государство и его признаки; страны-соседи, культурный человек и т.д. Дети знакомятся со странами-соседями России – странами ближнего зарубежья, их культурой, особенностями, традициями и т.п. При этом дети осознают и особенности своей страны- России – в сопоставлении с другими странами. Знакомясь с традициями народов разных республик, учащиеся, т.о., больше узнают и о традициях россиян. Важным является и рассмотрение материала с разных точек зрения: страна глазами её народа и страна глазами россиян.
Основная тема 4-ой четверти второго года обучения курсу гражданского образования- «Человек и общество». Она рассматривается с разных сторон, с точки зрения различных социальных отношений: общение со знакомыми людьми, т.е. с ближайшим окружением; с незнакомыми людьми, отношение человека к самому себе. Для социализации – вхождения ребёнка в человеческое общество – ему необходимо не только учиться взаимодействовать с другими людьми, но и познавать самого себя, самосовершенствоваться.
Каждый урок гражданского образования, независимо от его типа, имеет свою внутреннюю структуру и логику. Но особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально значимым на уроке является создание эмоциональной включенности ребенка в содержание урока. Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного, живописного или музыкального обрамления. Поэтому очень значимым является его продуманное начало и завершение, в результате которого у ребенка остаётся эмоциональный образ урока. Применяемые на каждом уроке презентации очень помогают добиться желаемого результата. По ходу урока первоначальные образы развиваются и углубляются на основе имеющихся у детей и вновь получаемых знаний. Может использоваться и игровые элементы, и проблемные вопросы, и другие интересные для детей задания. Например, игра «Устами младенца» (объясни слово).
На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанное учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п.
Урок гражданского образования не имеет жестко заданной структуры. Он, однако, включает несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различны :
- эмоциональное введение в мир урока;
- информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
- восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями, применение презентаций;
- выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике или предложены учителем;
-выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения урока сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности – к учебной и наоборот.
При обработке диагностик, используемых в мониторинге по изучению уровня сформированности личностных УУД у учеников моих классов , получены следующие результаты:
2010-2011 учебный год
Компоненты | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Когнитивный (знаниевый) | 34,00% | 52,00% | 24,00% |
Аксиологический (ценностный) | 38,00% | 46,00% | 16,00% |
Деятельный (поведенческий) | 29,00% | 39,00% | 32,00% |
2011-2012 учебный год | |||
Компоненты | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Когнитивный (знаниевый) | 67,00% | 21,00% | 12,00% |
Аксиологический (ценностный) | 74,00% | 18,00% | 8,00% |
Деятельный (поведенческий) | 56,00% | 26,00% | 18,00% |
Данные результаты позволяют судить о повышении уровня сформированности личностных результатов после завершения курса «Гражданское образование» по всем компонентам: знаниевым, ценностным, поведенческим.
Литература
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. – М.: Просвещение, 2010.- 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников
Личностная диагностика в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....
Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т. е. ученик должен знать морально-этические...
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами завершённой предметной линии «Математика».
Система заданий, способствующие развитию УУД на уроках или внеурочных занятиях по математике....