Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",
методическая разработка на тему

Сухова Ирина Игоревна

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_proekty_v_nachalnoy_shkole.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Актуальность групповых проектов  в начальной школе.

            Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в  группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Работа в группах способствует развитию ряда коммуникативных умений:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

      Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

баланс ролей

четкость целей

согласованность задач, поставленных перед каждым членом

ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка

воспитание поддержки и взаимного доверия.

Этапы работы над проектом.

Проблема (постановка целей и задач проекта) – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Анализ результатов

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного  проектирования. прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и , наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотренной проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

 На планирующем этапе  дети анализируют что они знают по данной теме и что хотят узнать. Обсуждаются и заполняются две графы таблицы (последняя колонка заполняется на этапе анализа результатов проекта), идет выбор подтем, формирование творческих групп.

             

Знаем.

Хотим узнать.

Узнали.

 

         При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий детей, рекомендуется учитывать известные педагогу способности учащихся и их психологические особенности. Вопрос иерархии в проектах вопрос деликатный  и, с одной стороны, его решение позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничать в коллективе, а с другой стороны - требуется тщательное наблюдение за совместной деятельностью  детей в ситуациях сотрудничества и подчинения.

После того, как группы скомплектованы, начинается осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем.

Учитель консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта или исследования является презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными:

научная конференция

газета

спектакль

соревнования

экскурсия

публичное выступление

Заключительный этап проекта представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Затем подводится итог всей работы.

Работа над групповым проектом "Пословицы и поговорки" в 4 классе.

Проблема.

Работа с 1 и 2 колонками таблицы: "Что мы знаем о пословицах и поговорках?", "Что хотим узнать?"

Что хотим узнать?

Особенности пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Какие пословицы и поговорки самые популярные в нашей школе? (исследование)

Есть ли пословицы и поговорки у других народов?

Планирование.

Деление на группы.

Поиск информации.

Самостоятельная работа детей по группам.  Творческая группа иллюстрирует пословицы и поговорки. Проводится конкурс на лучшее сочинение по пословицам и поговоркам.

Презентация.

Выступление на школьной конференции.

Анализ результатов.

Подведение итогов (работа с колонкой таблицы "Что узнали?")

Литература.

1.Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, Т.В. Елиференко, Л.Н. Суслова, И.Г. Воропай "Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" . "Учитель"2015г.

2.В.Ф. Феоктистова "Исследовательская и проектная деятельность младших школьников". "Учитель"2012 г.

3. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова "Проектная деятельность учащихся". "Учитель"2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...

"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе".

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе"....

"Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"

О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность....

Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе

Статья по ораганизации групповой формы работы над проектом в начальной школе...