Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",
методическая разработка на тему
Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_proekty_v_nachalnoy_shkole.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Актуальность групповых проектов в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Работа в группах способствует развитию ряда коммуникативных умений:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
баланс ролей
четкость целей
согласованность задач, поставленных перед каждым членом
ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка
воспитание поддержки и взаимного доверия.
Этапы работы над проектом.
Проблема (постановка целей и задач проекта) – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Анализ результатов
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и , наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотренной проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
На планирующем этапе дети анализируют что они знают по данной теме и что хотят узнать. Обсуждаются и заполняются две графы таблицы (последняя колонка заполняется на этапе анализа результатов проекта), идет выбор подтем, формирование творческих групп.
Знаем. | Хотим узнать. | Узнали. |
При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий детей, рекомендуется учитывать известные педагогу способности учащихся и их психологические особенности. Вопрос иерархии в проектах вопрос деликатный и, с одной стороны, его решение позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничать в коллективе, а с другой стороны - требуется тщательное наблюдение за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения.
После того, как группы скомплектованы, начинается осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем.
Учитель консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта или исследования является презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными:
научная конференция
газета
спектакль
соревнования
экскурсия
публичное выступление
Заключительный этап проекта представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Затем подводится итог всей работы.
Работа над групповым проектом "Пословицы и поговорки" в 4 классе.
Проблема. | Работа с 1 и 2 колонками таблицы: "Что мы знаем о пословицах и поговорках?", "Что хотим узнать?" Что хотим узнать? Особенности пословиц, поговорок, крылатых выражений. Какие пословицы и поговорки самые популярные в нашей школе? (исследование) Есть ли пословицы и поговорки у других народов? |
Планирование. | Деление на группы. |
Поиск информации. | Самостоятельная работа детей по группам. Творческая группа иллюстрирует пословицы и поговорки. Проводится конкурс на лучшее сочинение по пословицам и поговоркам. |
Презентация. | Выступление на школьной конференции. |
Анализ результатов. | Подведение итогов (работа с колонкой таблицы "Что узнали?") |
Литература.
1.Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, Т.В. Елиференко, Л.Н. Суслова, И.Г. Воропай "Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС" . "Учитель"2015г.
2.В.Ф. Феоктистова "Исследовательская и проектная деятельность младших школьников". "Учитель"2012 г.
3. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова "Проектная деятельность учащихся". "Учитель"2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе
В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...
ДОКЛАД Тема: Применение метода проектов в начальной школе (Выступление на педагогическом совете)
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс ...
"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"
Ведущее место среди инновационных средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе".
Презентация к выступлению на МО учителей английского языка по теме " Внеурочная деятельность и проекты в начальной школе"....
Выступление на семинаре классных руководителей "Метод проектов в начальной школе ( из опыты работы)"
Выступление на семинаре классных руководителей...
"Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"
О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность....
Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе
Статья по ораганизации групповой формы работы над проектом в начальной школе...