"Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе"
проект (4 класс) на тему

Гурьянова Марина Валерьевна

О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные и групповые проекты

в начальной школе.

 

«Человек рождён для мысли и действия» - так говорили древние мудрецы.

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли

 сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы  земля наша!»

А.П. Чехов

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и человечество в целом, но только времени у человека меньше, чтобы пройти свой путь познания и оставить свой личный вклад в эволюции, т.е. оставить полезный след после себя.  Если это так, то исследовательской и проектной деятельностью необходимо заниматься с самого раннего детства. Почему с детства? Да потому что дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно увлечь их предметом исследования.

Именно поэтому с 2011 года, с введением ФГОС нового поколения, с целью развивающего обучения в программу начальной школы официально включена проектная деятельность. Именно для реализации целей и задач развивающего обучения в своей работе учитель должен использовать деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время всё большую популярность приобретают исследовательские и проектные методы. Творчески работающий педагог всегда задумывается о выборе метода, т.е. о том, как лучше организовать учебный процесс, чтобы детям было не безразлично, интересно то, чем они занимаются.

О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания нового объекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

В начальной школе мы формируем и развиваем умение планировать работу. Сначала дети учатся составлять план для себя и выполнять работу в соответствии с планом, а затем составляют план как инструкцию для других. Потом мы учимся составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учимся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена цепочка действий (логическая схема):

  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  • Методы: это виды деятельности.
  • Результат: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.

Различие методов:

Проектный метод

Исследовательский метод

  1. Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта.
  2. Решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
  1. Процесс поиска, неизвестных знаний.
  2. Бескорыстный поиск истины.

Этапы методов:

Проектный метод

Исследовательский метод

  1. 1. Выбор темы проекта.
  1. Постановка целей и задач.
  2. Планирование проектной деятельности.
  3. Реализация проекта.
  4. Оценка и самооценка проекта.
  5. Презентация.
  1. Выбор темы исследования.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Организация исследования:
  • Исследование гипотезы путём наблюдения, эксперимента, теоретического анализа.
  • Разрешение вопроса и проверка.
  1. Фиксирование результатов исследования в форме записи, рисунка, коллекции.
  2. Презентация.

Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема: "Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".

А на самом деле, какой из них более эффективен?

Преимущества  каждого вида проекта.

Индивидуальный проект.

Групповой проект.

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

  1. у обучаемого полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;

  1. учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

  1. у обучаемого полноценно формируются общеучебные умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.

  1. у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;

  1. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

  1. каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;

  1. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый учитель, в зависимости от особенностей своего класса или поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта в течение учебного года.

Однозначного ответа  на поставленный выше вопрос нет.

Организация работы над проектом:

преимущества и проблемы

Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.

Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету  предпочитают индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.

Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать впоследствии собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает ученик.

Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития творческого, критического мышления ученика, расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то, чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка, научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике (в методике это принцип политехнизма, на что в анализе урока обращается особое внимание).

В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи имеют возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для того, чтобы сделать своё выступление более зрелищным. Защита исследовательской работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.

Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это ещё и творческий процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении предмету и осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки работы учащиеся самостоятельно или под  руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Таким образом, у учащихся развивается креативная компетенция, как показатель коммуникативного владения предметом.

С другой стороны, групповая проектная работа на уроке и особенно исследовательские проекты представляют определённую трудность: формирование проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.

Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

Тип проекта

Преимущества

Проблемы

Групповой

 ● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

 ● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;

 ● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

  ● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

 ● такой проект способствует групповому сплочению.

 ● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;

 ● труднее организовать и координировать работу;

 ● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

 ● труднее оценить вклад каждого члена группы.

Индивидуальный

 ● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

 ● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

 ● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

 ● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

 ● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

 ● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

 ● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

 ● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

Таким образом, грамотно выбранная позиция учителя даст не только возможность оказывать на учеников воспитательное воздействие, но и вовлечёт их в проектный или исследовательский процесс на любом изучаемом предмете.

Литература.

  1. М.К. Господникова и другие. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
  1. В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. М.Ю. Шатилова и другие. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Особенности работы над групповым исследовательским проектом в начальной школе

В статье описана методика работы над групповым междисциплинарным исследовательским проектом в начальной школе. Рассказывается об опыте работы над проектом "У природы нет плохой погоды". В этом проекте...

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе"

Ведущее место среди инновационных  средств работы с обучаемыми на сегодняшний день принадлежит  методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными л...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",

Выступление на тему "Актуальность групповых проектов в начальной школе",...

Организация групповой формы работы над проектом в начальной школе

Статья по ораганизации групповой формы работы над проектом в начальной школе...