Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу РПС "Математика,логика,информатика" для 4-ого класса.
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе на занятиях по курсу РПС "Математика, логика, информатика" т.е. результат даст системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зам. директора ГБОУ СОШ № 2100
Огурцова Г.К.
__________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по курсу РПС «Информатика, логика, математика»
4 класс «Г»
Автор-разработчик:
Губина Елена Михайловна-педагог дополнительного
образования,
учитель начальных классов.
Москва
2015-2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей. Информатика, логика, математика» разработана на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.А.Холодовой, / М.: РОСТ - книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».
Курс имеет общеинтеллектуальное направление. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа рассчитана на детей от 9 до 10 лет.
Тематическое планирование рассчитано на недельную учебную нагрузку – 1ч, что составляет 35 учебных часов в год:
I триместр - 12 часов;
II триместр - 11 часов;
III триместр –12 часов;
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия: О.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ - книга,2011.О.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2013.
Цели изучения курса: расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод в зону актуального развития.
Задачи курса: развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, ощущений); общеучебных умений и навыков.
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при правильно организованной работе, т.е. результат даёт системная работа, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей детей
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности.
А это означает, что возникает интерес к учебе.
В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии необходимо проводить коллективное обсуждение решения задачи определенного вида.
Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное) осуществляется.
К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи.
Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В курсе используются задачи разной сложности и слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Развитие познавательных способностей».
Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика и конструирование» и, как следствие, расширить набор ценностных
ориентиров.
-Ценность истины — это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания.
- задания на развитие памяти.
- задания на совершенствование воображения.
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих
ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от
бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка:
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких
частей, которые выбираются из множества данных;
-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Также предлагаются задания, направленные на формирование умений выполнять алгоритмические предписания.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий,
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации,
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
- системность - задания располагаются в определенном порядке;
- принцип «спирали» - через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого к сложному» - задания постепенно усложняются;
- увеличение объема материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ .
Достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
- Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие сенсорной сферы.
- Развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
- Основные принципы распределения материала:
- 1) системность – задания располагаются в определенном порядке;
- 2) принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются ;
- 3) принцип «от простого к сложному» – задания постепенно усложняются;
- 4) увеличение объема материала;
- 5) наращивание темпа выполнения заданий;
- 6) смена разных видов деятельности.
- Таким образом достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
для учителя:
О.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ - книга,2011.
О.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга,2013.
Л.Ф. Мищенкова «Творческие игры и развивающие упражнения». Волгоград Издательство «Учитель» 2010 г
Л.А. Абьятанова , Т.А. Иванова «Развитие мышления и познавательных способностей». Волгоград Издательство «Учитель» 2010 г
А.Г,Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли» : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
М.Ю. Демидова Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
для учащихся:
О.Холодова Юным умникам и умницам (Информатика, логика, математика). Рабочая тетрадь в 2-х частях.- М.: РОСТ - книга, 2013г
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. | Компьютер |
2. | Проектор |
3. | Интерактивная доска |
4. | Сканер |
5. | Принтер |
6. | Колонки |
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета « Информатика,логика, математика»
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса РПС является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения курса осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
4-й классы
Личностными результатами изучения учебно-методического курса « является формирование следующих умений:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
-В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-Уметь:
-четко и ясно излагать свои мысли;
- давать определения понятиям; строить умозаключения;
-аргументированно доказывать свою точку зрения;
-общаться и взаимодействовать в коллективе;
- работать в парах, группах;
-уважать мнение других;
-объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
Уметь:
- решать нестандартные задачи;
-аргументированно доказывать свою точку зрения;
- вычерчивать фигуры, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды;
-выбирать пары идентичных фигур;
- выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного предмета;
-делить фигуры на несколько заданных частей и восстановление заданной фигуры из её частей
Уметь:
-общаться и взаимодействовать в коллективе;
-четко и ясно излагать свои мысли;
-объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-выбирать пары идентичных фигур;
- работать в парах, группах;
-уважать мнение других;
-объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-общаться и взаимодействовать в коллективе;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧН0Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОРМАТИКА, ЛОГИКА, МАТЕМАТИКА» в 4 «Г» классе
Учебник-тетрадь: «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика» Автор: О.А.Холодова Издательство: Москва, «Баласс», 2013г.
1 триместр 2015-2016 учебный год
УМК «Школа 2100» 10 часов Учитель: Губина Е.М.
№ урока по теме | Название разделов Темы внеурочных занятий | ИКТ | ||||
Тематическое планирование внеурочных занятий по информатике, логике, математике из расчета 1 час в неделю. | ||||||
I триместр. | ||||||
Занятие 1 «Развитие памяти, внимания, мышления, логики» | Набор ЦОР ПК презентация | |||||
Занятие 2 «Развиваем внимание». Урок - игра | Набор ЦОР ПК презентация | |||||
Занятие 3 «Тренируем внимание» | Набор ЦОР ПК презентация | |||||
Занятие 4 «Развиваем слуховую память». Урок – путешествие. | Набор ЦОР ПК презентация | |||||
5. | Занятие 5 «Тренируем зрительную память» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
6. | Занятие 6 «Поиск закономерностей» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
7. | Занятие 7 «Совершенствование воображения» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
8. | Занятие 8 «Развитие быстроты реакции» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
9. | Занятие 9 «Развиваем внимание» | |||||
10. | Занятие 10 «Тренируем внимание» | |||||
11. | Занятие 11 «Тренируем внимание» | |||||
12. | Занятие 12 «Поиск закономерностей» II триместр. | |||||
13 | Занятие 13 «Совершенствование воображения» Урок- игра. | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
14 | Занятие 14 «Развитие быстроты реакции» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
15 | Занятие 15 «Развиваем внимание». Урок – путешествие. | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
16 | Занятие 16 «Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
17 | Занятие 17 «Тренировка внимания.Совершенствование мыслительных операций» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
18 | Занятие 18«Развиваем слуховую память»Разминка.» | |||||
19 | Занятие 19 Развиваем слуховую память.Разминка.» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
20 | Занятие 20«Поиск закономерностей.Разминка». | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
21 | Занятие 21 «Конкурс эрудитов №1» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
22 | Занятие 22 Совершенствование воображения. Разминка» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
23 | Занятие 23 «Развитие быстроты реакции». | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
III триместр. | ||||||
24 | Занятие 24 «Мир живой природы. Развиваем внимание» | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
25 | Занятие 25. Развиваем слуховую память. | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
26 | Занятие 26. Тренируем зрительную память. | Набор ЦОР ПК презентация | ||||
27 | Занятие 27. Поиск закономерностей. | Набор ЦОР | ||||
2 8 | Занятие 28. Совершенствование воображения. | ПК презентация | ||||
29 | Занятие 29. Развитие быстроты реакции. | Набор ЦОР | ||||
30 | Занятие 30. Развиваем внимание. | ПК презентация | ||||
31 | Занятие 31. Тренируем внимание. | ПК презентация | ||||
32 | Занятие 32. Развиваем слуховую память. Разминка. | Набор ЦОР | ||||
33 | Занятие 33. Тренируем зрительную память. Разминка. | Набор ЦОР | ||||
34 | Занятие 34. Проверяем развитие памяти, внимания, мышления, логики. | ПК презентация | ||||
35 | Занятие 35. Конкурс эрудитов. | Набор ЦОР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу ЗОЖ в 3 классе. ФГОС
По данному курсу ЗОЖ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу Умники и умницы в 3 классе. ФГОС
По данному курсу УМНИКИ И УМНИЦЫ внеурочной деятельности ( ФГОС) работает вся наша параллель третьих классов (шесть классов) в этом учебном году....
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Мы москвичи", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на создание условий для культурного самоопределения учащихся., позволяет реализовать социальное направление развития личности обучающ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Риторика", 4 класс.
Цель данного курса как предмета филологического цикла-научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в различных ситуациях, решать коммуникативные задач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Пишу красиво и грамотно" . 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...