Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.
статья на тему

Силаева Инга Владимировна

 

Модель организации  обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации  обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Пропедевтический этап (1 кл.)

Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества с библиотеками. Формы работы:

- коллективные творческие дела, классные часы;

- свободные уроки.

       Содержание

Позиция учителя и учащихся

   Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию сотрудничества с библиотеками;

- организация пробных исследовательских действий с участием родителей.  

 - оформление мобильных детских групп, реализующих мини-проекты;

 - проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов;

Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся:

исполняют, выбирают

- знакомятся с книгой, со способами  получения информации;

- овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);

- учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;

- с помощью родителей выполняют мини-проекты;

- под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков;

- учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям).

Познавательные:

- умение наблюдать;

- находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников;

- сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное;

-составлять небольшие сообщения по изучаемой теме;

- представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

Регулятивные:

-способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации;

- способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль;

- сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта;

- обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками.

Коммуникативные:

- умение услышать другое мнение;

-отстаивать свою точку зрения без конфликтов;

- делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение);

       Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

-появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

-приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учителями;

-опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью учителя, родителей.

Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2кл.)  

Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного  исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

-коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования;

-организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

               Содержание

Позиция учителя и учащихся

    Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;

 - формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;

-  работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов;

- выход учащихся за пределы класса  школы с результатами работ

Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

Выбирают, инициируют.

-осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы;

- сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов;

- самостоятельно осуществляют мини-проекты;

- совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;

- участвуют в  школьной конференции с результатами своих работ.

Познавательные:

- с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

- искать и анализировать доступную информацию;

-представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей;

-совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта.

Регулятивные:

-выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

-участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

-осуществлять взаимооценку  действий и результатов коллективной  работы, оценивать свой вклад в неё;

Коммуникативные:

-консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

-вести учебный диалог с учителем, одноклассниками;

-строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

-способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы.

         Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами;  формулировать  вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы)

Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3 и 4 кл.)

Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект;

овладение способами организации  индивидуального исследования

             Содержание

Позиция учителя

и учащихся

         Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование более сложных проектно-исследовательских умений;

- овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект);

  -организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена.

Учитель:

организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

инициируют,

выбирают.

- осуществляют поиск информации в источниках разного типа;

- анкетируют других детей и взрослых;

-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;

- с помощью учителя осуществляют образовательные проекты;

- овладевают навыками социального проектирования;

-  оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям;

- участвуют в  конференции с результатами своих работ.

Познавательные:

-формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы;

-выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение,  интервьюирование и др.);

-творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.;

-формулировать выводы и заключения.

Регулятивные:

-инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации;

-распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта;

-осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта.

Коммуникативные:

-аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров;

-инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов;

-представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области.

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, приобретение опыта разных видов проектирования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...