Проект "Как хорошо уметь читать"
проект на тему
Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего развитие сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения и творческого потенциала во внеурочной деятельности.
Приложение №1 "Диагностика уровня чтения" к проекту "Как хорошо уметь читать"
Приложение №2 Банк игровых заданий для развития качества чтения (Мажева Е.А.)
Приложение №3 Литературная викторина "Сказки К.И.Чуковского" (Лысенко Л.А.)
Приложение №4 Отчетная читательская конференция 3 класс по сказке Ганса Христиана Андерсена «Оле Лукойе» (Гайворонская Н.П.)
Приложение №5 Классный час "Кто много читает, то много знает" + презентация (Щербина Л.А)
Приложение №6 Родительское собрание "Привитие интереса к чтению" (Юнусова Е.В.)
Приложение №7 Сценарий праздника "Как хорошо уметь читать" (Чернецкая Л.Н.) + презентация (Мажева Е.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Как хорошо уметь читать" | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»
Педагогический проект
«Как хорошо уметь читать»
Авторы проекта: педагоги МО учителей начальных классов.
2016
Аннотация проекта
Проект направлен на развитие читательской активности у обучающихся 1-4 классов с ОВЗ.
Исходя из требований Федерального государственного стандарта начального общего образования одним из необходимых условий достижения нового, современного качества образования является осознанность обучающимися значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам.
Новизна проекта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего развитие сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения и творческого потенциала во внеурочной деятельности.
Актуальность темы.
В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал – «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя». Чтение – это и то чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Жизнь подсказывает, что если ребёнок научился читать, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ученик не овладел чтением, он чувствует какую – то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность хорошо учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет в школе реализовать свои способности, то положительное, что в нём заложено. Недостатки в сформированности навыка чтения обязательно скажутся на его общей успеваемости.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладением навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).
У детей, с нарушением интеллекта, формирование навыков чтения характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений. Некоторые из них выявляются уже в период обучения грамоте: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием. Они испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. В связи с затруднениями в осмыслении текста, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в 2 раза медленнее, чем у нормально развивающихся детей
Учителями начальных классов и специалистами нашей школы выявлен недостаточный уровень развития навыка чтения. Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Наблюдения и индивидуальные беседы с учащимися, воспитателями , родителями показали, что большинство детей не любят читать и считают чтение наказанием. Сегодня школьники больше времени проводят перед телевизором и компьютером, чем с книгами. А для развития полноценного навыка чтения одних уроков недостаточно. Поэтому возникла необходимость в организации целенаправленной систематической внеурочной деятельности, направленной на решение этой проблемы.
Педагогам приходится преодолевать противоречие между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлен проект «Как хорошо уметь читать».
Цель: повышение качества чтения у младших школьников с ОВЗ
Задачи:
1. Провести диагностики качества чтения.
2. Найти эффективные приёмы по развитию читательской активности у учащихся младших классов.
3. Организовать внеклассные занятия по чтению.
Ожидаемый результат:
Положительная динамика качества чтения
Повышение уровня читательской активности
Повышение успеваемости по чтению
Раскрытие творческих способностей детей
Тип проекта по доминирующей деятельности : практико –ориентированный (с элементами творческого)
Материально-технические ресурсы: учебный кабинет, мультимедийный проектор, ноутбук, библиотека, литературные произведения.
Сроки проведения: 01.02.2016 – 20.05.2016
Авторы проекта: учителя начальных классов, логопед, дефектолог3
Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители детей
Музыкальное сопровождение - Абельтаров Т.Н.
План проекта.
Первый этап (01.02.16-07.02.16) – подготовительный | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | Совещание педагогов-участников проекта | 01.02.16 | Лысенко Л.А., учитель начальных классов | |
Подбор методической литературы для реализации проекта | поиск в интернете, библиотеке | 02.0216 | Создание «Банка» игровых заданий | Мажева Е.А., дефектолог |
Составление плана проекта | Совещание педагогов-участников проекта | 03.02.16 | Выбор мероприятий, определение сроков, распределение обязанностей | Гайворонская Н.П., учитель начальных классов |
Первоначальное выявление уровня качеств чтения | Диагностика | 04.02.16-07.02.16 | 1 кл.- таблица№1 2кл.- таблица№2 3кл.- таблица№3 4кл-таблица№4 | Учителя начальных классов |
Второй этап (08.02.16.-14.05.16) – основной | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Формировать необходимость посещения библиотеки | Экскурсия в библиотеку | 08.02.16. | Повышение интереса к чтению | Гайворонская Н.П., учитель начальных классов |
Привлекать к активному чтению | Мастерская творческого чтения | Каждая пятница | Повышение интереса к чтению | Учителя начальных классов, логопед |
Развивать технику чтения слабых учащихся | Работа со слабыми учащимися | 1кл.-вторник 2кл.-среда 3кл.-воскресенье 4кл.-четверг | Скорость чтения слабых учащихся довести до нормы | Чернецкая Л.Н. Лысенко Л.А. Гайворонская Н.П. Щербина Л.А. |
Развивать скорость чтения | Караоке на перемене | Ежедневно 4–я перемена | Увеличение скорости чтения | Мажева Е.А. |
Фиксировать промежуточ-ные результаты успехов учащихся | Выпуск стенгазет | Февраль Март Апрель | Повышение интереса к чтению | Гайворонская Н.П. Лысенко Л.А. Щербина Л.А. |
Повысить читательскую активность и значимость | Классный час «Кто много читает- тот много знает» | 1.03.16 | Повышение интереса к чтению | Щербина Л.А. |
Взаимодействие педагогов и родителей по развитию чтения | Родительское собрание на тему «Привитие интереса к чтению» | 20.03.16 | Осознание родителями их доли ответственности в вопросе развития навыка чтения у детей | Юнусова Е.В. |
Развивать интерес к чтению | Участие во Всероссийских конкурсах по чтению | Март- апрель | Дипломы победителей, сертификаты участников | Учителя начальных классов, логопед, дефектолог |
Подведение итогов | Общешкольное мероприятие «Как хорошо уметь читать» | 13.05.16. | Активность детей , раскрытие их творческого потенциала | Чернецкая Л.Н. |
Третий этап (15.05.16-20.05.16) – заключительный | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Выявление итогового уровня качеств чтения | диагностика | 15.05.16-16.05.16 | Положительная динамика по развитию качеств чтения Таблицы 1-4 (а) | Учителя начальных классов, логопед |
Создание портфолио проекта | Оформление документации презентация | 16.05.16.-20.05.16. | Оформлен в соответствии с основными требованиями к педагогическому проекту | Лысенко Л.А. Мажева Е.А. |
Содержание проекта.
I этап – подготовительный
На реализацию мероприятий данного этапа была отведена 1 неделя. За данный период учителя начальных классов провели диагностики качеств чтения, выявили типичные ошибки, допускаемые учащимися (приложение 1). В соответствии с полученными результатами была определена проблема, поставлены цели и задачи, составлен план работы. Все педагоги изучали дефектологическую литературу, посвящённую вопросам формирования чтения у детей с нарушением интеллекта, где раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К. Аксёнова, А.И. Граборов, Р.С. Левина, В,Г, Петрова, Н.К. Сорокина, Р.И. Лалаева и другие), а также искали новые приёмы работы по данной теме. Дефектологом был разработан «Банк» игровых занятий, способствующий не только выработке основных качеств чтения, но и развитию интереса (приложение 2)
II этап – основной
Для достижения поставленных целей учителями начальных классов были выбраны два ведущих направления работы, это занятия в «Мастерской творческого чтения» и индивидуальная работа со слабыми учащимися по чтению.
Занятия в мастерской творческого чтения проводились 1 раз в неделю в каждом классе.
Ребята первого класса слушали русские народные сказки ( «Репка», «Теремок», «курочка Ряба» и др.), принимали участие в чтении фрагментов сказок, рисовали и лепили персонажей. По прочитанным сказкам выполнили поделку: книжку-раскладушку, иллюстрированную самими учащимися.
Второй класс с большим удовольствием познакомился с произведениями К. И. Чуковского и С.Я. Маршака. За этот период было прочитано много сказок: «Мойдодыр», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. На занятиях ребята читали по ролям, инсценировали, участвовали в конкурсах и викторинах (приложение 3), а так же изготовили макет с фигурками героев на магнитах для демонстрации сказки «Муха- цокотуха».
Для внеклассного чтения в третьем классе были выбраны сказки Г. Х. Андерсена («Оле -Лукойе», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине» и др.) По прочитанным произведениям проводились читательские конференции (приложение 4), монтирование картин, драматизации понравившихся отрывков, выполнялись поделки а в заключении был созданы мультфильм и «Театр в коробке».
Ребята четвертого класса окунулись в мир книг шведской писательницы Астрид Линдгрен. Задорная девчонка Пеппи Длинный чулок не только познакомила ребят со своими приключениями, но и «приготовила для них немало неожиданных сюрпризов»: конкурс рисунков и поделок, просмотр фильма, заочное путешествие в Швецию, классный час о пользе чтения и др. (приложение 5)
По окончании чтения сказки ребята изготовили макет куклы Пеппи.
Индивидульные занятия проводились 1-2 раза в неделю со следующими учащимися.
1класс - Андрей C., Настя И.
2 класс - Дима П., Катя К.
3класс – Дима К., Саша К.
4 класс- Дима К, Саша К.
Для выработки правильного чтения педагоги использовали следующие приёмы:
1. Звуко- буквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой.
Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово можно записать на доске по слогам и прочитать его.
2.Чтение таблиц со стечением согласных, с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
стр | А | О | ы | е |
скл | ||||
скр |
3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. др.)
4.Самостоятельное выделение учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.
5.Своевременное объяснение значения слова, составление толковых словариков.
Со слабыми учащимися 1-4 классов проводились дополнительные занятия специалистами школы: логопедом и дефектологом. Для развития качеств чтения и поддержания к нему интереса были организованы экскурсии в библиотеку, выпуск стенгазет, разучивание стихов, песен, инсценирование сказок.
Интересным и полезным оказался новый приём- караоке детских песен. Применялся на переменах и внеурочное время дефектологом школы.
Когда ребенок поет караоке - он:
- концентрирует внимание;
- раскрепощается;
- учится быстро читать (не умеющий читать – учит буквы, сопоставляет их графическое обозначение со звучанием);
- тренирует артикуляционный аппарат (дикцию);
- делает дыхательную гимнастику (занятия вокалом задействует всю дыхательную систему);
- развивает чувство ритма;
- развивает слух (вслушиваясь и подстраиваясь к музыкальной теме вокальной партии);
- развивает воображение и актерские навыки;
- тренирует память;
- дает выход эмоциям;
- повышает самооценку (особенно если после исполнения получает одобрение и похвалу зрителей и слушателей);
- весело и с пользой проводит время.
Очень важна роль родителей, воспитателей в вопросе привития интереса к чтению. В конце 3 четверти было проведено собрание для родителей и воспитателей учащихся 1-4 классов, на котором концентрировалось внимание на значение книги в нравственном воспитании ребёнка, были даны рекомендации по руководству детским чтением, а также предложены список литературы (с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей), приёмы и методы в помощь родителям по привитию детям любви к чтению (приложение 6)
Завершением основного этапа по проекту стало итоговое мероприятие «Как хорошо уметь читать», на котором ребята продемонстрировали свои успехи по чтению, творческие способности (приложение 7)
III этап- заключительный
На реализацию задач третьего заключительного этапа отводились сроки с 15.05.2016 по 20.05.2016г. В этот период были проведены итоговые диагностики по сформированности основных качеств чтения в 1-4 классах (приложение 1), проведено совещание педагогов-участников проекта, с целью подведения итогов и осмысления дальнейших перспектив по проекту «Как хорошо уметь читать».
Данный проект оформлен в бумажном, электронном виде с презентацией в соответствии с основными требованиями к педагогическим проектам/
Заключение
Обзор литературы о методах предупреждения и преодоления нарушений правильности чтения у детей помог отобрать и провести классификацию наиболее эффективных приёмов для формирования навыков правильного чтения у умственно отсталых учащихся с учётом психофизиологической основы навыка чтения, определить их направленность.
Результаты обследования уровня развития навыка чтения у учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют о том, что были подобраны эффективные приемы и методы работы. В 1 классе все дети научились читать по слогам (кроме Баландина И. – индивидуальный план обучения), различать сходные по начертанию графемы, быстро соотносить звуки с буквами, научились соотносить прочитанное слово с конкретным предметом, признаком, действием. Во 2,3,4 классах у большинства учащихся увеличилась скорость чтения, понимание прочитанного текста, особенно в процессе его чтения молча, чтение вслух стало более технически совершенным, правильным, выразительным. Повысился интерес к чтению, читательская активность (дети стали чаще посещать библиотеку, принимать участие в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах) (приложение 8) Положительная динамика видна как по чтению, так и по другим предметам.
Цели, задачи проекта выполнены, ожидаемые результаты получены в полном объёме.
Целенаправленная и систематическая внеурочная деятельность, направленная на развитие навыка чтения и интереса к чтению, помогает эффективно решать коррекционно- развивающие задачи, а также полноценно реализовывать системный и деятельностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В проекте подобраны различные формы внеурочной деятельности по чтению, выявлены приемы и методы работы, которые помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья избежать ситуации неуспеха, преодолеть негативизм к чтению, способствуют совершенствованию и развитию навыка осмысленного качественного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),
Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"
презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...
Как хорошо уметь читать
Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо читать. Познакомить ...
как хорошо уметь читать...выразительно.
Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...
как хорошо уметь читать
рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...
Блог "Как хорошо уметь читать!"
Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...
Проект КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
Проект в 1 классе...